echelpanov

Categories:

Чем троеперстие лучше двоеперстия?

Недавно прочитал в одном историческом журнале про гибель 500 иноков при жесточайшем (если не изуверском) подавлении староверческого бунта в Соловецком монастыре при Алексее Михайловиче (1676 г.). Тогда царь пообещал стрельцам за взятие обители повышенное вознаграждение, после семилетней осады от соловецких пушек погибло много служилых людей во время многочисленных приступов. Проникновение в крепость произошло после предательства перебежчика Феоктиста, который указал место в стене, где находилось наспех заложенное камнями окно. Архимандриту Никанору стольник Иван Алексеевич Мещеринов выбил зубы, потом пытал его каленым железом, обливал кипятком и рвал ногти (как в чрезвычайке НКВД), а затем приказал бросить еще живого старца в ров с водой. Многих зарубили холодным оружием. Что-то не слышно осуждающих возгласов либеральных историков (из тех, кто критикует опричную политику Ивана Васильевича Грозного), они все в основном зациклены на 1937-м годе, когда Сталин натравил чекистов на «ленинскую гвардию» и ее сообщников, в основном лиц еврейской национальности (до этого отметившихся в качестве организаторов массового террора против русского православного населения). Новомученики как-то им совсем не интересны, хотя они обязаны не делить людей на национальности, по религиозному или классовому принципу. Нормальный православный человек вряд-ли когда-нибудь поймет, зачем нужно реабилитировать троцкистов, в чем тут юридическая справедливость?

Интересно, насколько правомерным с богословской точки зрения было сопротивление иноков обители царскому регулярному войску? Кто в данном случае впал в явную ересь — Государь Алексей Михайлович (пойдя на подобные крайние меры) или соловецкие монахи, некоторые из которых называли царя антихристом? Нужно ли было им покориться, даже сознавая собственную правоту? К слову, все прославленные до середины 17 века нашей Церковью святые крестились двумя перстами (такими они были изображены и на иконах), сейчас двоеперстие считается Московской Патриархией вполне каноничным, можно креститься двумя и тремя пальцами, дело ведь не в комбинации конечных частей кисти руки — это не единственная причина раскола, тут больше сыграла свою роль политика, желание Москвы заручиться поддержкой греческой Церкви. Крестился двумя перстами, по всей видимости, и великий равноапостольный киевский князь Владимир, так как замена двоеперстия на троеперстие произошла у греков в Византии после борьбы с ересью монофизитства в XII-XIII вв. Известна фреска Исус Христос. Фрагмент росписи катакомбы Петра и Марцеллина в Риме. 3 век., где Спаситель изображен с двумя благословляющими перстами https://sergeyurich.livejournal.com/869166.html Сейчас священники говорят: «Мы крестим себя тремя перстами в честь Святой Троицы, а Господь Иисус Христос – второе Лицо Святой Троицы и поэтому зачем Господу складывать троеперстие?» http://selenginskii-monastery.cerkov.ru/novosti/troeperstie/. Они бы еще поучили «неправильно» крестившихся дониконианских русских святых (те, видимо, не соображали, что делали. Что же Господь не просветил их по поводу такого явного заблуждения? Я имею в виду прп. Сергия Радонежского, прп. Кирилла Белозерского, прп. Нила Сорского, прп. Иосифа Волоцкого, борца с «ересью жидовствующих», прп. Александра Свирского, которому явилась Святая Троица, прп. чудотворца Иова Почаевского, борца с унией и др.). На мой взгляд, верность святоотеческой традиции заслуживает уважения (если при этом не впадает в опасную крайность). 

Вероятно, что у всех была своя правда: и у Патриарха Никона, руководствовавшегося благими побуждениями, и у протопопа Аввакума, отстаивавшего древние богослужебные книги. Главная проблема состояла в том, что никто не хотел идти на уступки и искать устраивающего всех компромисса. Особая ответственность за раскол как трагедию всенародного масштаба, лежит, конечно, на государственной власти (она более в нем виновна), которая ломала противников церковной реформы через колено, особо не задумываясь о последствиях своей действий. Очень сомнительно, что Алексей Михайлович удостоился почетного места в Царствии Небесном, хотя при жизни он был весьма благочестивым.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded