echelpanov

Category:

Праздник Святого Духа

Аркадий Маркович Малер — исследователь христианской философии, глава интеллектуального клуба «Катехон», главный редактор сайта katehon.ru и видеоканала Катехон-ТВ (YouTube). Старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

«В праздник Святого Духа не могу не заметить, что многие верующие люди (а неверующие тем более) очень часто либо не знают, либо забывают, что Третье Лицо Божественной Троицы - это именно Лицо, Личность, равная Личности Бога-Отца и Личности Бога-Сына.

О том, что Святого Духа очень трудно понять именно как Личность, не раз говорили мне глубоко воцерковленные люди, и причина этого непонимания вполне закономерна: если понятия Отца и Сына у всех людей естественным образом соотносятся с человеческой семьей, то понятие Духа в основном ассоциируется с чем-то безлично-абстрактным и воздушно-ветреным, а всевозможные пантеистические и космистские учения только закрепляют это представление.

Особенно эта неопределенность в понятии Духа сказывается на вконец избитом и утратившим всякий смысл понятии "духовность", избыточно употребляемом еще в позднесоветское время, когда "духовностью" было все что угодно, начиная с веры в инопланетян и увлечения экстрасенсами. В итоге возник даже громоздкий советский неологизм "духовно-нравственные ценности" или "духовно-нравственное воспитание", которым стала пользоваться даже наша Церковь в целях адаптации к современному светскому языку, хотя сегодня это понятие скорее служит размыванию догматической эксклюзивности православного христианства, как будто есть некая абстрактная внеконфессиональная "духовность" и "нравственность", и любой приобщившийся к ней любитель военных песен или артхаусных фильмов оказывается на одном уровне "духовности" с любым практикующим христианином.

Кстати, слово "духовность" в свое время даже "отомстило" мне за постоянные попытки его избежать. В 2005 году выходила моя книга "Миссия Третьего Рима" (написанная еще в тот период, когда я одной ногой стоял в евразийстве и генонизме), но в издательстве меня очень попросили добавить к названию прилагательное "духовная", иначе у всех читателей оно якобы будет ассоциироваться с "миссией Третьего рейха". Самое смешное, что оформление книги больше соответствовало идеи "рейха", но я смирился с этим досадным добавлением).

Чтобы избежать неопределенности в понятии "духовность", необходимо каждый раз спрашивать - о духовности какого духа идет речь? Потому что в христианской онтологии не существует никакой безличной "духовности" вообще. Духом обладают только личности - Бог, ангелы (включая падших) и люди. И если "духовные ценности" это ценности человеческого духа, то такие ценности могут быть вполне порочными, потому что человеческий дух может быть глубоко поврежден и его духовные ценности могут быть хуже любой плотской страсти, тем более, что все плотские страсти имеют именно духовное происхождение. Если же это "духовные ценности" не человеческого духа, то какого? Вполне может оказаться, что демонического, ведь поклонение бесам это тоже духовность, как вполне сознательное (сатанизм), так и не осознанное (язычество).

Примитивное понимание Святого Духа как безличного божественного шло навстречу латинской ереси Filioque, почему в католической и протестантской эстетике Святой Дух все более представлялся и изображался лишь как некая метафизическая связка между Отцом и Сыном, всегда вторичная по отношению к Ним Самим. А богословские фантазии некоторых немецких и русских философов наделили Святой Дух ролью "завершающего начала" в "диалектическом процессе", якобы разворачивающимся внутри самой Божественной Троицы.

О принципиальном значении Святого Духа именно как Божественной Личности больше всех писал Владимир Николаевич Лосский (что интересно, родившийся в День Святого Духа 07.06.1903 г.), причем, так настойчиво, что его позицию можно прямо назвать пневматологическим богословием. Именно потому, что Святой Дух - это Личность, к Нему обращены отдельные молитвы, Ему посвящены отдельные храмы и отдельный праздник (в Православии вообще все молитвы, храмы и праздники посвящены конкретным личностям).

Но в отличие от Отца и Сына Святой Дух не имеет Своего человеческого изображения в иконописи, но тем значимее знаменитая икона св.Андрея Рублева "Ветхозаветная Троица", где все Три Лица изображены в виде трех антропоморфных ангелов, что позволяет простым верующим, привычно отождествляющим личность только с человеком, узреть Духа именно как Лицо, а не как нечто безличное.

Вполне возможен законный вопрос - почему Третье Лицо Божественной Троицы называется именно Духом, если духовна вся Божественная Природа, если все Три Лица в равной степени обладают одной – общей духовной Божественной природой. Единственно логичный ответ на этот вопрос заключается в том, что именно Святой Дух совершает подаяние нетварной Божественной Природы (т.е. нетварных Божественных энергий) - в этом Его основная миссия в тварном мире. Нисхождение Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу или стяжание Святого Духа любым христианином - это ни что иное, как приобщение нетварных Божественных энергий, иначе называемых нетварной Благодатью, общей для всей Троицы. И именно потому, что Святой Дух - это Личность, а еще точнее, потому что каждое Лицо Троицы - это именно Личность, нетварные энергии Божии недопустимо понимать просто как физическое вещество, которое можно отделить от его источника и передать в чье-то пользование. Нетварные энергии Бога это и есть Сам Бог, а подает их Личность Святого Духа.

Если не иметь в виду все эти категориальные различия личности и природы, сущности и энергии, нетварного и тварного, то само понимание догмата о Божественной Троице оказывается совершенно невозможным, и остается только довольствоваться популярными благоглупостями о том, что в христианстве всё "антиномично" и "непостижимо", оправдывая элементарную интеллектуальную лень и плодя очередные ереси от ветра головы своя.

С праздником Святого Духа!»

08. 06. 2020

https://vk.com/feed?w=wall360479154_2410

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded