echelpanov

Category:

Скарлетт Йоханнсон в поисках идентичности (пояснение)

Позиционирование православных патриотов в СМИ и их отношение к иудаизму.

Леонид Донатович Симонович-Никшич - один из самых уважаемых православных патриотических деятелей, глава Союза Православных Хоругвеносцев, награжденный Патриархом Кириллом за заслуги перед РПЦ
Леонид Донатович Симонович-Никшич - один из самых уважаемых православных патриотических деятелей, глава Союза Православных Хоругвеносцев, награжденный Патриархом Кириллом за заслуги перед РПЦ

Зайдем издалека. Если попробовать проанализировать влияние актеров Голливуда и звезд западного шоу-бизнеса на мировое общественное мнение, можно сразу выделить несколько аспектов: это успешные в финансовом отношении известные люди, подающие себя в масс-медиа через открытость, оригинальность, оптимизм и жизнелюбие и всевозможное творчество, то есть как правило это не скучные зануды и ушлые циники (как в российском условном Comedy-club, где могут опошлить все что угодно), которые не знают о чем говорить с серьезными журналистами. Западные звезды стараются быть полностью прозрачными для прессы, усиленно следят за своим имиджем (любое ЧП может ударить по кошельку) и пиарят себя по возможности исключительно в позитивном русле. В России примитивный отечественный шоу-бизнес ближайшие десятилетия будет ориентироваться именно на них, усиленно пытаясь скопировать некое подобие европейско-американского массового развлекательного контента, приспособив его под российские реалии и получив хотя-бы какую-то коммерческую выгоду для себя, обезьянничая изо всех сил. При этом не сильно задумываясь о насущной целесообразности — например, совершенно неуместно смотрелся несколько лет назад на вечернем шоу Урганта дебильный закадровый смех после каждой фразы (сейчас стало меньше), — чтобы так смеяться, надо принять какой-то психотропный препарат или обкуриться анаши (вспоминаю своих сверстников в конце 1990-х в Ломоносове, через морской порт которого в то время проходили все поставки заграничной наркоты в Петербург). К чему мы ведем? В этом смысле какие положительные примеры безупречных авторитетов можно найти не для светского человека, а для простой православной общественности? На ум приходят прежде всего старцы — Николай Гурьянов, Кирилл Павлов, Иоанн Миронов, Иоанн Крестьянкин, Павел Груздев (+ уже канонизированные святители, наиболее близкие нам из церковных современников XX века Лука Войно-Ясенецкий, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский), это те люди с внутренним светом и миром в душе, к которым тянулся народ, они не ругали власть и никогда не проклинали иудеев (что является кое-где уже нормой), мирно жили, молились, трудились для Церкви и помогали людям. Ничто не могло сломить их любвеобильного состояния, миролюбия и духовного внутреннего стержня, никакие гонения и тюрьмы, издевательства и избиения. На них ориентировались верующие как на яркие маяки во время шторма экипажи морских судов. Именно таким должен быть и настоящий лидер православно-патриотического объединения, стараться по возможности ни с кем не враждовать как Зюганов с Жириновским, мирно жить со всеми. Из современных наших наиболее уважаемых православных сограждан можно также назвать писателя Василия Давидовича Ирзабекова (азербайджанца по национальности), певицу Жанну Владимировну Бичевскую (наполовину полька, не написала ни одной песни против иудеев), предпринимателя Василия Вадимовича Бойко-Великого (среди его приятелей есть иудеи-бизнесмены из Западной Европы), уже ранее упомянутого К. В. Малофеева из Царьграда (но у него какие-то там непонятные контакты с канцелярией «императрицы» Марией Владимировной, которая раздает тут всем свои дворянские титулы, но тем не менее), Леонид Донатович Симонович-Никшич (несмотря на грозный устрашающий вид, очень добрый и светлый человек с сербскими корнями, похожий в обычной жизни на Деда Мороза, то есть очень милый, никогда не призывавший своих сторонников громить синагоги и сжигать еретиков заживо), можно еще кого-нибудь вспомнить. Однако все это отдельные персоны, у нас до сих пор нет такого общепризнанного православного авторитета, каким у коммунистов является тот же Зюганов, только незачем участвовать пока в политике. Это должен быть позитивный православный обеспеченный человек с соответствующей харизмой, любящий Христа и Россию, по возможности без специфического глянцевого блеска, все интересы которого связаны с русским народом и заботой о его процветании.

Еще такой важный вопрос: как православным относиться к иудеям после погромной агитации Назарова и компании? Ответ: необходимо комплексное богословско-религиоведческое осмысление проблемы, особенно всвязи со словами Патриарха Алексия II во время встречи с раввинами в Нью-Йорке 13 ноября 1991 года, когда он цитировал архиепископа Варшавского и Привисленского Николая Зиорова (1851-1915): "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами" https://omolenko.com/otstuplenie/ryumin.htm. Тогда многие ревнители благочестия стали говорить, что патриарх у нас не православный. Известен такой факт: инокиня Мария Скобцова во Франции спасала иудеев от нацистов, изготовляя им поддельные справки о крещении для переправы за границу (книги про нее продаются во многих церковных лавках в России). Некоторые священники относятся к этому, мягко говоря, неоднозначно. Тут одной книгой диакона Андрея Кураева «Как делают антисемитом» не отделаешься. Когда начинаешь вслед за патриархом говорить примирительные слова по отношению к иудеям, вас сразу начинают обвинять в иудео-христианстве (это очень страшный смертный грех для православного патриота консервативных убеждений). Могут спросить: а когда иудеи спасали христиан от смерти, вы можете привести в истории подобный факт? Действительно, навскидку так сразу и не вспомнишь... Посмотрите хотя бы это трехминутное видео: как иудей Эдуард Тополь помог Путину спасти Свято-Алексеевскую пустынь https://www.youtube.com/watch?v=mJmNPFAn4Ws , после того, как коммунисты Розенберги выдали СССР секреты атомного оружия, в США поднялась волна антисемитских настроений — это исторический факт. Отдельная тема — отношение к сионизму, традиционно враждебно настроенному по отношению к нашей стране, ведь сионизм был осужден многими членами международного мирового сообщества (СССР и арабскими странами) 10 ноября 1975 года. Что это: благородная общечеловеческая позиция или эксцессы холодной войны? В 1991 году упомянутая резолюция, по словам доктора исторических наук и профессора Дипломатической Академии МИД РФ Александра Барышева, была отменена без всяких объяснений со стороны Генеральной Ассамблеи ООН, что связано с изменившимися международными условиями и «яростным» давлением США, являющихся, по мнению Барышева, центром мирового сионизма и империализма.

Раввин Михаил Финкель, доктор юридических наук
Раввин Михаил Финкель, доктор юридических наук

Доктор права раввин Михаил Финкель в интервью как-то заметил: «Безусловно, мы признаем, Иисус Христос был послан Богом... Но иудеи Его не распинали, это дело рук секты саддукеев, которые в то время захватили власть в Синедрионе». Насколько богословски это соотносится с христианским вероучением? Нам пока не известен ни один комментарий на эти слова раввина православного богослова. При этом здесь надо учитывать, что сам Христос был евреем по материнской линии, но он строго говоря не был иудеем, а был галилеянином (в то время все евреи подразделялись на иудеев, галилеян и самарян, что известно не каждому священнику, обычно на проповедях говорится только об иудеях и самарянах, а Христа причисляют к иудеям). Обычно сторонники ущербности современного иудаизма как религиозной философии приводят слова Христа: 

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.: 8, 44).

Вот толкование на эти слова блж. Феофилакта Болгарского:  Сказал: вы не можете слушать слова Моего вместо: не хотите. Потом  приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой  отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу,  как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть  отец более родной. Вы хотите исполнять похоти его. Не сказал «дела», но «похоти», показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу. «Он был человекоубийца от начала». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устоял»,  но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от  Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его,  породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве,  что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу  клеветал на людей, например на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром.  «Когда он говорит ложь, говорит свое». Люди, когда  лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как  собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и  отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: в который день вкусите, будете как боги (Быт. 3:5).  А они (Адам и Ева) получили смерть. – А Мне не верите, потому что Я  говорю истину. – Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы  за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи. Цит. по: http://bible.optina.ru/new:in:08:44 

Итак, как мы видим, страшные слова Христа были связаны с тем, что Его противники клеветали на Него, говоря, что Он и вся его проповедь происходит не от Бога. Современные же иудеи признают Христа Божественным посланником и считают наподобие пророка (хотя бы, как правоверные мусульмане). Кроме того, евангельские иудеи сравнивали Христа с веельзевулом и называли Его бесноватым, вознося тем самым хулу на Духа Святого. Вероятно, ребе Финкелю Христос ничего подобного бы не сказал, если бы вдруг неожиданно с ним встретился (или мы ошибаемся?). В другом месте Священного Писания Господь называет апостола Петра буквально «сатаной» («противник» на иврите), это же как угораздило будущего первоверховного апостола сказать что-то для своего Учителя настолько неприемлимое? Ведь все мы люди, всегда чего-то не понимаем и где-то ошибаемся. Быть святым — не значит быть безгрешным и на сто процентов безошибочным, что православные люди стали часто забывать (например, читая дневники святого праведного Иоанна Кронштадского).

И начал учить их, что Сыну  Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами,  первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день  воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он  же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав:  отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но  что человеческое (Мф. 8: 31-33).

блж. Феофилакт Болгарский: Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть истинный Христос,  Господь открыл им и тайну Креста. Но открыл ее еще не вполне, ибо  апостолы не понимали того, что Он говорил, и не разумели, что значит  воскреснуть, но думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Поэтому Петр и  начинает возражать, говоря, что напрасно предавать Себя на смерть, когда  может и не страдать. Но Господь, показывая, что страдание Его будет во  спасение им и многим и что один сатана не хочет, чтоб Он пострадал и  спас людей, называет Петра «сатаною» за его мысли, свойственные сатане,  за то, что он не желал Христу пострадать, но прекословил Ему; сатана –  значит противник. «Отойди от Меня», –  говорит, то есть следуй Моей воле, не прекословь и не будь противником  Моим, но следуй Мне. Петр, по словам Господа, думал о «человеческом»,  ибо мыслил плотское, хотел, чтоб Господь оставался в покое, не предавал  Себя на Распятие и не подвергался напасти за спасение мира. 

Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/8

В Евангелии от Иоанна глава 4, стих 22 говорится: "Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев".

На наш взгляд, самый адекватный комментарий:

Христос здесь проводит четкое различие в религиозной жизни двух народов:  иудеев и самарян. Если обратиться к церковнославянскому тексту Нового  Завета, который является калькой греческого текста, то стих 22 звучит  там так: «вы кланяетеся, егоже не весте: мы кланяемся, егоже вемы, яко  спасение от иудей есть». Относительное местоимение «o», которое стоит в  греческом оригинале на русский переведено как «чему», вместе с тем как в  церковнославянском дословном, неадаптированном переводе стоит «егоже»,  т.е. «которому». В 26 стихе той же главы опять встречается это  местоимение и там оно переведено как «Который» (говорю с тобою).  Поэтому, скорее всего, имеет место литературный перевод. Христос говорил  о том, что самаряне, имея желание поклоняться Единому Богу, имели  вместе с тем неправильные о Нем представления и неправильный культ. В  отличие от иудеев, которые имели правильную веру. Это переводчики  обозначили словом «чему».
Спасение от иудеев. Имеется ввиду то, что в замысле Божием из среды  этого народа выйдут проповедники истинной веры в другие народы.
Не открыв еще Своего мессианского достоинства самарянке, Христос  отождествляет Себя с иудеями, так как Он родился в конкретном народе.  Если бы Он сказал «они знают, чему кланяются», значит правы были бы  докеты, утверждавшие призрачность Его пришествия. Или правы были бы  монофизиты, говорившие о том, что во Христе не было человеческой  природы.

— священник Николай Гулейко (цитата из Правмира, хоть мне и не нравится этот сайт)

Однажды на одной из лекций у профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова спросили: могут ли спастись иудеи? Тот ответил приблизительно так: «сказано ведь «в доме Отца Моего обителей много». Бог спасает того, кто этого заслуживает по одним ведомым Ему критериям. Представьте, что в наше время где-то живет иудей по ветхозаветному Закону Моисееву вне цивилизации и ничего не знает о Христе, ведет праведную жизнь. Неужели вы думаете, что он попадет в ад после смерти?». Да и сами эти понятия, «рай» и «ад», мне кажется, в достаточной мере условны и существует множество переходных состояний. Нам вспоминается трагедия подводной лодки «Курск» летом 2001 года, в храме Николая Чудотворца в Видяево были написаны четыре иконы со Спасителем, Богородицей, святителем Николаем, князем Владимиром с фотографиями всех погибших моряков по периметру каждой из четырех, хотя среди них были мусульмане и атеисты. Митрополит Мурманский Симон сказал тогда: все они приняли мученические венцы, крестившись собственной кровью в водах Баренцева моря. Все они теперь у Бога.

Иеромонах Даниил Топоев - игумен Трифоно-Печенгского монастыря до 2015 года
Иеромонах Даниил Топоев - игумен Трифоно-Печенгского монастыря до 2015 года

Незадолго до этого приснился такой сон игумену Трифоно-Печенгского монастыря Даниилу (Топоеву) приснился такой сон (он как раз думал, можно ли на иконах в храме размещать портреты моряков). Он видит тонком сновидении моряка в мокрой одежде, который крестится перед этой иконой и исчезает, — рассказывала экскурсовод паломнической службы «Под сенью Трифона», когда мы ехали в Видяево на богослужение вместе с митрополитом Симоном в 2012 году.

Мы не утверждаем, что мы здесь во всем абсолютно правы, но уверены, что истина где-то рядом. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded