echelpanov

Category:

Великий Четверг

Канун Великой Пятницы

Воспоминание Тайной вечери, предательства Христа апостолом Иудой и начала Крестного пути Спасителя.

Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

(песнопения из службы в четверг Страстной седмицы Великого Поста)

Божественная Литургия в храме св. равноап. вел. князя Владимира в Мурманске, 16. 04. 2020
Божественная Литургия в храме св. равноап. вел. князя Владимира в Мурманске, 16. 04. 2020

Приступать к святой чаше нужно со страхом Божиим и благоговением

Святитель Иоанн Златоуст: 

«Одна у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщились этой пищи. Действия этого таинства совершается не человеческою силою. 

Тот, Кто совершил их тогда, на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится: трапеза не допускает тех, которые не таковы. “С учениками Моими, – говорит Христос, – совершу пасху” (Мф. 26: 18). Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той». 

См.: Cвятые отцы о таинстве Причащения

https://pravoslavie.ru/31496.html

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.» 

(Воскресная песнь по чтении Евангелия https://pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi13.htm)

Святой и Животворящий Крест Христов.

Дерево, из которого он был изготовлен, состояло из трех в одном: сосны, кипариса и кедра. Удивительна история его обретения. Содом и Гоморра — два города, уничтоженные Богом за грехи людей. Единственным выжившим был Лот со своей семьей. А накануне разрушения к его дяде, ветхозаветному Аврааму, спустились три ангела, которые сообщили о случившемся и рождении у столетнего старца первенца. В подарок приподнесли три посоха: сосновый, кипарисовый и кедровый.

Авраам за грех кровосмешения наложил на Лота епитимию: посадить в Иерусалиме подаренные ему три посоха и ежедневно поливать водой из Иордана, пока те не прорастут [вспоминается сюжет из телевизионной сказки «Морозко». В основе сюжетов многих русских сказок лежат эпизоды из житий святых и Священного Предания — Е. Ч.]. 47 лет Лот исправно это делал, а на 48-й год посохи пошли в рост: слились в триединое дерево и зазеленели. Так в самом его основании было заложено покаяние и символ Бога — Пресвятой Троицы.

При строительстве храма царя Соломона рабочие срубили его и за ненадобностью бросили его в овчую купель. Заметив, что вода из нее способствует излечению, превратили в целебную купальню — Силоамскую купель. Брус продолжал лежать в воде на дне бассейна, а через тысячу лет, в день ареста Иисуса Христа, всплыл на поверхность. Ненавидящие Господа, искавшие возможность еще больше навредить Спасителю, решили воспользоваться этим бревном. Они хорошо знали, что осужденный на распятие узник сам понесет свой крест на место распятия. И что дерево, пролежавшее столько в воде, стало мореным, особо тяжелым. Таким образом, еще в несколько раз отягчили крестную ношу Божественному Страдальцу.

Цит. по: 

Искупительный подвиг Спасителя (По следам Крестного Пути Иисуса Христа). Телеканал «Союз», 2013

«Нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат пред всесвятою Кровию вочеловечившегося Господа, пролитою за нас». 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)  

«Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы, человеки, исцелехом» (Исаия  53, 5) В этом фильме мы предлагаем с покаянием и молитвой пройти Крестным Путем Господа нашего Иисуса Христа.

https://ok.ru/video/268693606724

«Ладно, Ваше Величество, идемте!»

— обращение римского война к Спасителю во время несения им Креста через улицы Иерусалима на Голгофу (из фильма «Страсти Христовы», 2004)

Архиепископ Аверкий Таушев (1906-1976): «Учит Страстная седмица нас и тому, что невинно переносимая скорбь вознаграждается: что за достойно перенесенными страданиями следует непременно ни с чем земным несравнимая светлая радость Воскресения.» 

https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/sovremennost-v-svete-slova-bozhija-slova-i-rechi/3_37

+ + +

Схимонахиня Николая Гроян на одном из своих выступлений (вечер в Санкт-Петербурге «Царский архиерей», удаленный с ю-тюб) передавала слова о. Николая Гурьянова: «На нас много атак идет из-за почитания Государя Николая II, именования его искупителем. Ведь это первый курс семинарии, любого мученика можно назвать искупителем. Взять хотя бы Бориса и Глеба. Понятно, что искупает грехи человеческие лишь Христос. Но мученическая кровь проливается за Христа, тоже во искупление каких-то человеческих прегрешений. Кроме того, как нас учат святые отцы [например, прп. Максим Грек — Е. Ч.], царь — это образ Бога, Царя Небесного на земле» (цитирую по памяти). Вообще каждый человек — это образ Божий. Отец Николай призывал действовать тонко, обдуманно, с любовью, не навязывать никому своего мнения по этому поводу.

К примеру, те же Борис и Глеб своими страданиями предотвратили гражданскую междоусобицу на Руси, отказавшись от сопротивления своему брату Святополку, захватившему власть в Киеве. Отвели большую беду, которая могла произойти по грехам наших предков (подобного поведения политиков древней Руси не понимает В. В. Путин, о чем он говорил в галерее Ильи Глазунова 12 июня 2009 г. Вообще житие Бориса и Глеба — это программа воскресной школы, которые брали пример со Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Президент тогда сказал, что ему больше нравится блгв. князь Александр Невский, никогда больше к этому вопросу он не возвращался). Чем не жертва Богу за свой народ?

Можно еще вспомнить, что их отец, равноапостольный князь Владимир, начал свое княжение с убийства собственного брата, супругу которого он сделал своей наложницей. Современные православные богословы, спикеры Патриархии, нас учат, что «закона кармы» или метафизической ответственности детей за грехи родителей не существует (так утверждает Патриарх Кирилл и многие другие, не боится противоречить мнению Святейшего по этому поводу в своих публичных лекциях и беседах только протоиерей Андрей Ткачев). Хотя в Евангелии апостолы прямо говорят своему Учителю: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9:1). Прп. Исидор Пелусиот (эгзегет и богослов) при толковании этого отрывка приводит ссылку на Ветхий Завет: «грехи отцев на чада до третияго и четвертого рода» (Втор.5:9) http://bible.optina.ru/new:in:09:02

Сравните статью ниже со словами схимонахини Николаи:

К вопросу о возможности наименования великомученика императора Николая Второго искупителем грехов русского народа 

Автор: протоиерей Борис Прокофьев, клирик прихода Блаженной Ксении Петербургской деревни Визябож Сыктывкарской епархии (республика Коми). Известен также многочисленными публикациями на популярных православных интернет-порталах.

https://apologet.spb.ru/ru/духовная-жизнь/27-царственные-страстотерпцы/3660-k-voprosu-o-vozmozhnosti-naimenovaniya-velikomuchenika-imperatora-nikolaya-vtorogo-iskupitelem-grekhov-russkogo-naroda.html

(текст статьи я не стал сюда приводить из-за желания сэкономить место)

Когда мы говорим про «искупительный мученический подвиг» царя Николая II и грехи русского народа (к которым сам «искупитель», согласно догматическому богословию, должен быть непричастен), то мы имеем в виду прежде всего грех нарушения Соборной клятвы 1613 года, данной нашим народом роду Романовых «до Второго пришествия Христова» и грех предательства Царской семьи, отказа от царской власти в 1917-м. Так называемое «отречение» не имеет к этому совершенно никакого отношения, так как император не упразднял монархию, отказавшись от собственных властных полномочий, а передавал престол сыну Алексею (брату Михаилу?). Утверждают еще, что он отрекся за себя и за сына, но тут скорее всего имели место подложные документы (во всяком случае это не исключено), как это было с последним приказом по армии, подделанным генералом Алексеевым. По мнению доктора исторических наук В. М. Лаврова, Государь не призывал военнослужащих присягать Временному правительству. 

Удивительно, что в XX веке Россия как независимое государство и Русская православная церковь не прекратили своего существования после всех случившихся с нашей страной катаклизмов. Иначе как долготерпением, милостью Божией по молитвам Богородицы, Архистратига Михаила, царя Николая II, многих других святых русской земли православному христианскому сознанию это объяснить весьма сложно (хотя бывают разные люди, вроде диакона Андрея Кураева, который считает исчезновение европейских самодержавных монархий в XX веке «Промыслом Божиим», который якобы учит людей таким образом самостоятельности — из лекции ABC Projects в паре с С. Л. Фирсовым на ю-тюб).

Протоиерей Николай Гурьянов говорил, что Святая Русь никогда не умирала, она сокрылась (или сокрыта) до времени.

Питирим (Творогов), епископ Душанбинский и Таджикистанский Русской Православной Церкви:

«А что касается царской семьи, Анны Вырубовой... Царь пошел по пути следования за Христом. Его подвиг - Христоподражательный. Сейчас много споров идет о нем, даже ересь появилась, что царь - искупитель. В абсолютном смысле царь Николай II не может называться искупителем, подобно Христу - Искупителю грехов всех людей, Спасителю. Но его, как подражателя подвигу Христа, мы можем назвать искупителем русского народа. В богослужебных текстах мы часто встречаем такие слова по отношению ко многим святым мученикам. Они подражают искупительному подвигу Христа, но они не являются в догматическом смысле искупителями. И Господь милует народ, за которого предстательствует перед Престолом Божиим этот царь.  

Христос был оклеветан, и царь Николай II был оклеветан - еще при жизни. Вся царская семья была оклеветана. И до сих пор клевета продолжается - и это говорит о том, что его подвиг правильный.»

Источник: http://www.pravoslavie.ru/90539.html

(официальный сайт Сретенского мужского монастыря в Москве, ул. Большая Лубянка, 19, стр. 3)

Христоподражательным мученический подвиг царя Николая II и его семьи называл и митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин Пушкарь:

«Император Николай II принес себя и свою Семью в жертву за свой народ и остался до смерти верен Христу, Cвятой Матери-Церкви и Русскому народу.»

Подробнее — http://www.inform-relig.ru/publication/detail.php?ID=16337

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896-1966):

«Кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф. 27, 25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству.

Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха.»

«Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.

Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы – перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским!

Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ей бедствий.

Тогда Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси.

Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!»

В другой своей проповеди святитель Иоанн говорит, что «прообразом страдавшего и воскресшего Христа был праведный Иов Многострадальный (...), книга о котором читается на Страстной седмице, потому что праведный Иов был первым прообразом Великого Страдальца за наши грехи, Спасителя мира. Подобно Иову, из обладавшего большим богатством сделавшемуся нищим, Сын Божий, оставя небесный Престол Свой, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, терпевшим все нужды человеческие и «не имевшим где главу приклонить». Как праведный Иов терпел укоризны от своих ближайших друзей, так и Христос претерпел поношения и клеветы от Своих соплеменников и предательство Иуды. Но как после страданий св. Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых, возшел на Свой небесный Престол, воспеваемый ангелами и приемлющий поклонение от всего мира. Как были прообразы Христовы до Его пришествия на землю, так после пришествия Его, образами Его должны быть верующие в Него. Сам Христос сказал на Тайной вечери: "Образ (пример) вам дал, да якоже Аз сотворих вам и вы творите« (Ин. 13, 15). А святой апостол Павел говорит: «Подобны мне бывайте, якоже аз Христу». Человек создан по образу и подобию Божиему, и всякий человек должен в себе являть то подобие своими добрыми качествами, отражающими в нас подобие Божие. Грех осквернил природу, и человек стал неспособен к истинному добру, потеряв живое общение с Богом.

Христос Сын Божий, воплотившись, показал нам опять Первообраз, которому мы должны уподобляться. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе», – пишет св. Апостол Павел верующим (Фил. 2, 5). Таким живым напоминанием о страданиях Христовых явился в дни своих испытаний Царь Николай II. Предан он был теми, кому доверял. Оставлен был почти всеми приближенными, лишь немногие пошли с ним на его Голгофу. Толпы, еще недавно с восторгом встречавшие и приветствовавшие его, теперь поносили его, приветствуя тех, кто желал его казни. Как друзья Иова, недавно казавшиеся преданными ему, обвиняли его в несовершенных им преступлениях. «Распни, распни его» слышалось всюду, и те, кто оставался верен ему, не смели возвысить голоса, скрываясь «страха ради иудейска». С беззлобием и всепрощением переносил то Царь-Мученик.

«Я родился в день Иова Многострадального и мне предназначено страдать», –  говорил он еще задолго до скорбных дней. С терпением и кротостью переносил он все выпавшее на его долю и до дна испил чашу своих страданий. Как Иов, много делавший добра и прежде, еще больше, чем добрыми делами, прославился своими страданиями, так и Царь Николай II еще больше, чем многими славными деяниями своего царствования, прославился на весь мир страданиями и великодушным перенесением их. Через много тысяч лет он в себе явил древнего прообраза Христова Иова, сам уподобившись ему, и с Павлом может сказать: «Я язвы Господа Иисуса ношу на теле моем» (Гал. 6,17). Он явил всем пример исполнения заповеди Христовой и примет от Него вместо венца Царского Венец Правды. Безгрешен был невинный страдалец Христос, но не безгрешны ни праведный Иов, ни Царь-Мученик. Но кто с Христом страдает, с Ним и прославится. За согрешивших друзей Иова мог умолить Бога только сам праведный Иов, и за согрешившую страждущую ныне Русь нужна и сильна ныне молитва Царя-Мученика.»

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/krov-ego-na-nas/

См. также:

ВИДЕНИЕ О ЖЕРТВЕННОЙ ЧАШЕ

ВИДЕНИЕ, которое было матросу Силаеву с крейсера «Алмаз». Об этом видении рассказывается в книге архимандрита Пантелеймона «Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца» Jordanville, N.Y., 1976.

http://www.rus-sky.com/nasledie/tzar.htm

Источник: cобранные иереем Геннадием «Чудеса Царственных Мучеников». Эта книга была специально написана автором к Всероссийскому Церковному прославлению новых Царственных мучеников.

(Из журнала «Русский Паломник» Валаамского Общества Америки, № 15, 1997 г.)

О клеветнических обвинениях православных царистов в несуществующей «ереси царебожия» 

Выступление историка Леонида Евгеньевича Болотина на Научной исторической конференции в Екатеринбурге «Мученический Подвиг Царской Семьи» в отеле «Онегин» 14 Июля 2018 года НАУЧНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ «МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ» 14 Июля 2018 года.

https://www.youtube.com/watch?v=ysEmOa3TLhI

Искупитель (насколько я понял) имеется в виду не в буквальном, догматическом смысле, а в переносном, как подражание Христовой Жертве. Многим людям почему-то это очень трудно понять. Давно у нас в России не было богословских споров, дискуссий (обычно они кончаются обвинением друг друга в ереси). Есть только программа «НЕ ВЕРЮ! Разговор с атеистом» на «Спасе».

"Царский архиерей" — очень интересный продолжительный рассказ, как над о. Николаем Гурьяновым издевались в псковской епархии, как 8 января 1998 его буквально выгнали из храма, который он построил собственными руками и в котором служил сорок лет (если не больше), откуда пошли сплетни про «злых келейниц», которые заперли батюшку и никуда его не пускают. Псковская епархия при епископе Евсевии (которого сменил совсем недавно митрополит Тихон Шевкунов) — это один маленький ядовитый гадюшник, что можно понять по словам матушки Николаи, очень много нехорошего они там со своим духовником натерпелись. И это несмотря на хорошие отношения с Патриархом Алексием II и всяческую поддержку с его стороны. ВКонтакте можно найти небольшой отрывок этого вечера, минут 40-50.

Скачать книгу схимонахини Николаи «Царский архиерей» (I том):

https://talabsk.ru/12-arxierej-nikolaj-guryanovpskovoezerskij.html

+ + +

Настоятель нашего храма в Мурманске (протоиерей Виталий Шмидт) перед соборованием в воскресенье, 12 апреля, сказал что власть скоро встанет перед выбором: с кем она, со своим народом или... (я не расслышал), так как вводит беспрецендентные меры контроля за передвижениями собственных граждан. Знакомый священник его научил: «Если на улице остановят: куда идешь?» отвечать, что за хлебом. Утром в этот день у храма стояла полиция и записывала всех, кто выходил (адрес, место жительства, возможно и телефон).

Сегодня на проповеди батюшка нас призвал проявить послушание священноначалию (вчера на общей исповеди иеромонах Елеазар, тоже служивший сегодня, нам сказал, что «мы привыкли жить по указке» и отвыкли самостоятельно думать, если я правильно понял) и не ругать Патриарха, а то некоторые священники его много ругают, что является лицемерием. Сами на службе молятся «Великому нашему господину», а потом приходят домой и начинают ругаться. Так где вы настоящие — в храме или вне его? Призвал всех с достоинством перенести это испытание, все инструкции Патриархии в нашем храме соблюдаются — салфетки после Причастия (утилизируются согласно церковным канонам) и одноразовые стаканчики с запивкой.

Другой старенький батюшка, которого я очень уважаю (не из Мурманска), передал наставление в частной беседе, чтобы на Пасху не смотреть трансляцию из Храма Христа Спасителя, так как этот храм — не столько храм, сколько конференц-центр [там очень мало благодати], певчие стоят без головных уборов как в концертном зале. Лучше смотреть трансляцию с какой-то другой церкви (к примеру, на «Арктик ТВ» — там впервые будут показывать богослужение из Свято-Никольского кафедрального собора г. Мурманска, или на канале «Санкт-Петербург», там трансляция будет вестись из Казанского кафедрального собора — это я уже от себя пишу).

Протодиакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии (14.04.2020):

«Смысл и назначение иерархии, по Дионисию Ареопагиту, состоит в единении с Богом и уподоблении Ему. Следовательно, если в распоряжениях лиц иерархических мы встречаем нечто, как кажется, противоречащее смыслу и назначению иерархии, то данные распоряжения надлежит прочитывать более глубоким образом и в духе добродетели рассуждения отделять временное от вечного, политическое от духовного, внешнее от внутреннего.

Учитывая, что в настоящее время, к примеру, в Санкт-Петербурге возобновляется деятельность более 22 крупных предприятий, в т.ч. Балтийского завода, серьёзной угрозы эпидемии нет. Следовательно, нет никаких объективных препятствий для исполнения  православным человеком своего долга и призвания в эти святые дни Страстной Седмицы и Пасхи — посещения храмов Божиих, молитвы и причащения Святых Христовых Таин. И в случае возникновения препятствий к сему стоит вспомнить евангельские слова: «Просите и дастся вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам» (Мф. 7: 7).

В завершение расскажу об одном из примеров православного рассуждения.

В семидесятые годы ХХ в. на юге европейской части СССР свирепствовала холера. По распоряжению митрополита одной из областей были закрыты все храмы.

Но игумен одного из монастырей продолжал служить. К нему приехал митрополит и задал вопрос: «Почему не выполняете мой указ?»

На это игумен смиренно ответил: «Простите, владыко, я его сжёг».

И услышал в ответ: «Молодец».»

https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/14/o_dobrodeteli_rassuzhdeniya_

"Я уже говорил, что слова Святейшего Патриарха Кирилла о примере преподобной Марии Египетской, самоизоляции и посте надо понимать гораздо глубже. Мария Египетская начинала свой подвиг в Церкви, с Причастия Святых Христовых Тайн и завершила его в Церкви Причастием [здесь — намек диакона Владимира на необходимость ведения литургической жизни — Е. Ч.]. О уединенной молитве и духовных размышлениях прилично говорить в пост, но Страстная Седмица выводится за пределы Святой Четыредесятницы. В эти дни мы все вместе и благоговейно чтим Страсти Христовы, Его страдания, принятые ради спасения рода человеческого, а затем с чистым сердцем славим Христа Воскресшего. Тут уж не до воспоминаний о Марии Египетской. Это время светло праздновать Воскресение Христово. Как говорится: просветимся Торжеством и радостью друг друга обымем.

(...)

Русь, Российская Империя, Советский Союз и Россия всегда праздновали Пасху в самые нелегкие времена – в условиях монгольских нашествий, в страшных условиях Смутного времени, в Великую Отечественную войну. В блокадном Ленинграде были открыты храмы, несмотря на угрозу эпидемии. В 1942 году в Москве специально отменили комендантский час ради совершения светлой Заутрени, Крестного хода и Божественной Литургии. Никогда такого не было, чтобы Пасха Христова не совершалась под какими бы то ни было предлогами. Даже под вражескими бомбами и обстрелами в блокадном Ленинграде в 1942, когда в Великую Субботу немцы бомбили и расстреливали прихожан, пришедших освятить кусочки пасхального хлеба, не отменяли празднование Пасхи Христовой. Служба не прекращалась даже при обстрелах и бомбёжках храмов. А теперь из-за мнимой угрозы, призрака и химеры, мы откажемся славить Христа и будем дрожать в своих норах из-за глобалистических страшилок? Да не будет того! Дай Бог нам всем вместе, всей Русской Церковью, встретить святую Пасху в радости духовной и в единстве друг с другом, в единстве подлинном, а не виртуальном. Мы не хотим причащаться по Скайпу, мы не хотим молиться на телеэкран. Нам нужны живые храмы и живая Литургическая  богослужебная жизнь! Нам нужен живой Христос, Который истребляет всякие страхи и заразы! Аминь!

https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/13/edinstvo_podlinnoe_a_ne_virtualnoe_molitva_v_hrame_a_ne_na_teleekran

Весьма любопытно следить за публикациями Милены Геннадьевны Фаустовой, выпускницы философского факультета МГУ им. Ломоносова по специальности религиоведение, преподавателя Российского православного университета им. Иоанна Богослова, обозревателя приложения «НГ-религии» (журналист Патриаршего пула). 

РПЦ переживает кризис лояльности

Празднование Пасхи в пустых храмах может стать переломным моментом в отношениях церкви и государства

http://www.ng.ru/facts/2020-04-14/9_485_crisis.html

Смотрите также:

Григорий Явлинский. Россию готовят к цифровому рабству

https://www.youtube.com/watch?v=NtOHp4rHuqQ&feature=emb_title

(видео со страницы ВК д. и. н., профессора Николо-Угрешской духовной семинарии В. М. Лаврова от 16.04.2020, 13:46. 

Владимир Михайлович призывает своих подписчиков в Москве и др. регионах не быть пассивными наблюдателями наглого бесцеремонного обращения по отношению к себе со стороны правоохранительных органов, а проявлять себя активными участниками Гражданского общества. Но разве оно существует в современной России?)

Профессор Гундаров: Чиновники нагнетают пситеррор, чтобы скрыть масштаб развала медицины (14.04.2020)

«Никакой пандемии сейчас нет, я не поддерживаю эти драконовские меры безопасности»

https://www.youtube.com/watch?v=ss-vS6iM6d8

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded