echelpanov

Categories:

А. И. Тучков о Петровских реформах и становлении Российской империи

День памяти

Антон Иванович Тучков (1960-2018) кандидат исторических наук, историк, теолог, сектовед, краевед. Директор православного научно-исследовательского и информационного центра «Стрета». Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии, Свято-Феодоритовских епархиальных курсов, автор диссертации «Вооруженные силы Северной Области в Гражданской войне, 1918-1920 гг.». Преподаватель истории и экономики Мурманского государственного технического университета. Глава городской дружины скаутов-разведчиков ‘Пазори’.

Антон Иванович Тучков, Мурманская Областная научная библиотеке. Фото - http://www.prav-news.ru/murmansk/?id=77843
Антон Иванович Тучков, Мурманская Областная научная библиотеке. Фото - http://www.prav-news.ru/murmansk/?id=77843

Это был человек глубочайших, энциклопедических научных знаний, которому надо было вести передачи по отечественной истории на телевидении и писать учебники. 

Антон Иванович читал лекции быстро, иногда что-то повторял для своих слушателей. Приходилось записывать наиболее важные вещи тезисно, большая часть его слов сюда не вошла.

Петровские реформы

30.09.2014

«После триумфа в войне против Швеции титул императора за Петром Алексеевичем был признан сразу.

Империя Петра I (до него Россия – христоцентричная страна, а при нем произошло снижение духовного уровня на порядок). Нас путем государственного насилия сбили с духовного на душевный уровень (Дух, Душа и Тело).

Элита, верхушка русского общества пошла за Петром. И, следовательно, все сопровождалось резким обрывом традиции. 

Старина и традиции стали подвергаться насмешке, осмеянию. Главная задача, которую ставил император – “превратить скотов в людей”.

Последствия реформ.

Гибель (либо бегство) четверти населения страны (до половины населения – историки до сих пор спорят о цифрах)

“Свой” – тот, кто носит европейское платье.

Очень многие поступки Петра можно объяснить только последствиями злоупотребления алкоголем.

Возникла новая система управления страной – бюрократическая. У нас при Петре чиновники стали жить в свое удовольствие. 

Петр вводит крепостное право одним росчерком пера. Русский крестьянин оказался на положении раба впервые в истории государства.

В XIX в. сталь в Европе русского происхождения.

Петр I по мировоззрению механицист, человек абсолютно не русский. И эта регламентация распространялась на всю жизнь.

Бюрократический аппарат Петра разросся невероятно. 

Петра называли “Царь-антихрист” не только раскольники, но и многие простые люди. Часто говорили, что «Царя подменили» во время путешествия по европейским странам.

Есть блестящая книга Поселянина Евгения (конец 19 в.) “Очерки из истории русской церковной духовной жизни в 18 веке”. Написана живым понятным языком. 

Поселянин Е. Н. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. - Санкт-Петербург : П.П. Сойкин, ценз. 1903. - 174, [1] с.

Скачать и читать бесплатно:

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-iz-istorii-russkoj-tserkovnoj-i-duhovnoj-zhizni-v-18-v/

В Петре не было духа великорусского человека. Он был верующим, но не русской набожностью. Человек-практик. Первоначально вести атаку на Церковь, пока была жива Наталья Кирилловна Нарышкина, которая терпеть не могла царевну Софью и иностранцев, он не решался.

Свою жену Евдокию Лопухину (Дусю) он отправил в монастырь и почти открыто жил с любовницей Анной Монс. 

Патриарх Адриан был еще жив, “жил на Литургии”, являлся молитвенником и аскетом. На Патриаршьем престоле находился с 1696 г. до октября 1700 г.

Петр решил соединить в своих руках власть церковную и светскую. Собор Петр решил не собирать, Патриарха не избирать. Только спустя 217 лет состоится Поместный Собор, на котором изберут Патриарха Тихона.

24 января 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, который возглавил боярин Мусин-Пушкин. Он осуществлял полный контроль и финансово распоряжался делами Русской Православной Церкви.

Учителем Петра I был алкоголик Никита Зотов. Петр дал ему дворянство, без права передавать по наследству. Превратил его в главного шута. 

Богослужение Петр знал досконально, пел на церковном клиросе. Когда было нужно, мог избить человека до полусмерти. Например, Якова Брюса. 

На заседании Всешутейшего и всепьянейшего собора Патриархом был Никита Зотов, пьяный вдребезень, а диаконом Петр I.

У нас где-то порядка 10-20 лет назад стали открывать архивы… При большевиках Петра считали “прогрессистом”, так как он действовал по-большевицки. До 1917 г. никто эти архивы не открывал, так как от легенды о Петре ничего бы не осталось [Потом опять закрыли].

Шестиэтажный мат в заседаниях этого “собора” – изощренное кощунство, призванное дискредитировать Церковь. Документы остались с этого собора. Его участники ездили на свиньях, на собаках. Все это напоминало опричнину.

Среди малороссийских архиереев латынью владел практически каждый. Очень образованные, знали греческий, немецкий и др. 

Вторая сторона [атаки антирусских приказов на Русскую Церковь] связана с получением образования. Учились они в иезуитских коллегиумах. Из православия переходили в католичество, а потом опять в православие. Это не ересь, это – апостасия. Учились в Западной Европе. Эти люди – предатели. На таких архиереев и опирался Петр I. Стефан Яворский.

Третья сторона – съем колоколов. В те времена звук колоколов служил маяком для крестьян в метель, летом человек в поле услышит – перекрестится.

Поддержка малороссийского духовенства.

И вот во главе всех этих преобразований встал Феофан Прокопович. Он стал ломом, которым Петр ломал фундамент Русской Церкви.

Чужий для українців, єзуїтів та росіян – чий той, хто анафемував Мазепу? https://photo-lviv.in.ua/chuzhyj-dlya-ukrajintsiv-jezujitiv-ta-rosiyan-chyj-toj-hto-anafemuvav-mazepu/?amp
Чужий для українців, єзуїтів та росіян – чий той, хто анафемував Мазепу? https://photo-lviv.in.ua/chuzhyj-dlya-ukrajintsiv-jezujitiv-ta-rosiyan-chyj-toj-hto-anafemuvav-mazepu/?amp

Необычайно образованный человек, великолепный диалектик, потрясающий оратор. Плюс абсолютно беспринципный человек, способен проявить энтузиазм в самом подлом деле.

В подвале его архиерейского дома была пыточная.

Именно Феофан Прокопович по приказу Петра Алексеевича составил и опубликовал “Духовный регламент” 1721 г. – главный документ петровской эпохи.

Главный документ Петр написал, исполненный христианского долга… но реальность была другой. Петр создавал бюрократическую машину для обслуживания своей самодержавной власти. Ломал систему, которая была до него.

Вместо патриаршества вводилось коллегиальное управление, подобно протестантской Северной Европе. В “Духовном регламенте” видно: своего врага Петр видел в единении Церкви и народа.

Место Патриарха должна была занять духовная коллегия, президентом которой был Стефан Яворский. Скоро статус духовной коллегии был формально изменен. Святейший Правительствующий Синод (1721-1917) приравнен к статусу Правительствующего Сената.

Во главе Сената стоит генерал-прокурор, во главе Синода обер-прокурор. То есть во главе Церкви становился не церковный, а светский человек. При такой системе управления Церковью главой государства и Церкви был император. Цезарепапизм (первый – Генрих 8)

Церковь в результате превратилась из самостоятельной духовной структуры Тела Христова в одно из государственных подразделений. А государственные люди в чиновников.»

конспекты лекций, прочитанные А. И. Тучковым в здании архиерейского комплекса епархии на ул. Зеленая, 11.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded