echelpanov

Category:

Актуальные вопросы национального консерватизма (11)

Презентация монографии "Град Китеж. Русская пневматология" Дмитрия Евгеньевича Музы -  доктора философских наук, профессора кафедры политологии Донецкого  национального университета, член-корреспондента Крымской Академии наук,  председателя ДФО. Встреча проводилась Донецким Философским Обществом на базе Донецкой  республиканской библиотеки для молодёжи. 24 июля 2019 года.

(для общего развития)

Муза В. Град Китеж: русская пневматология. М.: Циолковский, 2019, — 370 С.

Предлагаемая монография посвящена проблеме выработки собственной  позитивной культурной идентичности русской цивилизацией и славянским  культурно-историческим типом, как полноценным субъектом мировой истории.  Сложный и противоречивый механизм её формирования выявляется через   религиозно-философскую рефлексию мыслителей России ХIХ — ХХ ст.  Подобный опыт обретения самосознания может быть полезен для созидания  восточными славянами своего бытия в ХХI веке, — веке, в котором  обнажилась тенденция к забвению универсалий и ценностей  христианской  культуры. Работа может быть полезна всем, интересующимся духовными  истоками восточнохристианской и русской культуры, а также использована в   качестве пособия по курсу «История русской философии».

Пневматология (от греч. πνεῦμα (пневма) — дух, и λόγος (логос) — слово, речение) – учение о Святом Духе, Его действиях в мире и человеке.

Древнееврейское слово руах, «дух», как и греч. pneаma, имеют натуроморфное происхождение. В общих языках оно тождественно понятиям «ветер», «буря», «веяние», «дыхание». Следовательно, семантика термина связана с представлением о жизненной энергии, мощи и свободном движении. Так, пророку Илие Бог является в веянии ветра (3Цар. 19:12), а Христос Спаситель прямо сравнивает действие Духа Божьего с непредсказуемым порывом ветра (Ин. 3:8).

В книгах Ветхого Завета Дух Божий изображен как высшее Начало, активно воздействующее на мир. Дух животворит первозданную Вселенную (Быт 1:2), Он поддерживает бытие твари (Пс 103:30), говорит в Откровении через пророков и др. избранных людей (Зах. 7:12), дарует силу вождям народа совершать предназначенное им на земле дело Суд. 3:10; 1Цар. 10:1; Иез 3:12).

В Новом Завете Ипостась Святого Духа являет Себя одновременно с Отцом и Сыном (повествование о Крещении Господнем). В НЗ содержится три образа явления Святого Духа: голубь, ветер, огонь.

Цит. по:

P. S.

Все же думаю, что духовно-нравственное возрождение и расцвет России начнется не с Донбасса, а с Сибири (как я понял, примерно лет через двадцать со слов одного уважаемого старенького иеромонаха, это мне стало известно не из интернета).

Продолжение следует

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded