echelpanov

Categories:

О Кресте Христовом

Иоанн Кронштадский доказал, что не было подножия на Кресте Христовом

«Римские воины, упражнявшиеся раньше в распинании других, конечно, знали по опыту, что тело, висящее на кресте, не может разорвать рук, проколотых гвоздями, и потому для этой цели подножие считали, без сомнения, вещью ненужною; вся забота их здесь состояла в том, чтобы поскорее исполнить приказание начальника.

[современные исследователи установили, что гвозди рвут плоть на руках, если их вбивать в ладони. Поэтому, конечно, римские войны вбивали гвозди в саму кость, в то место, где кисть руки соединяется с ладонью, т. е. в область запястья (см., например, на этом сайте: https://www.spb.kp.ru/daily/26838/3879379/), причиняя человеку невыносимую боль. Таким образом, каноническое иконографическое изображение распятого Христа с пригвожденными ко Кресту ладонями, принятое в православной Церкви, также является не совсем точным — Е. Ч.]

Теперь решим вопрос о том, было ли подножие на Кресте Господа Нашего? Отвечаем так же, как и прежде, — не было. Христос Спаситель распят римскими воинами, конечно, с соблюдением употреблявшихся при этом у римлян обычаев. Значит, и Крест Его был тоже римский, а как римские кресты не имели подножий, то и Крест Христов был также без подножия. И свв. евангелисты, говоря о распятии Господа на кресте, вовсе не упоминают о подножии, хотя о титле говорят в весьма ясных словах. Далее, ни один из свв. отцов первых веков (до VII века), говоривших о форме Креста и перечислявших его части, не говорит о подножии ни слова.

Что значат слова: висит, повешен на кресте? Конечно, то, что человек, прибитый ко кресту ладонями рук и стопами ног, всеми остальными частями своего тела висит, т. е. в отвесном положении тяготеет к земле. Говорим: в отвесном положении — потому, что когда ноги прибиты ко кресту стопами, тогда в коленах по необходимости делается сгиб и таким образом тело представляется висящим в собственном смысле. Из всего этого следует заключить, что на Кресте Господнем не было не только подножия, но и седалища, о котором упоминает Сенека и даже некоторые из отцов первых веков. Стояние на подножии так несовместимо с висением, что уж если ноги поставлены на подножие, то вместе с тем треть тела и опирается именно на подножие, и в таком случае тело не висит, а стоит на подножии.

Кроме евангелистов, во многих церковных песнях и канонах говорится также, что Христос Спаситель висел на кресте, например, в службах на Великий Пяток». (1)

(1) - «О Кресте Христовом. В обличение мнимых старообрядцев». Св. праведный Иоанн Кронштадский стр. 51-54, 165

"Напомним только еще и еще, что и восьмиконечный крест мы чтим как крест истинный и никогда не спорим о концах, потому что почитаем его ради Господа, а не ради числа концов. Крестом Господним мы всегда будем хвалиться и благоукрашаться, на него надеяться, к нему прибегать для освящения, охранения и защиты"

Цит. по: https://avdy-san.livejournal.com/131927.html

В интернете можно скачать эту замечательную работу отца Иоанна о Кресте Христовом со многих православных церковных сайтов, но мне больше нравится вот эта книга:

Ставрографический сборник : Книга третья : Крест как личная святыня / Составление, научная редакция и вступительная статья С. В. Гнутовой ; Издательский совет Русской православной церкви; Федеральное архивное агентство, Российский государственный архив древних актов. — Москва : Издательство Московской Патриархии ; Издательство «Древнехранилище», 2005. — 700 с., ил. — ISBN 5-93646-082-7

Книга продолжает серию сборников научных статей по ставрографии — науке, изучающей кресты. В третьей книге Ставрографического сборника публикуется выдающееся сочинение святого праведного Иоанна Кронштадтского «О кресте Христовом», которое может служить образцом всестороннего исследования для ставрографов. Основную часть Сборника занимают работы археологов и историков искусства, посвященные нательным и наперсным крестам — предметам личного благочестия. Большой блок статей освещает памятники эпохи патриарха Никона. В Сборнике подобраны материалы, посвященные устроению монастырей патриархом Никоном и воздвижению им крестов.

Далее рассмотрены проблемы атрибуции, методологии и систематизации крестов на современном этапе их изучения, описаны и впервые вводятся в научный оборот множество крестов из ряда музеев России.

Сборник предназначен для церковных историков, священнослужителей, археологов, искусствоведов, музейных работников, а также коллекционеров.

"Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и во всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме любви, распятой за нас"

святой праведный Иоанн Кронштадский

+ + +

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТАВРОГРАФИИ

Непобедимая, непостижимая,

Божественная сила

Честного и Животворящего Креста,

Не остави нас грешных!

[Св. праведный Иоанн Кронштадтский]

Третий Ставрографический сборник продолжает серию изданий, посвященных исследованию крестов в России.

Как и предыдущие Ставрографические сборники, третья книга состоит из нескольких частей: раздел 1 — Наследие отечественной ставрографии; раздел 2 — Современные исследования; раздел 3 — Каталоги музейных собраний и др.

В первом разделе помещен труд святого праведного Иоанна Кронштадтского «О кресте Христовом (против раскольников)», впервые изданный в Санкт-Петербурге в типографии Е. Евдокимова в 1896 году с подзаголовком «Сочинение настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» (2-е издание вышло в Москве в 1898 г.).

На самом деле этот труд был написан Иоанном Кронштадтским на сорок лет раньше, в 1855 году — в год окончания им Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью кандидата богословия. Эту степень о. Иоанн получил за сочинение с точным названием «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев». Таким образом, о. Иоанн Кронштадтский написал это произведение, будучи еще совсем молодым — в двадцать пять лет.

Годы его учебы в Санкт-Петербургской Духовной академии совпали с эпохой царствования Николая I. В это время старообрядцы особо подвергались репрессивным мерам со стороны светских властей. В 1855 году старообрядцам было запрещено записываться в купеческое сословие, а в 1856 году правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища в Москве. В середине XIX века особенно обострилась полемика старообрядцев с официальной Церковью по вопросам вероисповедания. Одним из основных камней преткновения был вопрос об «истинной форме Креста Христова». Спор, затрагивающий эту проблему, длится уже более трех столетий со времени церковных реформ патриарха Никона. В результате появились серьезные произведения, в которых со всей научной тщательностью исследовался этот вопрос. Назовем лишь самые известные и яркие из них.

Одним из наиболее ранних произведений, касающихся этого сложного вопроса, является книга «Увет духовный», изданная в 1682 году. Авторство этого сочинения долгое время приписывалось патриарху Иоакиму, в действительности же написал ее архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов). В книге приведены рисунки древних четырехконечных крестов в доказательство изначальности таковой формы по отношению к крестам восьмиконечным.

Далее, в 1723 году появляются «Поморские ответы» (в подлиннике — «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита»). Авторами «Ответов» были выговские иноки во главе с Андреем Денисовым. Множество людей занималось сбором для этой рукописи документальных свидетельств и материалов для ответа на 106 вопросов, представленных официальной Церковью. Ответы эти были отосланы иеромонахом Неофитом в Синод и затем разошлись по всей России в большом количестве списков. Напечатать же их удалось лишь в начале XX века.

Наперсный крест св. Иоанна Кронштадтского. 1884 год. Серебро, позолота. Мемориальная квартира св. Иоанна Кронштадтского.Крест был преподнесен о. Иоанну 19 октября 1884 года к 30-летию его священнического служения. Инициатором преподнесения креста была блаженная старица Параскева Ивановна Ковригина (ум. 24 сентября 1884 года), которую о. Иоанн почитал своей духовной наставницей.После 1917 года крест попал на юг России. Последним его хранителем был протоиерей Николай Урывский (г. Ростов-на-Дону), передавший святыню в 1999 году в Мемориальную квартиру св. Иоанна Кронштадтского.
Наперсный крест св. Иоанна Кронштадтского. 1884 год. Серебро, позолота. Мемориальная квартира св. Иоанна Кронштадтского.Крест был преподнесен о. Иоанну 19 октября 1884 года к 30-летию его священнического служения. Инициатором преподнесения креста была блаженная старица Параскева Ивановна Ковригина (ум. 24 сентября 1884 года), которую о. Иоанн почитал своей духовной наставницей.После 1917 года крест попал на юг России. Последним его хранителем был протоиерей Николай Урывский (г. Ростов-на-Дону), передавший святыню в 1999 году в Мемориальную квартиру св. Иоанна Кронштадтского.
Леушинский крест являлся одной из самых чтимых святынь Леушинского монастыря. Обыкновенно стоял на жертвеннике. Пред ним молился св. Иоанн Кронштадтский.После закрытия Леушинского подворья в С.-Петербурге в 1931 году крест хранил последний настоятель подворского храма протоиерей Феодор Окунев, принявший мученическую кончину (расстрелян 2/15 января 1938 года).
Леушинский крест являлся одной из самых чтимых святынь Леушинского монастыря. Обыкновенно стоял на жертвеннике. Пред ним молился св. Иоанн Кронштадтский.После закрытия Леушинского подворья в С.-Петербурге в 1931 году крест хранил последний настоятель подворского храма протоиерей Феодор Окунев, принявший мученическую кончину (расстрелян 2/15 января 1938 года).

В «Поморских ответах» теме Креста и крестного знамения отведено одно из главных мест. Старообрядцами упоминаются древнейшие русские кресты, среди которых крест преподобного Авраамия Ростовского, Корсунский крест Успенского собора Кремля и другие.

В 1745 году появилось сочинение святителя Димитрия, митрополита Ростовского «Розыск о Брынской вере», в котором отдельная часть посвящена Кресту Христову и полемике со старообрядцами о его форме.

Нет сомнений, что все вышеперечисленные произведения, равно как и другие, неупомянутые, были известны о. Иоанну Сергиеву. В годы его учебы в Санкт-Петербургской Духовной академии (1850—1855) полемика официальной Церкви со старообрядцами достигла апогея, и, видимо, тема кандидатской работы была дана о. Иоанну его учителями, среди которых был и сам ректор академии, будущий митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков).

Вот что говорил о. Иоанн Кронштадтский при посещении Московской Духовной академии в 1895 году о своих наставниках: «Я хорошо знаю, какое большое значение имеет академическое образование для служителей Церкви. С всегдашней признательностью чту имена своих наставников: Преосвященных Макария (Булгакова. — С. Г.), Никанора и Иоанна, профессора Лучинского, Карпова, Фишера и других... Академия весьма много дала мне и для умственной и для религиозной жизни. Могу даже сказать: именно академии я обязан тем, что стал теперь тем, что я есть»4.

Почему же мы решили в Сборнике поместить именно эту работу о. Иоанна Кронштадтского в разделе «Наследие отечественной ставрографии»? Потому что сочинение о. Иоанна «О кресте Христовом» до сих пор не утратило своей актуальности, и вопросы, которые в нем содержатся, так же важны сегодня, как и более ста пятидесяти лет назад.

Во вступлении св. Иоанн Кронштадтский сам четко обозначает жанр своей работы. Это археологическое исследование о кресте Христовом с целью доказательства истинности четвероконечной его формы. Это серьезная научная и в то же время вдохновенная работа, опирающаяся на древние источники; в ней обстоятельно разбираются спорные вопросы о первоначальной, истинной форме креста, привлекаются в доказательство примеры из разных областей искусства, начиная от начертаний знака креста в римских катакомбах и кончая исследованием русских письменных и печатных свидетельств.

Надеемся, что эта работа действительно привлечет читателей и послужит образцом всестороннего исследования для ставрографов и богословов.

С. В. Гнутова, кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Иоанн Кронштадский. О Кресте Христовом (с. 3-81)

Скачать и читать бесплатно:

https://yadi.sk/i/FTY6MVS9GxN-Yw

+ + +

Какие еще можно почитать интересные работы о Кресте Христовом?

Ставрографический сборник : Книга вторая : Крест в православии / Составление, научная редакция и вступительная статья С. В. Гнутовой ; Издательский совет Русской православной церкви; Федеральное архивное агентство, Российский государственный архив древних актов. — Москва : Издательство Московской Патриархии ; Издательство «Древнехранилище», 2003. — 372 с., ил. — ISBN 5-93646-049-5

СОДЕРЖАНИЕ

С. В. Гнутова. От редактора .. 5

Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии.. 13

Н. И. Троицкий. Крест Христа — «древо жизни» .. 15

Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания. 41

Г. Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве ... 50

Раздел 2. Современные исследования. 53

К. А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии).. 55

ОТ РЕДАКТОРА

Всякому кресту, сотворенному но образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос.

Преподобный Иосиф Волоцкий («Просветитель». Слово 7)

Книга «Крест в Православии», продолжающая серию Ставрографических сборников (Книга вторая), посвящена изучению крестов, проблемам образа и первообраза, прототипа и копии.

Св. Иоанн Златоуст в «Третьем слове на Послание к Колоссянам» пишет следующее о силе образа: «Образ, так как он есть образ, должен быть совершенно сходен с подлинником, который он в чертах своих изображает». Эти слова цитирует в своей книге «О кресте Христовом» святой Праведный Иоанн Кронштадтский, приведя их в начале работы как основу основ для исследования памятников церковных древностей1.

Профессор А. П. Голубцов в своей лекции «Из истории изображений креста» рассматривает крест как мировой общечеловеческий символ и поэтому прослеживает историю креста в художественном творчестве далеко за пределы христианской эры2. Именно художественную историю изображений креста А. П. Голубцов обозначает термином ставрография. Приведем его слова из лекции о кресте: «Эти скрытые, прикровенные кресты и представляют собою первые, и по времени, и по способу выражения, опыты христианского искусства на поприще ставрографии. Самый важный и распространенный из них составляют, конечно, монограммы имени Христова»3.

А. П. Голубцов приходит к выводу, что сила всех этих знаков заключается в имени Христос, которое представляется в них в различных графических сочетаниях. Далее проф. Голубцовым рассматриваются древнейшие «неприкровенные» изображения креста, среди которых в археологической науке принято различать три основных вида: crux commissa, или patibulata, — трехконечный крест в виде греческой буквы Т (тау); crux immissa, или capitata, четырехконечный крест так называемой греческой (равноконечной) или так называемой латинской (неравноконечной) формы; crux decussata, иначе — косой крест в виде буквы X.

Дальнейшую, и вместе с тем завершающую, фазу в художественной истории креста представляют, по мнению А. П. Голубцова, распятия, или «круцификсы», на которых изображаются не только орудия казни, но и сам страждущий Спаситель4.

Мы достаточно подробно остановились на работе А. П. Голубцова «Из чтений по церковной археологии и литургике», поскольку его лекционный курс может считаться основополагающим для ставрографии как науки о Кресте.

В настоящее время ставрография развивается в двух плоскостях (или направлениях) — исторической и искусствоведческой. В исторической плоскости ставрографию можно рассматривать как составную часть церковной археологии. По определению А. Мусина, современная церковная археология — это наука, «изучающая вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте Священного Предания и церковной традиции с целью более полного разрешения проблем истории Христовой Церкви и христианской культуры»5.

Близкое определение церковной археологии дано Л. А. Беляевым и А. В. Чернецовым: «Проблематика археологии церковных древностей есть изучение истории церкви по ее материальным памятникам...»6.

О путях развития и обновления современной церковной археологии интересно пишет, обобщая эту проблему, проф. Л. Г. Хрушкова7. Академик РАН В. И. Молодин в одной из своих работ, непосредственно касающейся проблематики изучения крестов («Кресты-тельники Сибири как объект научного изучения»), рассматривает два возможных исследовательских подхода применительно к данному виду источников8. Первый из них искусствоведческий, включающий в себя вопросы стиля, иконографических особенностей форм и типологии крестов. Второй подход — исторический, при котором кресты изучаются в рамках «исследуемых историко-культурных комплексов». Важное место при таком подходе занимает контекст памятника, позволяющий решать проблемы, связанные с хронологией комплекса.

В настоящем выпуске Ставрографического сборника представлены оба обозначенных выше подхода к изучению крестов. Сборник состоит из шести разделов, в которых нашли отражение работы из наследия научной ставрографии и современные исследования, продолжающие и развивающие традиции отечественной ставрографии как науки о Кресте.

В Раздел 1 вошли работы церковных археологов XIX — начала XX века Н. И. Троицкого и Г. Д. Филимонова.

Николай Иванович Троицкий (1851—1920), историк и археолог, сын пономаря из Тульской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, а затем в течение тридцати восьми лет преподавал в Тульской семинарии. Н. И. Троицкий собрал значительный материал по истории Тульского края, проводил археологические раскопки городищ и курганов в бассейнах рек Дона и Оки. В 1885 году он основал Тульское епархиальное древлехранилище (первое учреждение такого рода в епархиях России). Оно было открыто для посещения публики под именем «Палаты Древностей»9.

Редчайший памятник Тульской палаты Древностей — резной двусторонний процветший крест афонской работы второй половины XVII века — явился одним из главных объектов анализа в публикуемой в Сборнике статье ученого «Крест Христа — Древо Жизни»10, написанной им в Туле в 1914 году. Эта работа, выдержанная в классическом духе церковной археологии, представляет собой достаточно полное историко-искусствоведческое исследование по иконографии Креста, относящееся к области «церковных разысканий» и одновременно рассматривающая ряд памятников в художественно-искусствоведческом контексте. Поскольку Н. И. Троицкий в своей статье много полемизирует с Г. Д. Филимоновым, мы сочли необходимым опубликовать в разделе «Наследие отечественной ставрографии» также работы и этого автора. Несмотря на некоторые устаревшие положения и обороты, нам показалось интересным представить эти, тоже полемичные, статьи на суд современного читателя, чтобы дать представление о путях развития отечественной науки о церковных древностях, тем более что хронологически они значительно предшествуют работе Н. И. Троицкого.

Георгий Дмитриевич Филимонов (1828—1898) — известный русский археолог и историк искусства, происходил из семьи полтавского помещика. Окончил историко-филологическое отделение Московского университета. В 1849 году издал свою первую археологическую работу «Описание памятников древности церковного и гражданского быта из русского музея П. Ф. Коробанова». Уже в ней Г. Д. Филимонов воспользовался строго научным методом, проявившемся в составлении палеографических и историко-художественных данных с точным описанием самого памятника. В 1856 году Г. Д. Филимонов поступил работать в Московскую Оружейную Палату, а с 1858 года был определен заведующим ее архивом и канцелярией. В 1864 году он вместе с Ф. И. Буслаевым и другими учеными основал при Румянцевском и Публичном музеях Общество любителей древнерусского искусства. Уже в первом томе Сборника этого Общества, вышедшем под его редакцией, Г. Д. Филимонов поместил целый ряд статей, среди которых была и работа «Значение луны под крестом (По Афонским памятникам Севастьяновского собрания)», которую мы и воспроизводим в настоящем издании Ставрографического сборника11. В ней он касается весьма дискуссионного вопроса, связанного с трактовкой полумесяца («луны») в нижней части купольного креста, а также проблемы генезиса этой древней формы от ранних греческих памятников. На основании комплексного анализа источников по данному вопросу Г. Д. Филимонов приходит к выводу о том, что полумесяц под крестом, постоянно встречающийся на купольных крестах и иногда трактовавшийся в отечественной церковной археологии первой половины XIX века как символ торжества православия над магометанством, — имеет совершенно иной смысл. Следует иметь в виду, что написанная в эпоху Крымской и русско-турецких войн статья иногда оставляет ощущение некоторой пристрастности и патетичности, навеянных особенностями мировосприятия конкретной ситуации того времени, но это не умаляет в целом ее научных достоинств12.

Раздел современных исследований в Сборнике открывает статья К. А. Щедриной «Крест императора Константина Великого. К вопросу иконографии». Эта работа продолжает в полном объеме традиции классической отечественной ставрографии. В ней подробно рассматривается вопрос о том, каким мог быть подлинный крест, созданный императором Константином, при этом поднимается целый пласт русских и западных источников, касающихся этого предмета. Автор статьи приходит к выводам о том, что Корсунские выносные кресты, получившие распространение на Руси в XVII веке, а также Кийский крест патриарха Никона отразили в основе своего образа Крест Равноапостольного царя Константина.

С. В. Гнутова, кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Скачать и читать бесплатно:

https://yadi.sk/i/-v4mJUcQnfXh5g

И это еще далеко не все.

См. также:

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Крестъ Христовъ — наше знамя.

https://russportal.ru/index.php?id=sermons.abercius01_020

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded