echelpanov

Category:

Азбука.ру о плевелах церковной литературы

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,  оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

Мф. 13: 24-30 (толкование см.: http://bible.optina.ru/new:mf:13:24)

Не так давно на своем ноутбуке я скачивал проповеди священника Свято-Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга Константина Пархоменко с официального канала You-Tube и по ссылке внизу перешел на его сайт https://azbyka.ru/parkhomenko/

Православная энциклопедия «Азбука веры», что говорят сами о себе его авторы? «Портал основан в 2005 году, его ежемесячная аудитория составляет 4 миллиона читателей. На сайте размещено 15 тысяч трудов, 5 тысяч словарных статей и 2 тысячи  аудио-видео материалов. Над «Азбукой веры» трудятся более 1600 волонтёров, у нас нет офиса, мы находимся в разных городах и странах, наш небольшой бюджет состоит исключительно из пожертвований читателей. Приглашаем вас приобщиться к сокровищнице христианского богословия и обрести спасение в Боге». 

Далее со страницы Константина Пархоменко я перешел в раздел Художественная литература этого сайта (кстати, тут можно совершенно бесплатно скачать замечательные христианские книжки), затем в рубрику Псевдоправославие https://azbyka.ru/fiction/1/psevdopravoslavie/, где авторы сайта считают сомнительными с точки зрения православной религии следующие литературные произведения: 

Про икону Богородицы «Воскрешающая Русь» старцы (такие, как Иоанн Крестьянкин и Кирилл Павлов) в монастырях действительно ничего не слышали как минимум до 2005 года. Например, когда в конце 90-х к отцу Николаю Гурьянову приехала съемочная группа телепрограммы «Русский Дом», журналист спросил у него: «Батюшка, когда возродится Россия, когда нам ждать воскресения Святой Руси?» (примерно так), тот с доброй улыбкой ответил: «А она и не умирала». На сохранившихся фотографиях можно увидеть, перед какими иконами молился старец. Например, Царя Николая он почитал за святого еще до официальной канонизации в лике страстотерпцев на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года (на самом деле он чтил Царскую семью и в 1950-е, 60-е, 70-е годы, задолго до первого прославления ее в лике мучеников 1 ноября / 19 октября 1981 года Архиерейским Собором РПЦЗ в Нью-Йорке).

Эта икона с Божией Матерью так понравилась луганским писателям из литературно-исторического клуба «РусичЪ» во главе с Д. Н. Юдкиным, И. И. Жуком, (который проводит выставки своих фотографий в московском Храме Христа Спасителя), что три года назад они создали одноименный литературно-поэтический конкурс среди православно-консервативных авторов. Кто их за это осудит или сделает строгий выговор? Даже если сама история появления этого изображения выглядит сомнительной. Или все-таки следует признать всех их заблудшими овцами стада Христова (где-то перемудрили луганские литераторы)? Тогда нужно постараться им разъяснить официальную позицию Церкви с любовью без нервотрепки и убедительно показать, в чем они неправы. Среди авторов клуба: Павел Турухин, Л. Д. Симонович-Никшич, Николай Боголюбов, Валерий Шамбаров, Игорь Гревцев, Анатолий Евсеенков, Вольфганг Акунов, Игорь Гаврилюк...

На самом деле в истории Русской Православной Церкви бывало разное. Мало кто знает, что образ Умиление Пресвятой Богородицы (иначе «Всех радостей радость»), перед которым у себя в келье молился прп. Серафим Саровский, в начале 19-го века считался как бы не совсем каноническим, это сегодня его все знают и почитают. Нужно сказать большое спасибо Государю императору Николаю Александровичу, который разбирался в православии намного лучше архиереев Святейшего Синода начала XX века (хотя сам курил табак и носил татуировку дракона на правой руке, являлся великолепным знатоком западной культуры и европейских традиций, активно занимался спортом, увлекался современными техническими новинками, был очень разносторонним человеком, по-латыни homo universalis благодаря полученному классическому образованию), ни в какую не желавших канонизировать простого убогого монаха. Один из доводов — «слишком много чудес»!

Некоторые из опубликованных рецензий не могут не вызвать вопросов у любого нормального воцерковленного человека. Например:

Следующая книга, которую разбирают рецензенты портала - «Щит духовный. Молитва задержания и иные молитвы, чтимые в напастях и скорбях» — вот эта конкретная молитва есть в моем личном молитвослове, изданном Единецко-Бричанской епархией Молдавской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2003 году и напечатанном в типографии издательства ОАО «Молодая гвардия» (г. Москва, Сущевская ул., д. 21) тиражом 30 000 экземпляров. См. в содержании:

Содержание моего молитвослова
Содержание моего молитвослова

Критическая рецензия на книгу «Необыкновенное путешествие Серафимы» — выпущенная в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви и одобренная известным московским пастырем протоиереем Николаем Ведерниковым (что не скрывает автор рецензии Тимофей Веронин), снятый мультфильм по сюжету этой книги демонстрировался на общероссийском православном телеканале «Спас».

Странно, что никто до сих пор не придрался к светскому сюжету мультфильма «Сказ о Петре и Февронии» 2017 года (жанр: семейный фильм и кинокомедия) режиссеров Юрия Кулакова и Юрия Рязанова, который тоже считается вроде как православным душеполезным анимационным произведением. Известно, например, что в некоторых монастырях духовники считают творчество Дж. Р. Толкиена и его «Властелин колец» проявлением оккультного мировоззрения, с чем не согласятся многие православные миряне (например, с журнала «Фома», который выходит под патронажем В. Р. Легойды).

Наглый уничтожающий отзыв на одну из самых популярных книг среди православных миссионеров «Dимoн» протоиерея Александра Торика, чьи замечательные произведения издаются православно-миссионерским издательством «Флавиан-Пресс», продаются в храмах по всей стране и имеются в наличии некоторых монастырских библиотек (например, на подворье Трифоно-Печенгского мужского монастыря в Мурманске). Интересно, что бы сказал по этому поводу иеромонах Димитрий Першин?

Следующий разбор: Кравченко Ксения. Методика оздоровления по методу священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Популярный образовательный онлайн-сервис мегаобучалка дает такую информацию: Текст брошюры составлен по двум выступлениям врача- практика Ксении  Павловны Кравченко, которая имеет более чем двадцатилетний опыт лечения  больных по данному методу. Заслугой её является восстановление  исторической справедливости в отношении свщмч Серафима, имя которого как  врача оказалось забытым. Во второй части содержатся практические рекомендации о лечении конкретных заболеваний по этому методу. Следует отметить, что данный метод не является полной альтернативой  традиционной медицинской науке и не отвергает использование многих  достижений традиционной медицины. См.: https://megaobuchalka.ru/4/36785.html Мне здесь очень не понравилась явно нецерковная пафосная обложка. Тут надо иметь как минимум среднее медицинское образование, чтобы во всем разобраться. Многие православные сайты очень ругают Кравченко (она могла что-то действительно не так понять и исказить, неправильно интерпретировать), необходимо читать оригинал самостоятельно, никто же не ставит под сомнение врачебные познания самого митрополита Серафима.

В 2015 году я был свидетелем, как секретарь митрополита Мурманского и Мончегорского Симона (редактор статей епархиальной «Православной газеты») в здании нашей епархии перед катехизаторами очень ругала книги Константина Вячеславовича Зорина (кандидата медицинских наук, доцента  кафедры педагогики и психологии Московского Государственного Медико-Стоматологического Университета МГМСУ), автора научно-популярных книг по православной психологии и медицине, называя его взгляды чистой воды оккультизмом и шарлатанством. При этом эти книжки в мягких обложках продавались тогда в самой церковной лавке Свято-Никольского собора на ул. Зеленой, очень хорошо раскупались бабушками, причем сама митрополия закупала работы этого автора на собственные деньги, далее через «Православный салон» на пр. Ленина они расходились по многим храмам Мурманской области. Просто курам на смех.

Ну и так далее, нужно разбираться в каждом конкретном случае отдельно. Такое впечатление, что рецензии писали действительно люди не из России. Мне почему-то вспомнились доносы бдительных граждан в ЧК НКВД в сталинское время, описанные очевидцами в исторической публицистике (хорошо, что пока нет никаких призывов к силовому воздействию на авторов критикуемой литературы). Вообще заниматься подобными вопросами должны компетентные церковные эксперты (составлять профессиональные рецензии и рекомендации), а не доморощенные «аналитики», про уровень образования которых мы ничего не знаем. Это ведь совершенно очевидно.

Кроме откровенно сектанских книг иеродиакона Авеля Семенова (который превратился по сути в слугу сил зла) с его старцем Христофором Тульским, благословение на производство фильма с которым давал печально известный извергнутый из сана Диомид (Дзюбан), епископ Чукотский и Анадырский, книги о Славике Крашенниникове или Вячеславе Чебаркульском (российский аналог болгарской пророчицы Ванги, будучи в чудовищной прелести, называвший сам себя ангелом и предсказавший нападение динозавров на человеческую цивилизацию в XXI веке) и «Откровений Ангелов-Хранителей» с многим, из того что там перечислено можно поспорить (например, о спорном в научной среде феномене телегонии или о парализованной старице Макарии Темнинской, с которой была знакома верующая мать Ю. А. Гагарина). Возникает вопрос: сами-то эти рецензии бдительных граждан не являются ли ревностью не по разуму? Мало ли, кому там что показалось или померещилось. Почему нет ни одного отзыва на литературу с примесью явной ереси и собственных неоднозначных измышлений на религиозную тематику члена Союза писателей России Ю. Ю. Воробьевского, которого непонятно кто благословляет на литературную деятельность (большой секрет?) и приглашают на радио «Радонеж» как совсем недавно В. П. Кузнецова в программе Виктора Саулкина? C его весьма сомнительной с точки зрения православного богословия идеей о возможности демонизации человеческой природы через контакт с падшими духами (о реальном превращении людей в демонов ничего не сказано у святых отцов, можно также вспомнить житие Киприана и Иустины), который везде видит лишь один негатив и постоянно ищет черных кошек в темных комнатах? (Бог ведь намного интереснее дьявола, зачем уделять нечистой силе такое повышенное внимание и постоянно всматриваться в бездну? До добра такое никого еще не доводило) Не удивлюсь, если его книги с интересом читают члены сатанинских сект. Почему молчат всеведующие профессора ПСТГУ и столичных духовных академий? В 90-х годах прошлого века в г. Горловке Донецкой области был такой человек по имени Александр Аксенов, выпустивший в издательстве «Сталкер» псевдоправославный эзотерический бестселлер «Я — не колдун, я — знахарь», где описывал свою героическую борьбу с сатаной, демонами, «номерными» колдунами и ведьмами, публиковал письма пострадавших очевидцев. Если верить словам «целителя», то бесноватых начинает карежить от одного только его вида, сам о себе он говорит, что является чуть ли не сильнейшим экзорцистом на постсоветском пространстве (защищает и благословляет Аксенова сам Иисус Христос с Богородицей), хотя на самом деле представляет собой просто слепое орудие сил зла, он также описывает подробно свои беседы с одержимыми бесами людьми, которые высоко отзываются о его духовных дарованиях. Как сказал один священник из Псковской митрополии, Юрий Юрьевич Воробьевский с 2000-го года очень сильно изменился в худшую сторону, стал о себе очень высокого мнения, считает себя очень большим авторитетом среди православных, многие почитатели ему просто льстят и незаслуженно захваливают. Если слишком часто ездить на Афон, то пользы большой тоже может не быть.

О еретических заблуждениях Юрия Воробьевского см. например тут: https://antikob.livejournal.com/148375.html (хотя это тоже очень неоднозначный блог).

Писатель Сергей Владимирович Фомин назвал Воробьевского «современным православным публицистом и беллетристом». См.: 

 https://sergey-v-fomin.livejournal.com/190100.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/190100.html

На одной из конференций, посвященных Николаю II с участием Л. Е. Болотина и В. Е. Ларионова, Юрий Воробьевский безапеляционно назвал Михаила Кутузова изменником Родины на основании косвенных документов (какого-то рапорта или слухов), что тот якобы дал убежать Наполеону в одном из главных сражений, так как состоял в масонской ложе. Михаил Илларионович действительно под конец жизни серьезно разочаровался в православии, но вряд ли он был предателем. Выпускник журналистского факультета МГУ им. Ломоносова Леонид Евгеньевич Болотин тогда почему-то промолчал, хотя всю сознательную жизнь старается профессионально заниматься исторической наукой, мы уж не говорим про Ларионова. К словам Юрия Юрьевича можно будет серьезно относиться, когда у него будет кандидатская или докторская научная степень.

Один из подобных «ревнителей» сайта азбука.ру в современной церковной среде — увлекшийся разоблачениями разнообразных ересей протоиерей Георгий Максимов, недавно предложивший (делая вид, что защищает достоинство русских женщин) убираться обратно на Украину одному из самых уважаемых российских проповедников Андрею Ткачеву, по сути спикеру МП РПЦ как общественно-религиозной организации. Неужели зависть или это болезненное проявление профессиональной конкуренции? Подобные священнослужители возводят напраслину на таких чудесных батюшек, как отец Владимир Головин из Болгар, возродивший чтение Молитвы по соглашению среди православных по всему земному шару (см. канал «Правда о вере» журналиста Алексея Шахматова https://www.youtube.com/channel/UCHYv7etz7khQGflInGJ_JbA).

Протоиерей Игорь Рябко, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета КПУ г. Запорожье о том, как отец Георгий умудрился оклеветать старца Симона Безкровного (известного под литературным псевдонимом Симеона Афонского) и извратить его труды по исихазму:

Видео иерея Максима (Каскуна), штатного клирика Сергиево-Посадского Успенского храма (один из моих «друзей» ВКонтакте) от 5 августа 2019 года:

Единственное, в чем тут явно неправ отец Максим — иероcхимонах Рафаил Берестов (в миру Михаил Иванович Берестов) действительно сектант, которому запретили жить на Афоне (он там подвизается в его окрестностях с какими-то хитрыми женщинами, которые его используют с целью извлечения коммерческой выгоды, прельщенные люди жертвуют ему свои средства). Во младенчестве его уронила сиделка и он вырос маленьким и недоразвитым, много болел и чуть не умер, во время своей болезни дал обет Богу, что если выживет — станет монахом, хотя никто его на это не благословлял. Сегодня этот вредный ворчливый старичок призывает православных в своих видео рвать «паспорта с тремя шестерками», выбрасывать компьютеры и телефоны (чтобы не могли отследить спецслужбы), отказываться от ИНН и уходить в леса, он называет еретиком Патриарха Кирилла (Гундяева). Все это тонкие духовные вопросы, лучше слушать его брата-священника, док. медиц. наук, профессора и психиатра Анатолия Берестова. О диагнозе Рафаила Берестова:

https://diak-kuraev.livejournal.com/113340.html

https://www.pravmir.ru/protodiakon-andrej-kuraev-ob-ierom-rafaile-berestove-on-stal-orudiem-v-chuzhix-rukax/

Можно поискать и в других источниках (если к этим мало доверия). А вот информация со второй половины прошлого месяца:

https://mepar.ru/documents/decrees/2019/09/17/zapreshchenie-svyashch-maksima-kaskuna/
https://mepar.ru/documents/decrees/2019/09/17/zapreshchenie-svyashch-maksima-kaskuna/

Как видим, кроме самовольного оставления прихода больше никаких претензий к о. Максиму со стороны Патриархии нет, как ни странно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded