echelpanov

Categories:

Возвращаясь к словам протоиерея Димитрия о "гражданском браке"

Из беседы Иисуса Христа с самарянкой:

Евангелие от Иоанна, 4: 17-19

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 

ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 

Протоиерей Константин Пархоменко, иерей Свято-Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга:

«У женщины было пять сожителей, и вот она живет с шестым. Христос показывает, что все про неё знает, знает ее жизнь…

Возможно, что в этом диалоге Иисуса с самарянкой кроется еще один смысл: согласно библейскому рассказу 4 Царств (17: 24-41), пять народов смешались с самарянами и сделали их народом, с которым иудеи не общались. Значит, этот фрагмент разговора больше, чем разговор о личной жизни женщины. Это разговор о судьбе народа, который волей исторических обстоятельств потерялся, впал в религиозный блуд, изменив Единственному Супругу – Богу. И вот теперь у него есть шанс найти себя во Христе. Совсем уже в широком смысле – разговор, как мы выше упомянули, о судьбе всего человечества, которое заблудилось и гибнет без Христа со своими привязанностями и религиозным блудом (то есть, язычеством).»

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/voda-zhivaja-beseda-iisusa-xrista-s-samarjankoj.1997/

Святитель Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский:

«Теперь-то Господь чрез пророческое ведение открывает Свою силу, перечисляет прежних ее мужей и обнаруживает того, которого она теперь скрывает.   

Некоторые под «пятью» мужами самарянки разумели пять книг, которые только принимала самарянка. «Тот, – говорит, – которого ныне имеешь, то есть учение Мое, которое ныне принимаешь от Меня, не муж тебе; ибо ты, не  сопряглась еще с Моим учением – Иисусовым».   

Иной скажет, что самарянка служит образом природы человеческой. Естество наше прежде жило на горе, обладало умом, полным божественной благодати. Ибо Адам прежде, чем согрешил, был украшен всеми божественными дарованиями. Он был и  пророк. Пробудившись от сна, он ясно высказался о создании жены и об отношении мужа к ней, ибо сказал: "это ныне кость от костей моих» и «для сего... оставит человек отца своего и мать» (Быт.2:23–24). На сей горе, высоком уме, было наше естество, но за оскорбление Бога отведено в плен. И диавол, пленивши нас, семя святое, то есть всякую божественную мысль, отвел в Вавилон, то есть в смешение здешнего мира. Вместо святых мыслей он поселил помыслы грубые: львы царствующие в нас добрые помыслы пожирали, доколе не убедили их принять речения Божии. Но они приняли их не всецело. Ибо злоба, однажды поселившись на горе нашей, то есть в уме, хотя приняла книги Моисеевы, однако же, не стала всецело добра, но и еще была под проклятием. Итак, Иисус, совершивши путь, то есть прошедши многие пути домостроительства и способы к нашему спасению, улучшая нашу жизнь то угрозами, то ударами бедствий, то благодеяниями, то обещаниями благ, и стараясь исправить нас такими способами,  утрудился. Но Он нашел и иное домостроительство, на котором, как удовлетворительном, сел и успокоился. Какое же? Источник крещения, которым Он облагодетельствовал наше естество, как бы некоторую самарянку. Сей источник крещения справедливо может быть назван источником Иакова, то есть запинателя, ибо в сем источнике всяк попирает диавола. В нем и Господь разрушил голову дракона, которого отдал в пищу людям эфиопским (Пс. 73, 14). Ибо драконом сим не иной кто увеселяется и питается, как люди, омраченные и черные по душе, не имеющие участия в божественном свете.   

С сим естеством нашим вступили в союз пять мужей, разные законы, данные ему от Бога: закон в раю, закон при Ное, закон при Аврааме, закон при Моисее, закон чрез пророков. Ибо Ной после потопа принял некоторую заповедь (Быт. 9:1–17), а Авраам  заповедь обрезания (Быт. 17:1–14). Сопрягшись с сими пятью законами, естество наше впоследствии приняло и шестой закон Нового Завета, которого не имело мужем и с которым еще не  сочеталось.   

Иной под шестым законом, которого естество наше не имело мужем, может разуметь закон идолослужения. Ибо сей закон не был дан ему от Бога в мужа, но оно смешалось с ним как прелюбодейца. Посему и пророк говорит: «и блудодействовали в древе» (Иер. 2, 20) и опять: «блудодействовала позади всякого дерева» (Иез. 16), говорит, очевидно, о том, что они почитали изваяния и деревья. Ибо естество наше до такого дошло безумия, что и деревьям красивым, кипарисам, яворам и подобным, приносили жертвы за их красоту. Итак, когда человек полюбил этого шестого прелюбодея и ниспал в идолослужение, тогда Господь приходит и освобождает нас от него, посему и говорит: «тот, которого ты ныне имеешь». Ибо ко времени пришествия Христова, действительно, и мудрецы иудейские обратились к язычеству, как это показывает ересь фарисеев, верующих судьбе и звездочетству.   

Самарянка есть и всякая душа, которая неразумно подчинилась пяти чувствам, потом приняла и ложные учения, как бы шестого прелюбодея, но которой Иисус благодетельствует или крещением, или источником слез. И слезы могут быть названы колодезем Иакова, то есть ума нашего, попирающего злобу. Воду сию пьет и сам разум, и дети его – помыслы, и скот его – неразумные части души, гнев и пожелание. Ибо слезы служат освежением для ума и для помыслов, и для прочих сил души.»

https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/

Можно сказать, что эта сцена в Новом Завете обычно трактуется святыми отцами в каком-то вселенском символическом значении, весьма отдаленным от обыденной жизни простых людей. Интересно, что намерение посланников фарисеев побить блудницу камнями в четвертой главе Евангелия от Иоанна и ее спасение Христом Феофилакт Болгарский вообще никак не комментирует. Вы не найдете в интернете никаких его слов по этой теме http://bible.optina.ru/new:in:08:11

Скриншот - https://web.facebook.com/monkdymitriy.pershin?__tn__=%2CdC-R-R&eid=ARCQru90HVFSaqzzRbW7mgcEKcAh25UfkInhNYctMCA5HVMR4S-Boc6G8D9yDeuyvwxVuIhAZlV7_Bz8&hc_ref=ART71BIJkgq03AfooSTS6OuDucNiSo-ukgDPyLCN0t5cwZ5rPh6672xwz_bKA0oflmc&fref=nf
Скриншот - https://web.facebook.com/monkdymitriy.pershin?__tn__=%2CdC-R-R&eid=ARCQru90HVFSaqzzRbW7mgcEKcAh25UfkInhNYctMCA5HVMR4S-Boc6G8D9yDeuyvwxVuIhAZlV7_Bz8&hc_ref=ART71BIJkgq03AfooSTS6OuDucNiSo-ukgDPyLCN0t5cwZ5rPh6672xwz_bKA0oflmc&fref=nf

Протоиерей Димитрий Смирнов:

«Моя позиция — она направлена на мужчин. Потому что такое отношение к женщине — оно неблагородно и унизительно. <…> Когда мужчина покупает автомобиль — он почему-то его регистрирует, ему даже дают два регистрационных номера (спереди и сзади), когда мужчина покупает квартиру, он почему-то её регистрирует быстро. А брак считается чем-то третьестепенным, что ставит женщину в это ужасное положение. (...)

У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и всё, а так тебя никто за жену не считает.

Пресса врет, придумывает. Сказали: «Отец Димитрий взял и оскорбил миллионы женщин». Да вообще не о женщинах шла речь на этой встрече. Как я могу женщин ненавидеть, обижать? У меня 80% женщин в приходе, у нас любовь, я каждой в чем-то помогаю. Особенно при разводах — рассказываю, что делать с этими идиотами, тварями, которые просто издеваются, как безопасно из этого выйти. <…> Я всегда был за женщин, всегда, был за слабых. Но мужчины превратили их в содержанок, в проституток. Никто жениться не хочет.»

https://medialeaks.ru/news/1702mmg-priest-women-cars/

Сегодня также прочитал один комментарий женщины в Facebook со ссылкой на ее духовного отца [действующего пожилого священника без указания имени] в Санкт-Петербурге. Мне он показался интересным:

«... протоиерей Димитрий Смирнов полностью прав в том, что он сказал. Но многие его высказывания в последние годы весьма категоричны, так разговаривать с людьми в России нельзя, он может быть понят весьма превратно. Очень невоздержан на язык.

В нашей стране большая проблема с заключением браков. Сперва поживут какое-то время вместе, потом не хотят жениться. Очень плохой пример [гражданам России — Е. В.] подал президент. Он не мог по-тихому развестись, без журналистов? Этот его поступок был вынесен на всенародное обсуждение. Жена постоянно его везде сопровождала, ездила за ним повсюду, смирялась с трудностями...

Что касается Собчака, он хороший политик. Были какие-то разногласия у него с митрополитом Иоанном Снычевым, но не особо важные или представляющие для Церкви какое-то особое значение. Его дочь росла как яркий представитель золотой молодежи, без всякого контроля со стороны матери. Она не преодолевала ступеней вверх по карьерной лестнице, выросла очень распущенной. Но это не вина одного Анатолия Собчака...».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded