echelpanov

Categories:

Читая Новый Завет

Был ли Апостол Павел лицемером, когда сделался как Иудей для Иудеев?

«для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»

— 1 Кор. 9:19-22

Очень интересно почитать рассуждения авторитетных святых отцов, богословов и светских религиоведов на эту тему, особенно в виду соотношения между современной миссионерской работой (в условиях, когда Церковь становится неинтересной светскому обществу, особенно молодежи и по опросам ВЦИОМ православными себя называют более 60% граждан, из которых 10-12% некрещеные) и опасностью впасть в церковный модернизм, на что справедливо указывают такие уважаемые консервативные авторы, как Владимир Петрович Семенко с портала Amin.Su (Кураев и Семенко как два разных полюса внутрицерковной оппозиции к современному курсу Патриархии), православные психологи Ирина Медведева, Татьяна Шишова и др.

На встрече «Cуть монашеского делания в современном мире. Оккультизм, магия и прочие девиации» с игуменом Ефремом (Виноградовым-Лакербая), известным под литературным псевдонимом Игумен N, в храме прп. Евфросинии, великой княгини московской, один священнослужитель рассказал такую историю (пишу по памяти): одна женщина, еврейка по национальности (с характерным носом), захотела креститься и пришла в православный храм где-то в начале 90-х, батюшка ей сказал: «Креститься? С твоей-то рожей?» типа того, ты вообще себя в зеркало видела? Она заплакала и ушла вся в слезах. Потом эта женщина пошла к католикам, где ее очень любезно приняли, с теплотой и участием и она почувствовала себя очень счастливым человеком. Совершенно кошмарная история, дикая для любого нормального священника. См.: https://www.youtube.com/watch?v=ljAt6BkWvXM Вот и думайте о «православных» ультраправых радикалах со всем их непомерным жидоедством и антиклерикализмом, как говорит прот. Игорь Рябко в интервью Правмиру («Лечить нужно не Церковь, а свою бедную голову»): «У меня возник важный вопрос. Если ты ушел из РПЦ и нашел "истинное  православие" в его "чистом виде", "незагаженное" сотрудничеством с КГБ, ФСБ, «голубизной» и прочее, почему у тебя лицо такое страшное?..». Нам всем главное держаться золотой середины, идти по «царскому пути», не сворачивая ни влево, ни вправо.

См. толкования на этот текст из Послания к Коринфянам:

свт. Феофан Затворник:

Все чины иудейские, в законе предписанные иудеям, через веру в Господа  теряют свою обязательную силу и поступают в разряд вещей безразличных,  которыми можно пользоваться свободно, смотря по обстоятельствам, имея в  виду одно богоугождение. Так действовал и святой Павел в видах  благопоспешения Евангелию. Когда бывал среди иудеев, поступал во всем  внешнем как иудей, не придавая в совести какого-либо религиозного для  себя значения всему, что делал. Если б он являлся в среде их, особясь от  них в вещах, цены нравственной не имеющих, и между тем любимых иудеями,  то оттолкнул бы их от себя, и тем пресек вход слову своему в ушеса их.  Евангелие чрез то теряло бы последователей. Посему, говорит, бых Иудеем, яко Иудей, да Иудеи приобрящу.  Где и когда? – Повсюду и всегда был таков, и в Иерусалиме, и в других  местах, когда вращался среди иудеев. Сюда относятся, например, обрезание  Тимофея в Лаиконии, хождение в синагоги по субботам, как в Филиппах, и  слушание там закона и молитв, и другое подобное. Святой Златоуст  говорит: «Как это было? – Он обрезывал для того, чтобы уничтожить  обрезание. Посему не сказал: бых иудей, но яко Иудей,  так как это было с предусмотрительною целию.– Что говоришь ты?  Проповедник вселенной, восходивший до самых небес и сеявший такою  благодатию, мог ли он внезапно так низойти? – Да; ибо и это есть также  восхождение. Не на то только смотри, что он нисходит, но и на то, что,  нисходя, восстановляет лежавшего внизу и возводит его с собою». 

Подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу.  Слова эти можно принять за повторение предыдущего. Там указал на иудея  вообще, а здесь означил, с какой более стороны смотрит на него, именно  со стороны ревности его по закону. Или здесь разумеет он других людей,  подклонившихся под закон, кроме иудеев, то есть прозелитов полных, и  отчасти и неполных, или тех из уверовавших в Господа, которые при вере в  Него полагали необходимым и закона во всем держаться и держались. И  таковых надлежало приобретать, ибо они в духе далеки были от Христа.  Большой нужды нет доискиваться точности в значении сих слов, ибо не в  них сила речи. Святой Златоуст говорит: «Эти слова суть или изъяснение  сказанного прежде, или означают что-нибудь другое. Иудеями он называет  тех, которые были такими издревле и с самого начала (по роду и крови), а  подзаконными – прозелитов, или тех, которые приняли веру, но еще  держались закона ибо они не были иудеями, но были под законом.– Когда же  Апостол был под законом (в отношении к этим)? – Когда остригся, когда  приносил жертву. (Апостол Иаков советовал святому Павлу исполнить нечто  по закону иудейскому, ради уверовавших, но ревновавших о законе. Деян. 21, 18–26).  Он делал это не потому, чтобы переменил свой образ мыслей,– это было бы  порочное дело,– но по любви и снисхождению к другим, дабы обратить  действительных иудеев, он сам был, яко Иудей, не  действительно, а только по видимому, не на самом деле будучи таким, а  только поступая так без истинного расположения. Ибо мог ли он искренно  делать это, когда старался обратить и других, когда делал все, чтобы  освободить и других от такого унижения». 

Амвросиаст (или Амбросиастер – прозвище, изобретенное в новое время для обозначения неизвестного латинского автора IV в., оставившего популярное Толкование на 13 посланий апостола Павла и некоторые другие книги Священного Писания).:

Выглядит как притворство, чтобы всем было все, как это принято у  льстецов, однако это не так. Ибо человек Божий есть врач духовный,  ведающий все причины и раны, с великим старанием окружает страдающих  своим вниманием и сочувствием, ибо мы всегда имеем что-то общее со всеми  людьми. Для Иудеев он был как Иудей. Ибо из-за соблазна их обрезал Тимофея и очистившись вошел во Храм, чтобы  не принять обвинения в святотатстве. Сделал то, что уже следовало  прекратить, но по закону делал. Ибо соглашался, что закон и пророки - от  Бога, и от них показал предвосхищение Христа обещанного, чтобы добиться  согласия подзаконных.

А. П. Лопухин (Толковая Библия):

Здесь Ап. раскрывает мысль о своем подчинении другим (я всем поработил себя). - Для иудеев… для подзаконных. Первое выражение обозначает народность иудейскую, а второе обнимает  всех, исполнявших закон, как иудеев, так и иудейских прозелитов из язычников. - Как иудей… как подзаконный. Ап. разумеет здесь те уступки, какие он делал, вступая в общение с людьми, привыкшими смотреть на закон Моисеев как на обязательный для каждого иудея и смущавшимися всяким  нарушением этого закона. В виду этого Ап. Павел совершил обрезание над Тимофеем (Деян XVI:3), дал обет в Кенхрее (Деян XVIII:18) и совершил над собою обряд назорейского очищения по предложению Ап. Иакова (Деян XXI:26). - Для чуждых закона как чуждый закона.  Ап. ставит себя на ряду с христианами из язычников, для которых не было обязательно соблюдение закона Моисеева. Хотя он был иудей родом, но сознавал себя, как христианин, освобожденным от исполнения предписаний  закона, которые не могли представлять собою вечной ценности, как  общенравственный закон. Но вместе с этим он не был чужд закона перед  Богом т. е. в своей внутренней жизни был подчинен истинному закону, воле  Божией. - Подзаконен Христу. Этими словами Ап. разъясняет, что  он подчинился высшему закону Божию чрез то, что сначала подчинился  Христу. Во Христе он получил и закон, руководящий его внутреннею жизнью. - Таким образом Ап. различает три ступени жизни: 1) жизнь без закона,  когда человек руководится в своей деятельности только природными  склонностями, 2) жизнь под законом, когда закон является для человека  чем-то внешним и принуждает его к послушанию и 3) жизнь в законе или  жизнь христианина, когда человеческая воля составляет единое с  божественным законом, находясь под действием духа Христова. - Немощные - это недостаточно утвержденные в вере христиане, о которых шла речь в VIII главе. Приобрести  их - значило: не дать уклониться снова в иудейство или язычество, что  могло бы случиться, если бы Апостол для них не ограничивал своей  свободы, не был как немощный. - Сделался всем - лучше: всяким  - и иудеем, и подзаконным и т. д. - Конечно, Апостолом руководили при  этом не какие-либо личные цели, а одна любовь. Но во всяком случае эта  способность Апостола приспособляться к чужим мнениям могла подать повод  обвинять его в оппортюнизме, и его, действительно, обвиняют в  этом. Справедливо ли? Есть оппортюнизм двоякого рода. Некоторые из  современных богословов, видя, что обществу трудно поверить в чудеса,  описываемые в Библии, стараются представить веру в чудеса как совершенно  излишнюю для истинного благочестия: сущность Евангелия - говорят они -  не в чудесах! Понятно, что такая уступка духу времени совершенно не  может быть оправдана, потому что она изменяет самое понятие о  христианстве, как религии, засвидетельствовавшей о себе знамениями и  чудесами (Евр II:4).  Бывает также, что проповедники христианской нравственности вычеркивают  из своей программы все, более строгие требования Евангелия, чтобы  привлечь к себе людей из среды образованного общества, а иногда жертвуют  догмою христианства, церковною дисциплиною, которую считают  обязательною только для простого народа. Такой оппортюнизм причиняет  существенный вред истинному христианству, потому что он поощряет  неверие, нравственную распущенность и привязанность к наслаждениям  чувственным. Христианство в таких случаях является полуистиною, только  воображаемою силою и, в лучшем случае, только окольным путем в Царство  Небесное. Но есть оппортюнизм совершенно другого рода. Иной  проповедник Евангелия обладает способностью глубоко проникать в тайны  чужой души. Любящим взором он видит все, что волнует и смущает чужую  душу, и вот, когда ему приходится обращаться со словом увещевания к такой душе, он идет на уступки, смягчая суровость своих обличений, хотя и  не жертвует при этом существенными требованиями Евангелия и догмою. Таков и оппортюнизм Ап. Павла. Это не иное что, как проявление его высокого смирения и самопожертвования на пользу ближнего. Терпимость этого оппортюнизма не безгранична: он не допускает, чтобы каждый мог спастись по-своему (изречение Фридриха Великого), и это вполне доказал Ап. Павел, когда он выступил с резким обличением против Ап. Петра, который своими уступками иудействующим в Антиохии мог совершенно погубить то дело, которое там путем долгих усилий удалось сделать Ап.  Павлу (см. Гал II:14).

Цит. по: http://bible.optina.ru/new:1kor:09:20

Противоположный пример отношения к людям:

Известна также поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Недавно супруга изральского премьер-министра Сарра Нетаньяху (известная скверным характером), прилетевшая на Украину вместе с ним в рамках официального визита, после того, как им в Борисполе преподнесли традиционные хлеб-соль, не стала пробовать и бросила его на землю, все-таки некошерная пища! После чего на Украине и в Израиле поднялся шум среди журналистов и пользователей различных блогов, социальных сетей. См.: https://www.youtube.com/watch?v=u2AivVMRZ_I

А вот публикация от 5 октября 2019 года с журнала протоиерея Игоря Рябко о том, в чем заключается призвание современных христиан https://priest-ruabko.livejournal.com/150972.html:

Призвание апостолов на проповедь через чудесный улов рыб, о котором мы  читаем в Евангельском чтении в шестнадцатую неделю по Пятидесятнице,  дает нам пищу для размышлений о нашей апостольской миссии. В чем она  заключается и как должна воплощаться?

УМНЫЙ РАЗГОВОР О ТОМ, КАК СТАТЬ БЕЗУМЦЕМ

Популяризировать Православие теми способами и методами, которыми мир рекламирует пепси-колу и стиральные порошки, глупо. Картинки, которыми мир манит к себе человеческие души, будут заведомо ярче, сочнее, привлекательнее, чем наша проповедь в любом ее виде и форме. 

Наша миссия в этом Диснейленде греха может быть только одна – превратить эти красивые  картинки в навоз, и вырастить на этом удобрении райский цветок души. Задача Церкви сегодня – выстоять во Христе. И благодаря этому, возможно, и другие начнут спасаться. Христианину нужно всеми силами оберегать свою душу, не растворять ее в концентрированной кислоте греха, которая обволакивает нас отовсюду, и построить в глубине своего сердца изолированный от внешнего мира храм для Пресвятой Троицы. 

Современная цивилизация — продукт совместного творчества корпорации  каинитов и дьявола. Это искусственно созданная Матрица, в которой  действуют свои жесткие, детерминированные законы. На витрине этой  Матрицы висят ценности, за которые людям нужно платить теми талантами,  которые Бог им дал для духовного роста. Человек живет и работает ради  достатка, успеха, карьеры, имиджа, рейтинга, престижа и прочь. Ему важно, чтобы у него было сексуально моделированное тело, но ему безразлично безобразие своей души. Деньги — это антипод благодати. Они гарантируют ему призрачное счастье, признание, любовь и уважение мира. Но мира временного, тленного… И оболваненный человек растрачивает все потенции души и тела на то, чтобы «соответствовать» измерительным  лекалам выдуманной Матрицы.

Для начала нужно понять: все, что висит на витрине мировых ценностей - есть банальная бесовская ложь. Бороться с  этой ложью, будучи частью Матрицы, невозможно. Пока мы соглашаемся следовать системе ценностей этого мира, для дьявола мы будем лишь объектами его работы. Он будет манипулировать нами, как своими компьютерными солдатиками. При этом силы зла очень легко могут нас усыпить, вселив в наше сознание фантазию по поводу того, что «мы на  стороне Бога», что мы «спасаемся». А на самом деле мы будем лишь  пытаться соответствовать искусственно созданному дьяволом идеалу  «хорошего» человека. Да, мы будем продолжать возмущаться покушением на  общественную мораль, считать себя борцами за нравственность, будем бороться за право человека жить в согласии со своей верой, мы даже будем стойко «вычитывать» правила и ходить в храм. Но сатана при этом будет  нас презирать и не трогать, потому что знает - мы и так в его руках. 

Чтобы избавиться от его цепких объятий, нужно «родиться заново» (Иоанн  3:3), т. е. получить свободу от Матрицы. С ней нас связывают коммуникации  «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской». На эти три канала  направлена основная энергия целеполагания человечества. Удовлетворяя  каждую из этих трех похотей, человек обматывает свою душу паутиной  самости, в которой опустошается и сгорает его душа. «Здравомыслящие»  люди так и живут. Это и есть «мудрость земная, душевная, бесовская»  (Иак. 3:15). Единственное, что может верующий человек противопоставить  «здравомыслию» Матрицы – собственное безумие. Стать одним из тех  «безумцев», которых избрал Бог, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 27-28). 

Современная преподобная, юродивая Тарсо (ей я планирую посвятить следующую свою публикацию), часто говорила: «Я – ничто. У меня ничего своего здесь нет». Апостол Павел был «безумным», потому что имел «ум Христов». И все  те, кто следуют его примеру, становятся безумцам для этого мира. С  помощью «безумия» апостол Павел построил дом своей души из прочного материала, недоступного для любой враждебной силы. Вменив в «уметы» (церк.-слав. - навоз) свою образованность, римское гражданство,  положение в обществе, славу, он пил, как мед, поношения, избиения,  презрения и насмешки. 

Если нас еще волнует, что о нас скажут люди,  как оценят, что подумают, будут ли уважать, любить, ценить, то мы не то, что не «родились свыше», мы даже еще не зачаты. Зачатие будет тогда, когда мы начнём радоваться тому, от чего другие плачут, благодарить Бога за то, чего все боятся.  Предваряя свою публикацию о Тарсо, я  приведу небольшой отрывок из одной ее беседы. Юродивая редко говорила прямо. Ее язык был иносказательным, но все, кто имел духовный разум, ее  хорошо понимали. 

Как-то один монах спросил: «Как спастись?». «Построй себе дом из досок», - ответила Тарсо. - «Я же себе построила. Мой дом по моему росту. Доски мне привез брат – капитан корабля. Для  корабля нужен груз. Иначе он не сможет держаться на воде. Но нужны  доски, ни в коем случае не цемент, не щебень. Потому что цемент превращается в камень». Монах понял, что Тарсо говорит досках смирения. Из презрения людей, из поношений, Тарсо построила дом своей души. Без этого груза смирения корабль души выскочит из воды житейского моря, перевернется и утонет. Нужно смирение, а не цемент гордости, эгоизма и высокомерия. Потому что они превращаются в камень. Ничто не в силах  изменить человека с каменным сердцем и возведенным в абсолют  «собственным мнением». 

Тогда монах спросил: «А как быть, если цемент уже превратился в камень и его невозможно расколоть?» Суть иносказательного ответа Тарсо заключалась в том, что только жестокие скорби могут разбить тяжесть наших сердец. Другого способа спасти такого человека нет. Пока мы живем в безопасности и достатке, пока мы здоровы и обеспечены, нам кажется, что мы самостоятельны и самодостаточны. Это  мнение цементирует нашу самость и уплотняет каменность наших сердец. Но  как только молот скорби наносит удары по этому камню, то он сразу же  начинает крошиться. Потом монах задал еще вопрос: «Тарсо, что нужно для приобретения любви?» «Нужна боль», - ответила преподобная. 

Жизнь Тарсо стала идеальным воплощением безумия святых, явленном в  современном, обезумевшим от пьянства страстей, мире. Не все могут этот  идеал воплотить в жизнь. На помыслы одного монаха - схимника, который  понимал насколько его подвиги малы по сравнению с тем крестом, который  несет по жизни Тарсо, она ответила: «Дитя мое, зачем ты так думаешь? Я  живу так, а ты иначе. Делай то, что можешь». 

Эти слова сказаны и каждому из нас. Мы должны делать то, что можем. Не наша мера бросить вызов «безумия» этому обезумевшему миру, но мы можем приобрести спасительную «тупость» и «безразличие» по отношению к его клоунаде. 

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/65468-umnyj-razgovor-o-tom-kak-staty-bezumcem

С чем-то тут опять же можно согласиться, с чем-то поспорить: уместно ли в данном контексте использовать голливудскую концепцию мироздания братьев-сестер Вачовски? (хотя, с другой стороны, почему бы и нет?) Не думаю, что в мире все так однозначно плохо, мы в основном по привычке смотрим на США и Европу, хотя это далеко не вся цивилизация. Нельзя все земные ценности называть однозначно бесовскими и демонизировать все проявления в современной культуре и искусстве, а то можно очень далеко зайти со своими обличениями проявлений падшей человеческой природы, чем грешат многие православные авторы. Вообще бинарное, черно-белое восприятие мира, очень популярно в церковной среде, что говорит о детскости мышления, для которого свойственна категоричность суждений. Но ведь мiр гораздо более сложен, тут можно встретить яркие тона разной цветовой гаммы, зачем все красить одной темной краской? Блаженные — это особая категория святых, которые совершали порой парадоксальные поступки, понятные лишь им самим (могли обличить самого царя). Глупо призывать людей во всем следовать их примеру, как сказад прот. Андрей Ткачев: блаженные — спецназ внутри Православия, своего рода духовная элита. Апостолы по-другому относились к Римской империи, никогда никого не клеймили и не навешивали всевозможных ярлыков, старались прежде всего показать свою любовь и расположение к язычникам, иначе они никогда бы никого не заинтересовали и не привлекли на свою сторону (мы ругаем грех, а не грешников). При этом они готовы были идти за свои убеждения и верность Христу на смерть, их невозможно было устрашить какими-либо лишениями, пытками или наказаниями. Они просто на понятным общественности языке рассказывали о том, как возлюбил Господь всех людей и послал Сына Своего Единородного пострадать за нас всех и как это здорово — следовать Его учению. Нельзя вместо Бога поклоняться идолам — деньгам (они никак не могут быть высшей ценностью), роскоши, материальным благам и пр. «Царствие Божие внутрь вас есть», сказано в Евангелии от Луки (17:22), главное его в себе раскрыть. Если мы, христиане, не были счастливы с Богом на земле, то вряд ли будем счастливы с Ним на небесах. Смотрите пристальнее на жития знаменитых старцев, наших современников. Господь ценит прежде всего жизнь с миром в душе (то есть смирение) и благодарное перенесение земных горестей, несправедливостей и всевозможных бедствий. А то некоторые люди почему-то очень часто обижаются на Бога, хотя он им ничего плохого не сделал.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded