echelpanov

Categories:

Публицист М. В. Назаров [вполне обоснованно] опровергает фейковые источники двух последних выпусков авторских программ Н. С. Михалкова, которые "при всем благом намерении автора, сделаны (...) без должной научной достоверности и исследовательской квалификации в столь важных вопросах." 

Михалков в роли "мальчика для битья" https://rusidea.org/250954001

(Надо думать, Михаил Викторович тоже не всегда был во всем безошибочен. Хорош тот человек, который умеет подмечать собственные «косяки» и недостатки)

Взять хотя бы его отношение к Н. В. Поклонской и ругань по этому поводу с Д. Н. Юдкиным.

Видно, что М. В. — человек с достаточно высоким уровнем интеллекта, выдающимися аналитическими способностями (в сравнении с др. лицами из православного патриотического сообщества). Последние публикации у него очень разумные и интересные. Но винить в бедах России только происки внешних врагов, как он делает это в книге «Вождю Третьего Рима» (М.: Русская идея, 2005. – 992 с. 2-е изд., исправленное) может только человек, не достаточно хорошо (и объективно) разбирающийся в духовных вопросах.

Здесь прав больше Андрей Кураев, который говорит о том, что православная общественность должна поставить перед собой вопрос: «А за что нам была послана [попущена] революция 1917 года? Такими ли мы были в Царской России белыми и пушистыми? Все ли мы там правильно делали?»

Можно подумать, что жили себе поживали добрые христиане на своей земле, а злые масоны и заговорщики пришли в один прекрасный день и за несколько лет с помощью обмана, коварства и хитрости развалили им страну. Спрашивается, где же были в это время они сами?? Церковь, министры, полиция, монархисты (переругавшиеся между собой), почему промолчало патриотическое сообщество в момент отречения Государя? Тут мало одних лекций Виктора Острецова.

Монахи же не станут обвинять бесов в том, что те виновны в принуждении их к какому-то греху, это психологически незрелая позиция Адама и Евы в райском саду.

Нам необходимо разобраться в самих себе, в собственной истории и не допускать повторения подобных ошибок в будущем.

+ + +

Еще один момент.

Если пытаться анализировать поведение Государя накануне Февраля, то святые отцы разделяют между собой христианское смирение и попустительство злу (что является грехом). Не переходило ли оно у него временами из одного в другого? Тут надо подробно разбираться, ни в коей мере не умаляя при этом величия Царственного великомученика, ведь все мы люди. (что помешало Николаю Александровичу распустить Госдуму в ноябре или декабре 1916-го? Доброе отношение к людям? Тогда не было ни одной воюющей страны с подобной критикой СМИ в отношении правительства, все это было в Европе под строжайшим запретом. Почему у нас было по-другому?).

Кстати, и татуировка дракона на правой руке, который сделал себе Николай II после пребывания в Японии — проявление юношеской глупости. Подобной традиции у русских православных людей никогда не было.

Вот что пишет один из основных претендентов на российский престол, которому оказывает всяческую PR-поддержку заместитель главы Всемирного русского народного собора (ВРНС) К. В. Малофеев:

Скриншот - https://web.facebook.com/GeorgRomanoff/?_rdc=1&_rdr
Скриншот - https://web.facebook.com/GeorgRomanoff/?_rdc=1&_rdr

В данном случае с Государя ни в коем случае не стоит брать пример. То же самое касается и курения. Ни у одного богослова сегодня не повернется язык сказать, что последний русский император «кадил дьяволу»... (так как Церковь в начале XX века не считала грехом табакокурение) Тем не менее в отношении простых людей они себе такое позволяют. 

Здесь уместно было бы сослаться на известный афоризм:

Quod licet Iovi (Jovi), non licet bovi (с лат. — «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») — крылатое латинское выражение, смысл которого в том, что если нечто разрешено человеку или группе людей, то оно совершенно не обязательно разрешено всем остальным.

С другой стороны, перед Христом мы все равны и одинаковы — русские, греки, сербы, англичане, американцы, евреи, африканцы, китайцы, крестьяне, офисные клерки, бомжи, дворники, таксисты, ФСБ-эшники, менеджеры ГАЗПРОМа, Патриархи, цари, генсеки и президенты, умные и глупые, бедные и богатые, святые и грешники. Тут должна быть адекватная богословская оценка.

Несомненно, последний Государь был при жизни весьма богобоязненным благочестивым христианином, ведущим праведную жизнь (подобно Иову Многострадальному), но все-таки великим угодником Божиим он стал именно благодаря своему [христоподражательному] жертвенному подвигу за Россию. Разумеется, по сравнению с каждым из нас Государь во время земной жизни был выше на две-три головы в духовном измерении, но все же он человек. Такой же, как и мы, а не спустившийся небожитель с небес, материализовавшийся ангел во плоти (ибо это абсурд). Верующим свойственно что-то преувеличивать, при этом впадая в различные крайности. Помазанники Божии тоже состоят из плоти и крови, им свойственны чувства, эмоции, переживания, в т. ч. когнитивные искажения, как и любому из людей.

Когда им (верующим) говоришь об этом, некоторые весьма болезненно реагируют: «Он для нас как родной, расскажите про своих родителей сколько сигарет они выкурили, какие книги читали, с какими балеринами вели вербальное общение, какие татуировки они себе делали и т. д. Своими разговорами вы раните нам души, травмируете наши религиозные чувства»...

(читал как-то обсуждение книги Капкова К.Г. «Духовный мир Императора Николая II и его Семьи». Ливадия — М., 2017. — 352 с.)

Если бы мой отец был большим политиком / известным всему миру, я бы относился к подобным разговорам совершенно спокойно (если бы они не переходили в откровенное хамство, издевательство, досужие фантазии и поиск одних недостатков, какого-то негатива). То, что Царь — нам как отец родной, не должно мешать относиться к нему как к нормальному человеку, при жизни имевшего право на совершение ошибок, проявление каких-то слабостей, каких-то не совсем правильных действий [как это нам видится с позиции сегодняшнего дня, по прошествии 100 лет]. Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Меньше любить из-за этого Николая Александровича мы не станем, тень на его христианские добродетели это никоим образом не бросает.

Несомненная ошибка Государя как императора в том, что желание сохранить со своими родственниками хорошие отношения мешало ему претворять в жизнь жизненно важные инициативы для государства. Помимо [сравнительно с Европой] мягкого уголовного законодательства в отношении террористов и революционеров различных мастей.

Пример:

Великий князь Александр Михайлович. Профессиональный моряк, теоретик военного дела, зять императора Александра III и друг детства его наследника будущего Николая II, кто как не Сандро должен был стать правой рукой последнего российского монарха? Его первым советником и опорой…

Если бы Государь в свое время послушал совет Сандро, Российская империя могла бы не проиграть в Русско-японской войне (Николай Александрович не решился испортить отношения с родственником, возглавлявшим флот на Дальнем Востоке при продвижении плана великого князя А. М. усилить в этом регионе группировку войск за несколько лет до начала боевых действий. Глава флота поставил перед императором ультиматум: «Либо я, либо инициатива Сандро. Спустя некоторое время Государь вообще отодвинул А. М. от государственного управления»). Посредственные личности оказались приближенными ко Двору, а самые одаренные и компетентные вынуждены были находиться в тени большой политики или эмигрировать, чувствуя себя ненужными трону и родной стране.

См. Другие Романовы (ТК "Культура" 2019), 1-я серия «МОЙ МИЛЫЙ ДРУГ САНДРО»

Быть святым — не значит быть во всем идеальным или безошибочным (читайте дневники св. прав. Иоанна Кронштадского. Протоиерей Геннадий Беловолов говорит, что жития святых — это не лубочные картинки, которые сочиняют нам православные книжные редакторы и богословы. Мы должны научиться воспринимать святых со всеми их человеческими несовершенствами. Воспринимать людей такими, какие они есть. Ибо идеален лишь Господь). 

У нас на Севере святые — прп. Трифон Печенгский, раскаявшийся разбойник (согласно книге митрополита Митрофана Баданина), прп. Варлаам Керетский — бывший священник, убивший собственную жену и несколько лет плававший на лодке с ее разлагающимся трупом по берегу Кольского полуострова, замаливая свой грех перед Богом... И вот они — святые люди.

Ближе них для православных христиан на русском Севере сегодня никого нет [в том смысле, что они небесные покровители региона]. 

Тут нет никакого противоречия. Во всем однозначен и безупречен только Творец всего сущего. См. лекции кандидата богословия В. П. Лега на его канале в ю-тюб.

07_Лекция по апологетике в МФТИ. Всемогущ ли Бог, Нравственное доказательство (начало) https://www.youtube.com/watch?v=dX88evq4odA

Любой грешный человек может стать святым / или хотя бы попасть в Царствие Небесное (впрочем, существует еще феномен избранничества, но об этом писать здесь слишком долго).

Самый главный апостол Петр — вообще отрекся от Христа, но Спаситель видел глубины его души. Знал о человеке то, чего бы мы сами в нем никогда не заподозрили... И в этом состоит ценность жизненного подвига этого служителя Божия с его импульсивностью, горячностью и т. д. Он мог зажечь сердца простых людей, сознавал свою ответственность перед Творцом, был искусным проповедником (научившись от Самого Христа)... Понимал, что где-то недорабатывает, постоянно увеличивал свои усилия... Конечно, с Божией помощью. Именно такие люди и были нужны Господу, поэтому он и избрал его Своим апостолом.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded