echelpanov

Categories:

4 октября - День основания города Романов-на-Мурмане

Иерей Сергий Поливцев, настоятель приходов Введения во Храм Пресвятой Богородицы и прп. Трифона Печенгского, руководитель Паломнической службы «Под сенью Трифона» Мурманской и Мончегорской епархии (протоиерей с 2014-го, ныне настоятель храма св. блгв. князя Александра Невского в бухте Казачьей Севастопольского благочиния Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП):

— Действительно, этого не знают даже многие мурманчане. Об этом мы говорим только в последнее время более широко и город действительно в 1916-м году получил название «Романов-на-Мурмане». Но поскольку пришла революция и очень быстро первая его именная часть отпала и он стал называться так, как называется сейчас. А Мурманск, мурмане — это норвежцы и получается что Мурманск — это Норвежск. Ну это действительно не так и это нонсенс и нам всем бы хотелось увидеть наш город под его первоначальным названием «Романов-на-Мурмане».

— Спасибо огромное. То есть с семьей Романовых у вас...

— Непосредственная связь, император Николай II является основателем нашего города, принял очень серьезное участие в том, что наш город состоялся, благословил на строительство кафедрального собора в этом городе как обычном губернского уровня города закладывались, так что не состоялось. И вот, наша экспедиция, она прибыла в Екатеринбург. Я прибыл в составе экспедиции, которая называется «Царственные мученики и Романов-на-Мурмане», целью экспедиции является получение благословения Царственных мучеников, царя Николая на то, чтобы мы начали строительство Спасо-Преображенского морского кафедрального собора в г. Мурманске, которого до сих пор нет, кафедрального собора и это очень неправильно и к столетию города, которое будет в 2016-м году, есть большое желание построить этот собор, исполнить волю царя-императора, последнее его завещание о строительстве города, тем более что этот город должен был увековечить царскую фамилию, Романов-на-Мурмане, и для нас это очень важно и многие препоны в этом существуют и действительно, экспедиция является такой духовной основой для того, чтобы все-таки с Божией помощью это состоялось и это можно воспринимать как акт покаяния, видимый образ покаяния и исполнение воли императора, вознесения [возведения] такого вот кафедрального собора в нашем городе.

Цит. по:

Беседы с батюшкой. Отвечает священник Сергий Поливцев. Эфир от 17 июля 2013 года (телеканал «Союз»)

https://www.youtube.com/watch?v=sCOmlIj4J_o

Мурмане (мурманчане, мурманцы) — это видоизмененное «норманны».

«Норма́нны (нурма́ны) (англ. Normans, нем. Normannen, норманд. Normaunds, фр. Normands, лат. Normanni — «Северные люди») — термин, использовавшийся по отношению к скандинавам, опустошавшим с VIII по XI век морскими разбойничьими набегами государства Западной Европы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Норманны

Епископ Североморский и Умбский Тарасий Перов об основании города Романов-на-Мурмане 4 октября 1916 (телеканал «Спас», 16 июля 2020)

Действительно, многие мурманчане напоминают севершенно деревянных (мертвых в духовном отношении) товарищей, которые не помнят родства своего. Такое ощущение, что власть коммунистов никуда не исчезла, а просто видоизменилась под требования времени (либерализм, демократия и права человека). К царской России эти люди не имеют совершенно никакого отношения в ментальном смысле. Во всяком случае, в большинстве своем. 

В советском патриотизме по сути нет ничего русского, связанного с вековыми национальными традициями (ведь с точки зрения коммунистов царское прошлое России ущербно по определению). Советский гражданин — это новая наднациональная общность (сейчас «россиянин»). Одна из основных характеристик левых коммунистических режимов — это уничтожение национального, вековой религиозной сакральной памяти. Зюганов сейчас говорит о святых мощах Ленина (идеологическая подмена большевиков), по сути коммунизм — это религия без Бога, то есть явная ересь, секта. Совершенно непонятно, что может быть святого у убежденных безбожников, фанатичных отрицателей какой-либо религии. Как и партия РКП (б) — это социально опасная [экстремистская] секта фанатиков-космополитов. См. подробнее об этом:

Леонид Решетников и Петр Мультатули о "Советском" гражданине. Обсуждение видео «Советские — не русские» (Наследие империи, 30 сентября 2020)

https://www.youtube.com/watch?v=Ag4f2O0TS68&t=34s

Небольшая ремарка (чтобы было понятнее, о чем речь):

Только всвязи с вероятностью нападения Германии на СССР большевики неожиданно вспомнили о славном героическом прошлом нашего Отечества, выдернув оттуда Минина с Пожарским, Пушкина с Глинкой (которые якобы конфликтовали с Николаем I), Суворова с Ушаковым (их якобы очень недолюбливали Павел I и Екатерина II, в фильмах специально сделан на этом акцент без адекватного объяснения причин недопонимания между теми и другими [подлые придворные интриги, наговоры Государю и прочее в отношении Александра Васильевича]. Можно подумать, что для императрицы Ушаков — всего лишь лапотный несдержанный мужик, хотя к этому двухсерийному фильму меньше всего претензий), Ломоносова (якобы ярого безбожника, критиковавшего Церковь в картине 1955 г. И ни слова о конфликте с норманнистами, пытавшимися переписать историю Древней Руси, уничтожившие многие документы той эпохи, берестяные грамоты), крейсер «Варяг» (погибший благодаря царскому правительству), Кутузова, Нахимова, Степана Разина, Пугачева, Александра Невского (в фильме Эйзенштейна нет какого-либо намека на религию, предатели там — монахи, святого благоверного князя играет актер — убежденный атеист), масштабное героическое фэнтази про Илью Муромца с очень слабенькими диалогами (даже процитировать нечего)... Единственный положительный царь с точки зрения коммунистов — Петр I, очень близкий к большевикам по своему крутому реформаторскому мировоззрению «ломать Россию через колено», своей борьбе с пережитками старой Руси, фанатичному стремлению загнать людей плеткой в лучшую жизнь, которого современники недаром называли «антихристом», про его политику весьма негативно отзывался https://echelpanov.livejournal.com/163230.html (обращая внимание на идеологическую близость Петра I коммунистам) руководитель епархиальных катехизаторских курсов Мурманской и Мончегорской митрополии, один из лучших историков Мурманска (возможно, что единственный по-настоящему православный ученый в регионе) канд. ист. наук Антон Иванович Тучков (отошел ко Господу в 2018-м году). 

Коммунистами «бессовестно «исправлялись» авторские тексты, не соответствующие социалистической идеологии. Так, опера «Жизнь за царя» превратилась в «Ивана Сусанина», а знаменитое «Славься, славься наш Русский Царь!» В «Славься, славься Русь моя» и т.д.» Император Николай I в советских учебниках истории изображался исключительно как ярый недруг и угнетатель Пушкина, который всю жизнь якобы придерживался крамольного мировоззрения декабристов. Убеждёнными монархистами были «сатирик и обличитель» И.А. Крылов, опять же «сатирик, бичевавший царскую крепостническую Россию» – Н.В. Гоголь, выдающийся дипломат и чиновник Ф.И. Тютчев, в «черносотенном» Союзе русского народа состояли Д.И. Менделеев и В.А. Васнецов (см. книгу Б. А. Алмазова «В тени Российской истории» https://vk.com/blist_spb?w=wall-83670929_94697). Вероятно, что «Войну и мiр» Л. Н. Толстого Бондарчуку позволили экранизировать только потому, что Ленин называл Льва Николаевича «зеркалом нашей революции», а сам писатель был отлучен от Церкви как неисправимый еретик, если не сказать Ересиарх (что характерно, в этом фильме очень неприглядно был показан император Александр I при встрече с Кутузовым). Даже песня времен Великой Отечественной войны «Вставай, страна огромная!» — это мелодия с немного измененными словами, сочиненная в царской России всвязи с началом Первой Мировой. 

В этой страшной войне страна и победила только благодаря прекращению политики интернационализма, гонений на Церковь, восстановления связи поколений со своими предками в царской России, обращению коммунистической партии к разумному национализму (сегодня ставку на этом делает Зюганов). Современное ТВ что-то талдычит нам при упоминании Дня победы 9 мая о «советском патриотизме» [с явным уклоном в имперское дореволюционное прошлое], «сплочении народов» [при основной нагрузке на русских, которые были использованы коммунистами в качестве основного «пушечного мяса»] и т. д. и т. п. 

Как русское национальное сопротивление одолело немецкий национал-социализм (книга и лекция канд. ист. наук Ф. Л. Синицына «Они воюют не за нас, а за Россию» 2019 г.)

https://echelpanov.livejournal.com/156125.html

По сути, обращение к героическому прошлому монархической России в то время для коммунистов было проявлением естественного двуличия, лицемерия, мимикрии (определение док. ист. наук А. Ю. Минакова) ради того, чтобы элементарно удержаться у власти ценой огромного пролития русской крови. «Генсек хотел дружить с немцами, но фюрер его »кинул» и Сосо по-христиански обратился к русским с призывом: «Братья и сестры» (в стране при этом все архиереи, кроме четырех человек, сидели за колючей проволокой, страна напоминала одну большую зону / известная книга Солоневича «Россия в концлагере»). Крокодил пустил слезу... Борьба усатого товарища с Троцким — не более чем разборка внутри мафии, возня пауков в банке. Как сказал один священник, Сталин хоть и был сволочью, но денег лично для себя он не брал (материальное обеспечение у него было приблизительно такое же, как сейчас у Путина).

(при Хрущеве и Брежневе снимали патриотические фильмы только про 1941-1945 гг., одержанной Победе в ВОВ как главном достижении КПСС при поддержке народа, затем было обращение советской власти к патриотизму только ближе к концу 1980-х гг. Что характерно, сейчас на гос. уровне никто не вспоминает про победы в войнах, одержанных нашим народом до 1917 г. К примеру, недавний юбилей Бородинской битвы прошел для Кремля совершенно незаметно, Куликова поля как будто вообще никогда не было. Действующая власть нещадно эксплуатирует память о Победе 1945 г. (PR, упоминание в СМИ), как основного элемента, скрепляющего ее с населением. К слову, Великая Отечественная, по утверждению ряда историков — самая неудачная [худшая] война в истории Отечества по качеству управления собственной боевой мощью и понесенным потерям. Никогда так плохо русские еще не воевали. Видимо, в том числе поэтому (а не только из-за высокой популярности Жукова среди военачальников, самых молодых фронтовиков, что очень не нравилось самозванному генералиссимусу в белом кителе) День Победы не праздновался в Советском Союзе 17 лет. При Сталине и Хрущеве это был рабочий день, Брежнев вспомнил о нем в 1965-м только всвязи с 20-летним юбилеем, так как «любил пышные празднества, масштабные мероприятия и чествования. К слову, если Сталин носил только одну награду, то у Брежнева был полный комплект — большинство наград он присвоил себе сам». 

Подробнее — https://news.rambler.ru/other/39801950/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

См. также:

Ставров Н. П. Вторая Мировая - Великая Отечественная. Том 1 — М.: Август-Принт, 2006. — 512 с. — ISBN 5-94681-008-1.

https://ru.b-ok.global/book/3091971/88655f

Эту книгу упомянул как добротное исследование режиссер-монархист Сергей Дебижев, автор док. фильмов «Последний рыцарь империи», «Раскаленный хаос», «Теория хаоса» во время беседы в клубе «Ортодокс» в СПб 25 февраля 2020 г. https://vk.com/video3659556_456239084

При этом, почему-то только лишь с 2014-го действующий глава государства серьезно занялся поддержкой вооруженных сил (до этого модернизацией армии занимался министр Сердюков, аналог Фурсенко и Ливанова в образовании), другой популярный тренд — развитие спорта. Кстати, первая Олимпийская сборная и Российский футбольный союз появились в России благодаря личной заинтересованности императора Николае II. У меня кроется подозрение, что нынешние достижения в спорте очень хорошо отвлекают внимание россиян от насущных проблем в стране: попадание сборной России в 1/4 финала Чемпионата мира по футболу странным образом совпало с повышением пенсионного возраста. Скобки закрываются)

Таким образом, наследие коммунизма — это искаженное восприятие русским (российским) народом собственной (со своими неприглядными сторонами и великими достижениями) истории, в которой все самодержавные правители (не только последний Государь) — сплошь угнетатели и неудачники (святой царь Феодор Иоаннович, канонизированный Церковью — умственно отсталый, а императоры Петр III и Павел I — вообще психически невменяемые, Николай I — напоминающий жандарма тупоголовый ограниченный тип с замашками диктатора, а Александр III — пьяница, Николай II...), что весьма совпадает с позицией современных либералов, представляющие на самом деле маргинальное меньшинство, из-за своей близости к финансовым прозападным правящим кругам, банкирам, олигархам, захватившие в свои руки главные масс-медиа государства, еще совсем недавно (каких-то 20-25 лет назад) находившиеся в руках конкурировавших друг с другом Березовского и Гусинского. Стоит ли удивляться всему остальному, ведь современные политики — это идеологические последователи коммунистов, по сути воспроизводящие сейчас, осознанно или нет, позднебрежневскую эпоху с некоторыми оговорками, то есть время собственной молодости, лучшее время жизни для каждого человека. Один из профессоров, кандидат философских наук, преподающий политологию в Мурманском институте экономике (филиал СПбУТУиЭ), несколько лет назад назвал форму правления в РФ дословно «президентской автаркией» https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/4/Автаркия.

(боюсь, чтобы народ по-настоящему вспомнил о своих культурно-цивилизационных корнях, православных религиозных истоках, отказался от западного мiровосприятия, потребительского образа жизни [потреблядства], поменял свое мышление, должны произойти какие-то большие потрясения. В этом смысле чем хуже — тем лучше для духовно-нравственного оздоровления нации. Пока гром не грянет, петух в задницу не клюнет... )

Но вернемся к теме публикации.

Муниципальные власти «северной столицы» установили 28 июля 2018 г. буквально в 500-х метрах от памятника Ленина, что располагается на одноименном главном городском проспекте, на проходной лестнице рядом с ул. Воровского, по проекту иерея-путешественника Федора Конюхова, памятник свт. Николаю Чудотворцу Мир-Ликийскому, который не видно за деревьями даже с площади Пяти Углов (логичнее было бы сначала убрать куда-нибудь подальше постамент одному из главных гонителей Православия в XX веке, тут у любого образованного вдумчивого человека в голове возникнет когнитивный диссонанс). Аэропорт в Мурмашах назван вопреки позиции местного отделения КПРФ в Областной думе, мнению сенатора И. К. Чернышенко (бывший депутат Госдумы от Мурманска) в честь императора Николая II, хотя, по словам П. В. Мультатули, на официальном сайте воздушного транспортного ведомства об этом ничего не сказано. Неизвестно, как бы к этому отнесся сам Государь, ведь в голосовании принимали участие не только мурманчане, но и многие граждане др. городов, к примеру публицист Е. С. Холмогоров. Большая часть жителей Мурманска вряд ли тепло относится к личности последнего русского императора, имеют какое-то представление о различных достижениях при его правлении (эффективном стратегическом менеджменте в сравнении с Европой и США, выведшем Российскую империю на 3-5 место в мiре по объему произодства, развитию экономики, которая до 1917 г. была самой непьющей страной Европы), о его подвиге самопожертвования за Россию, читали какие-то умные книги на эту тему... 

К примеру, работу аспиранта ПСТГУ Андрея Анатольевича Борисюка «Рекорды империи. Эпоха Николая II» 2-е издание. — М.: Вече, 2020 — 144 с. ISBN978-5-4484-1458-9 с сотнями цифр, таблиц, фактов, фотографий.

Скачать и читать большой отрывок бесплатно:

https://yadi.sk/i/PCanjztqlRo-8w

Беседа об императоре Николае II с доктором исторических наук, профессором Николо-Угрешской православной духовной семинарии Владимиром Михайловичем Лавровым на телеканале «Союз» 4 октября 2020:

https://www.youtube.com/watch?v=kGj50TWbXwE&t=38s

О необходимости установки памятника основателю города Мурманска Николая II говорил еще доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического университета, руководитель научно-исследовательской лаборатории регионального краеведения и почетный гражданин города Алексей Алексеевич Киселев (в октябре 2020-го ему исполнится 94 года) на одном из первых Феодоритовских чтений в здании бывшего педагогического университета (сейчас — МАГУ), обещал с этим помочь губернатор Дмитриенко, но воз и ныне там...

Другого мнения придерживается ученик А. А. Киселева д. ист. наук Павел Викторович Федоров - он за установку памятника Сергею Юльевичу Витте http://www.mvestnik.ru/our-home/pid201203141085l/

Мнение депутата городского совета Мурманска, члена партии «Единая Россия» Юрия Анатольевича Макаренко об установке памятника императору Николаю II:

"Вот в Москве есть памятник основателю города Юрию Долгорукому. В Петербурге - памятник Петру Великому, основавшему северную столицу. В Хабаровске есть памятник Муравьёву-Амурскому, в Ярославле - Ярославу Мудрому. Даже в Одессе, ставшей заграницей, поставили, хоть и не без споров, памятник основательнице - Екатерине Второй. Романов-на-Мурмане стал последним городом, основанным царём. Мало того, император Николай II оказал новорождённому городу великую честь, дав в название свою фамилию. Много ли в России подобных? Пожалуй, ни одного. Может быть, пора и мурманчанам в знак уважения и понимания своих корней воздвигнуть памятник основателю города? Может быть, тогда и жители стали по-другому относиться к своему городу, с большим уважением и любовью? Мечты, скажете вы. Не знаю, но начинать-то с чего-то надо. Помимо всего прочего не надо забывать, что царь-великомученик причислен к лику святых. Думаю, памятник Николаю II стал бы тем местом, куда могли бы приезжать молодожёны, приходить выпускники школ, курсанты. Хочу, чтобы к столетию Мурманска появился у нас такой памятник, и не просто памятник - целый комплекс с благоустроенной территорией, сквером. Это должно быть место, где можно будет познакомится с историей города, приобщиться к его корням. А что об этом думаете вы, уважаемые читатели? Ваше мнение очень важно для меня. Буду рад, если вы поделитесь своими мыслями на эту тему. Пишите мне по электронной почте или в адрес Совета депутатов города Мурманска [ makarenko@murmansovet.ru ]."

http://cs10668.userapi.com/u12919037/doc/94e0fe966bbf.. (электронная версия газеты).

Нельзя сказать, что основателя города очень почитают в мурманской церковной среде (к примеру, в нашем храме св. князя Владимира 17 июля этого года не было даже отслужено Божественной литургии, у священнослужителей в этот день был выходной. При этом сам день памяти Царской семьи упоминался в группе храма ВКонтакте как знаковое событие для православной России). Казалось бы, по идее, святое изображение Государя должно присутствовать в каждой городской церкви и перед ним хотя бы в Царские дни должны возжигаться свечи... Ничего не сказал об основании города в своей проповеди в храме Всех святых (ул. Скальная, 7 А) 4 октября и митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан...

До того, как стать епископом Тотемским (а потом и Североморским) отец Тарасий служил штатным клириком Свято-Никольского кафедрального собора г. Мурманска на ул. Зеленой, 11, был преподавателем Свято-Феодоритовских епархиальных катехизаторских курсов по дисциплине «Четвероевангелие».

Зашел туда сегодня, спрашиваю у пожилой женщины, отвечающей за уборку и работу свечной лавки (не был в этом епархиальном комплексе последние года 3-4, там успели рядом с собором открыть храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»): «есть в соборе какие-то иконы царя Николая, Царственных мучеников, страстотерпцев, кроме изображения на одной из квадратных колонн (перед которой традиционно на подсвечник ставились свечи)?»

На фото (колонна в Свято-Никольском кафедральном соборе) — единственное изображение Царя Николая II в храмах Мурманска. Была еще одна икона слева от алтаря в Спасе-на-водах, но сейчас ее оттуда по какой-то причине убрали.
На фото (колонна в Свято-Никольском кафедральном соборе) — единственное изображение Царя Николая II в храмах Мурманска. Была еще одна икона слева от алтаря в Спасе-на-водах, но сейчас ее оттуда по какой-то причине убрали.

Она сказала, что таких изображений в церкви нет (помимо того, что на фото выше), только 17 июля выносится откуда-то на аналой икона Царской семьи...

(похоже, что мурманчанам не нужен святой Царь Николай и его фамилия. Протоиерей Николай Гурьянов при жизни говорил, что кто не любит царя — тот не любит Бога)

Кстати, ближайшая троллейбусная / автобусная остановка в 15-ти минутах ходьбы от собора называется «улица Марата». Интересно, кто-нибудь из горожан сможет объяснить, кто это вообще такой и какое отношение он имеет к русскому Северу? Что уж говорить о Софье Перовской или Карле Либкнехте (один из основателей коммунистической партии в Германии).

Подробнее о коммунистических названиях на карте России:

Встречи с Виктором Правдюком. Топонимический сатанизм (Голос эпохи ТВ, 2019) https://www.youtube.com/watch?v=waObR4x2Cgw

(сподвижник Фридриха Энгельса немецкий коммунист Карл Каутский в своей работе «Большевизм в тупике» Берлин, 1930 г. сравнивал коммунистов в СССР с фашистами в Западной Европе. Каутский был одним из первых теоретиков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, сегодня же либералы пытаются нас убедить в том, что с фашистами много общего у черносотенцев царской России, которые в большинстве своем никогда не были националистами, в европейском политологическом понимании этого слова, и уж тем более левыми социалистами)

«Официальной датой основания Мурманска считается 4 октября 1916 года - день, когда в двух шагах от нынешней “Кировки” [Дворец культуры им. С. М. Кирова] был заложен храм в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Тогда Романов-на-Мурмане оказался еще и последним городом, который был основан в Российской империи.»

https://vmnews.ru/novosti/2016/10/06/vek-nazad-v-oktabre-1916-go

«21 сентября [4 октября] 1916 г. состоялась торжественная закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая Чудотворца Мирликийского, символизировавшая основание нового города. На церемонии присутствовали морской министр России И.К.Григорович, А.Ф.Трепов, архангельский губернатор С.Д.Бибиков и другие высокопоставленные лица.

Город был назван в честь Николая II — Романов-на-Мурмане»

http://dimitri.moseparh.ru/2019/10/04/4-oktyabrya-1916-g-osnovan-gorod-romanov-na-murmane/

Намного логичнее было бы считать Днем рождения Мурманска 3 апреля 1917 г.

«Последний построенный в Российской Империи город сменил своё название, поскольку почти сразу после основания произошла Февральская революция. По предложению Военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова было принято решение о переименовании города в Мурманск.»

https://b-port.com/news/199015

[кстати, Гучков всегда был лютым врагом Государя Николая II, специально обращаю здесь на это внимание]

Деревянный крест в основание города

Закладной крест будущей часовни (намеченной постройки у места, где была заложена бронзовая плита в основании кафедрального собора свт. Николая Чудотворца в 1916 г.) поставлен в 2003, строительство не начато до сих пор.

Фото — 4 октября 2020 г. (единственное изменение за эти годы — появление у памятного креста асфальтовой площадки и исчезновение дешевых ламинированных иконок с изолентой. Вместо них появился пластмассовый триптих, приклееный, по-видимому, клеем «Момент». Конечно, это лучше чем вообще ничего)

Мне всегда было интересно, что происходит в головах у правящих архиереев. В 2015 г. я спросил у секретаря митрополита Симона (Гети), Натальи Петровны Грациановой (редактора епархиального издания «Православная газета», одного из руководителей катехизаторских курсов, постоянного участника ежегодных Рождественских чтений в Москве, проходившей обучение в СПбДА), будет ли к столетию города построена часовня свт. Николая? (слышал мнение одного старца, что после этого жизнь в городе хоть немного бы изменилась к лучшему, стало меньше аварий и т. д.) Та ответила, что митрополиту сейчас не до этого (хотя она согласилась, что часовня — это важно), так как на повестке дня на тот момент было строительство огромного кафедрального собора в Ленинском районе возле действующего храма Спаса-на-водах (который заполняется прихожанами только в большие праздники, стоит на возвышенности, весьма высоком обдуваемом месте, что также очень неудобно для пассажиров троллейбусов и автобусов, особенно пожилых людей, нужно идти минут 10-15 от остановки). Впоследствии Патриарх Кирилл этот проект забраковал.

(к 100-летию со Дня основания города в 2016-м году власти [ мэр-КВН-щик Веллер и Ко] с помощью кипрского оффшора отремонтировали наконец гостиницу «Арктика» / ныне AZIMUT-hotel, придали более современный облик универмагу «Волна», который находится неподалеку, открыли там «Макдональдс», построили коммерческий торгово-развлекательный комплекс Murmansk-MALL, вплотную примыкающий к гипермаркету «О'Кей». В скверах, рядом с центральной площадью, запустили несколько фонтанов, покрасили фасады домов на главном проспекте. Вот, в принципе, и все преобразования. Мэр Мурманска уехал со спокойной совестью на повышение в столицу)

С другой стороны, очень хорошо, что в мурманских церквах продается такая книга:

Материалы международной историко-краеведческой конференции Одиннадцатые Феодоритовские чтения "Романовы на Мурмане", г. Североморск, 5-7 октября 2018 года. Под редакцией митрополита Митрофана (Баданина) — Мурманск, Изд-во Мурманской епархии, 2019

Ниже приведен текст выступления к. и. н., доцента филиала Российского государственного социального университета в г. Мурманске Дмитрия Александровича Герасимова «Роль Николая II в развитии Мурмана».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded