echelpanov

Categories:

К этимологии понятия "либерализм"

Михаил Васильевич Калашников, старший преподаватель кафедры истории Отечества и культуры Саратовского государственного технического университета E-mail: kalash.mv@mail.ru:

«Анализ генеалогии понятия «либерализм» необходимо начать с этимологии слова либерализм, которое восходит к имени древнеримского бога Либера4, аналога древнегреческого Вакха (Бакха, Бахуса, Диониса), бога вина и веселья5. В соответствии с этим и родословная понятия «либерализм» далеко не безупречна.

Э.Ф. Володин совершенно справедливо писал: «Этимология, понятая как археология образа, прекрасно показывает, насколько важна роль именно образа в образовании слова, насколько, вместе с тем, понятие подчиняет себе образ, заменяя общим конкретночувственное содержание слова»6. Этимология слова либерализм «прекрасная» иллюстрация данного тезиса (...)

Праздник в честь Либера и Либеры (Либералии) отмечался в Риме 17 марта, в последний день Вакханалий, и носил характер ярко выраженного фаллического культа и половой оргии. На празднике проходили обряды очищения воздухом, во время качания на качелях38, и водой. Сделанный из зелени и цветов фаллос «возили по городу, а затем водворяли в храм»39. П. Киньяр более конкретен: «.во время церемонии приапеи (шествие бога Liber Pater). <...> жрецы воздымали вверх фасцинус (фаллос. - М. К.), отгоняя всеобщую invidia (злобу, зависть. - М. К.)»40. В жертву Либеру (Вакху) приносили козла41. Одной из особенностей Вакханалий было использование масок из коры, точнее луба или лыка. (...)

Император Калигула (12-41 гг.) будучи «либертином» (развратником), также представлялся Либером. Римский историк IV в. Секст Аврелий Виктор писал о Калигуле: «обесчестил трех своих сестер. Он выступал, нарядившись каким-либо из богов: на распутство он ходил Юпитером, в хоре вакхантов был Либером. <.> В своем дворце он подвергал публичному бесчестию знатных матрон»46. Совсем юный римский император Марк Аврелий Антонин Гелиогабал (Элагабал) (204-222 гг.) запрягал «в свою колесницу <.> тигров, принимая имя Либера.»47.

Отметим, что само представление о внешнем облике Либера, как культового героя, в этот период идентично представлению об облике царской особы. Гай Юлий Солин, римский автор III в., описывая в своем компендиуме население Цейлона, писал: «Царь одевается в иную, чем у остальных, сирму48, то есть в платье, в которое, как мы знаем, был одет отец Либер»49.

Самоотождествление верховных властителей Рима с Либером своим основанием имело подсознательное отождествление власти с мужским началом, символом которого и был Либер. В.С. Елистратов вполне справедливо заметил: «Рим, очевидно, олицетворяет собой чисто мужское начало <.> Он - хозяин, монополия, грозный "отец семейства", воин, <.> Его эмблемой в равной мере могут служить как меч, так и фалл. За его плечами явно мужское божество»50.

Само существование культа Либера свидетельствует о фалло-центричности всей системы представлений характерных для римской культуры. Впрочем, это же было характерно и для античности в целом, в рамках которой фаллос выступал как привилегированное означающее51, и не только желания или бессознательного, как писал Ж. Лакан, но самой жизни, источником которой и выступало отцовство, как главная мужская функция.

А. Шопенгауэр, выявляя на символическом уровне тождество гениталий с властью, понимаемой в самом широком смысле как функция воли, еще в конце 1810 гг. писал: «.гениталии - настоящий фокус воли и поэтому противоположный полюс мозга, представителя познания, т. е. другой стороны мира, мира как представления. Они -животворное начало, обеспечивающее времени бесконечную жизнь; <.> они служат, следовательно, символом утверждения воли» (...)

Описывая Либералии, А. Августин писал: «.до какой мерзости дошел культ Либера, которому <.> приписывают власть над жидкими семенами, а потому не только над жидкостями плодов, между которыми своего рода первое место занимает вино, но и над семенем животных <.> на перекрестках Италии некоторые частности культа Либера совершаются с такой отвратительной свободой, что в честь его почитается срамной мужской член, - почитается не с сохранением сколько-нибудь стыдливой тайны, а с открытым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в город. В городке же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжение которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон должна была открыто возложить корону!»73.

Вполне очевидно, что культ Либера, в том виде как его описал А. Августин, относится к периоду ранее 186 г. до нашей эры. Августин писал: «Сам Варрон сознается, что подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении. Впоследствии, впрочем, вакханалии вызвали против себя справедливое неодобрение здравомыслящего сената, и он повелел их уничтожить»74. Несмотря на это уже в раннем средневековье, во многом благодаря авторитету А. Августина, в европейской христианской традиции понятие «либертин» (отпущенник - поклонник культа Либера) закрепляется в значении «безнравственный, развратный, распущенный человек, распутник».

Цит. по:

ГЕНЕАЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИБЕРАЛИЗМ»: I. ЛИБЕР И ЛИБЕРТИНЫ

Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Журнал «История и историческая память», 2013

Полный текст — https://cyberleninka.ru/article/n/genealogiya-ponyatiya-liberalizm-i-liber-i-libertiny

Ниже — картинка с текстом, найденная в Твиттере (Мистраль де Голля) без указания источника

Подробнее об авторе статьи — http://www.sstu.ru/teachers/6211-Kalashnikov_Mikhail_Vasilevich.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded