echelpanov

Categories:

Оригинальный взгляд Георгия Шечкова о путях развития России

Гео́ргий Алексе́евич Шечко́в (1856—1920) — русский публицист и политик, активный участник монархического движения, член Государственной думы от Курской губернии. Происходил из дворян. Родился в поместье Волынцево Путивльского уезда Курской губернии в семье крупного землевладельца. Окончил Лицей цесаревича Николая (1876) и юридический факультет Московского университета (1880). 

«К 1916 г. Шечков четко разделял российское самодержавие и западноевропейский абсолютизм. «Православный монарх стоит во главе послушных чад матери-Церкви восточной. Он... является лишь попечителем о нуждах св. Церкви, но... никакне ее патроном, господином-сюзереном, собственником-хозяином, главой-распорядителем». В свою очередь, король являлся «пришлым завоевателем, а не добровольно и чуть не наперерыв призываемый городами сперва князь, а позднее наследственный землеприрожденный царь». 

В русской истории Шечков выделял три периода: Киевский, Московский и Петербургский. «Три периода нашей истории находятся в несоответствии с числом наших столиц, и это пагубно отражается на ходе нашей истории. Колыбель нашего православия остается непочтенной нами, и это обстоятельство является свидетельством официально усвоенного нами современ Петра вероисповеданного равнодушия. У нас две столицы, два непримиримых принципа. Необходима третья столица – принцип, их примиряющий и обобщающий... Петербургский период, очевидно, уже изжит нами и закончен...» Таково было мнение правого депутата накануне революции.

По мнению Шечкова, именно в Москве «возникла наша политическая самобытность и независимость с того самого времени, как наше Отечество перестало быть одной из провинций Великого монгольского царства, с той поры, как царь-христианин сменил собою на Руси царя неверного».

«Киев дал нам православие, Москва выработала Самодержавие и русскую народность, а Петербург давал нам только Феофановщину (имеется в виду Феофан Прокопович.– В. Ч.) да Бироновщину»,– резюмировал Шечков.

По его мнению, в истории России следует выделить несколько важных и принципиальных черт. «Борьба с игом насильников – это основная идея нашей исторической работы, и напрасно нынешние государственные умы противополагают какую-то политику “здорового эгоизма” мечтательным якобы заветам эпохи борьбы нашей с неверными. Однако эта именно суровая эпоха не давала места никаким мечтаниям». Для российской истории исключительную важность представляло духовное единство. Православие для Шечкова составляло главную особенность России и являлось культурно-историческим символом ее единства, сквозной нитью ее истории.

«Мы прежде всего православные, а потом уже – великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т.д.» Отсюда Шечков делал вывод: «Россия – не для русских», а «Россия – для Православных!» «Мы – не “язык”, мы – народ крещенный. Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на первом месте связь духовная».

Духовным единством и близостью православной культуры населению депутат-монархист объяснял собирание русских земель в XIV–XVI вв., ведь «православные земли сами “призывали” ее владеть собою, подобно тому, как некогда древние русичи призывали на володение собою князей дома Рюрикова».

«После всего выясненного,– подводит итог сам депутат Шечков,– мы вправе сказать своим соотечественникам: мы, русские, имеем нечто большее, нежели хартии прав и вольностей, – мы имеем хартии наших священнейших обязанностей». Эти хартии он называет конституцией, но не той конституцией, что была придумана прозападными политиками, а конституцией нравственной.

В основу «нашего исторического бытия навеки положена неслиянность и неразделенность трех членов единой заповеди, завещанной Христовым Апостолом: “Бога бойтесь, царя чтите, братство любите”». 

Шечков являл собой тип сознания крайне правого депутата в политическом спектре Государственной думы.»

Цит. по:

Черемухин В.В. «Основной русский уклад»: правый депутат Государственной думы Георгий Шечков о путях развития России // Земля и Власть в истории России: сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А. Г. Кузьмина, В.Г. Тюкавкина и Э.М. Щагина. Москва, МПГУ, 11–12 декабря 2018 г. / под общ. ред. А.В. Лубкова. – Москва : МПГУ, 2020. С. 442-449.

https://vk.com/doc-603929_557945115?hash=9b41503a9752392c1a&dl=11e73dbe6e5b8bf461

Источник:

https://vk.com/russian_conservatism?w=wall-603929_2011

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded