echelpanov

Categories:

Парламент Словакии принял закон, признающий Компартию Чехословакии преступной организацией

ПРАГА, 4 ноября. /ТАСС/. 

Национальный совет (парламент) Словакии принял закон, согласно которому Коммунистическая партия Чехословакии, находившаяся у власти с 1948 по 1990 год, признана преступной организацией. Об этом сообщило в среду информационное агентство CTK.

Закон также запрещает размещение на памятниках символов, связанных с тоталитарными политическими режимами, какими, согласно ЧТК, определены коммунистические, фашистские и нацистские режимы. Введен запрет присваивать имена их представителей улицам, площадям и другим общественным пространствам.

Исключения из правил (называть улицы, площади и другие общественные пространства именами деятелей, связанных с тоталитарными режимами) сделаны только в тех случаях, если они сами активно боролись с этими режимами.

Документ был утвержден депутатами от партий словацкой правительственной коалиции, которые располагают большинством в Национальном совете.

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9914609

Ранее в стране уже действовал 

«Закон об аморальности (безнравственности) и незаконности коммунистической системы (№ 125/1996 Coll.) [1] - это закон, принятый Национальным советом Словацкой Республики (NR SR), который осуждает [правящий] режим в период с 25 февраля 1948 года по 17 ноября 1989 года [функционировавший] на основе коммунистической идеологии. Коммунистическая партия Чехословакии и ее отделение Коммунистическая партия Словакии несла ответственность за то, как осуществляло свою работу правительство, и за то, что не мешала членам и помощникам совершать преступления и нарушать права и свободы человека. Сопротивление и сопротивление были законными, жертвы заслуживали уважения, и до истечения срока давности за преступления коммунистического режима в Чехословакия (25 февраля 1948 г. - 17 ноября 1989 г. ).

В этом законе Национальный совет Словацкой Республики заявляет, что коммунистический режим и его сторонники:

  • не давал гражданам возможность свободно выражать политическую волю,
  • преследовал граждан и их семьи,
  • нарушил принципы демократического государства, международные договоры и собственные законы,
  • злоупотреблял властью,
  • совершал казни, убийства и преследование граждан в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях,
  • применял жестокие методы, в том числе физические и моральные пытки,
  • ранил и убивал граждан при попытках выезда за границу,
  • препятствовал свободному выезду и возвращению граждан за границу,
  • насильственно задержавал представителей и членов церквей,
  • насильственно выселял граждан,
  • он вступил в союз с иностранной державой и с 1968 года насильственно поддерживал это государство с помощью оккупационных войск.

В законе говорится, что оппозиция коммунистическому режиму была законной, морально оправданной и заслуживающей уважения. Закон устанавливает, что срок давности для преступлений, преступность которых не истекла, не включает период с 25 февраля 1948 года по 17 ноября 1989 года , если только не было действительного осуждения или оправдания по политическим мотивам.

Чешский « Закон о незаконности коммунистического режима и противодействии ему » был принят 1 августа 1993 г., почти за три года до принятия словацкой версии (27 марта 1996 г.). Чешский закон в первом параграфе определяет коммунистический режим, а во втором описывает его как « ... преступный, незаконный и предосудительный ». и в то же время «... Коммунистическая партия Чехословакии была преступной и предосудительной организацией ... » Словацкий закон, подписанный тремя политиками: Михалом Ковачем, Иваном Гашпаровичем, Владимиром Мечьяром, которые все были бывшими членами Коммунистической партии , копирует чешский первый абзац. [но] о преступном характере Коммунистической партии не упоминалось.» 

https://sk.wikipedia.org/wiki/Zákon_o_nemorálnosti_a_protiprávnosti_komunistického_systému

Поскольку в Словакии, в отличие от Чехии, Коммунистическая партия до последнего времени еще не была признана преступной организацией, не было запрещено называть улицы в честь представителей бывшего режима, строить памятники, мемориалы или ставить мемориальные доски.

Таким образом, на сегодняшний день Чехия и Словакия — единственные страны в мiре, в которых коммунизм официально осужден на государственном уровне как [по сути] преступная идеология.

Что словацкая общественность сегодня думает о социализме и коммунизме? Что можно почитать на эту тему, чтобы получить хоть какое-то представление?

Самое интересное, что мне удалось найти в сети:

Редакторы Питер Гонда, Питер Заяц

СОЦИАЛИЗМ: РЕАЛЬНОСТЬ ВМЕСТО МИФОВ. 

Konzervatívny inštitút M. R. Štefánika, Bratislava 2020 

ISBN: 978-80-8912118-2

Издание было создано в рамках проекта консервативного института М. Р. Штефаника по разрушению мифов о социализме и государстве всеобщего благосостояния благодаря финансовой поддержке Фонда Джона Темплтона.

1.1 ТОТАЛИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЖИМА И ЕГО ЖЕРТВЫ

Франтишек Нойпауэр, Соня Гярфашова

Франтишек Нойпауэр — PhD, историк и публицист, бывший сотрудник Института памяти нации, председатель OZ Inconspicious Heroes, председатель Форума христианских институтов.

Соня Гьярфашова — журналист, выпускница Университета Коменского в Братиславе, Университета Регенсбурга, Университета Савонлиннан Илиописто в Финляндии. В 2011 году она получила премию Фонда «Открытое общество» за свою журналистскую работу, а в 2019 году - Премию Ежегодного литературного фонда.

Франтишек Нойпауэр является автором текста главы а Приложения 1 (жертвы коммунистического режима), а Соня Гярфашова-автором текста главы а Приложения 1 (жертвы коммунистического режима), Приложения 2 (рассказы людей, преследуемых коммунистическим режимом).

Вступление

Позитивное восприятие социализма значительной частью политиков, интеллигенции и общественности также связано с мифами о том, что коммунистический режим не был тоталитарным. Цель таких мифов - принизить или умалить его истинную природу.27 этот факт – и в этом заключается первый миф – очень трудно признать, потому что именно защитники коммунистического режима и реального социализма близки к нацистской и фашистской тоталитарной идеологии. Вторым наиболее распространенным способом мифотворчества о природе коммунистического режима является утверждение, что хотя она была тоталитарной в 1950-е годы, период с 1969 по 1989 год не был тоталитарным. Обе концепции принижают сущность Чехословацкого коммунистического режима, так или иначе вводят в заблуждение общественность и препятствуют созданию содержательной социокультурной памяти о тех десятилетиях. Это проблема, с которой мы также сталкиваемся тридцать лет, начиная с ноября 1989 года.

Наша не-память будет гораздо более выпуклой, если мы столкнемся с тем, как справляются в Германии с периодом нацизма. В современных учебниках немецкого языка (для учащихся средних школ), они находят результаты октябрьского опроса общественного мнения 1948 года. Респонденты должны ответить на этот вопрос: "Вы считаете, что нацизм был хорошей идеей, которая была плохо реализована?" Только через три года после окончания Второй мировой войны, когда участники опроса рука об руку увидели разбомбленные города, они испытали чувство ужаса и, конечно, только 28% опрошенных ответили, что нацизм был плохой идеей, но только 57% опрошенных считали нацизм хорошей идеей, которая была только плохо реализована.28 есть две карикатуры прямо рядом с текстом, и поэтому мы, вероятно, не найдем студента в Германии, который он не видел картины, на которой есть свастика в корнях деревьев – скрытое, но вечное настоящее. Как и впрочем, еще одна карикатура, изображающая человека-зрелище того, как кто-то тщательно выбирает свастику из головы. Символ разгосударствления, распространения информации, образования.

Как обстоят дела в Словакии? По данным агентства focus за апрель 2018 года, 42,6% опрошенных считают, что во времена социализма люди жили лучше, чем сейчас.29 focus спросил респондентов об их личном восприятии периода коммунистического режима через высказывания, на которые они должны были ответить с вашего согласия или неодобрения. Наиболее однозначные ответы против режима были даны на следующие вопросы: что касается поездок и выборов. Только 20 % опрошенных считали, что "обычный человек может выехать за границу куда угодно", а 35% не согласились с утверждением, что в нашей стране "была социал-демократия и были свободные выборы" (подробнее в главе "мифы сквозь призму текущих опросов").

Интересно, что респонденты ответили на вопрос о том, привел ли социализм людей к более нравственному поведению. До 70 % ответили утвердительно. За этим стоит воспоминание о собственной молодости, о коллекционировании бумаги, единообразии, о репрессиях против "волосатых", затуманивающих информацию и забывающих о двуличии? Мы этого не знаем. Память оптимизма — это часть жизни каждого поколения. Но в то же время это указывает на отсутствие логического (не говоря уже о критическом) мышления. Как же мы можем считать противоестественным, если государство запрещает нам выезжать за границу, не допускает свободных выборов, а государственную идею социализма считаем нравственной? Они будут удивлены ответами на те темы, на которые граждане Словацкой республики должны иметь однозначный ответ.

Однако около 45% респондентов ответили, что " социализм не был тоталитарным, права человека соблюдались“ и что "свобода слова была гарантирована". Однако в пропаганде коммунистической идеологии речь шла не о плохом применении хорошей идеи, а о принципиальном и логичном внедрении марксистско-ленинской идеологии в практику. Поэтому коммунистическая идеология, как и другие тоталитарные идеологии, принципиально несовместима с либерально-демократическим режимом и всей западной цивилизацией, основанной на свободе и присущем каждому человеку достоинстве.

Получается, что правда о тоталитарном режиме остается неуловимой в нашем обществе и остается вызовом, с которым словацкое общество должно справиться.30

1.1.1 тотальность и тоталитаризм

Слово тотальность происходит от латинского слова "Totus", что означает "целое" (соответственно, цельное, всеобъемлющее).

Слово "тоталитаризм" впервые было использовано в Италии во время правления Бенито Муссолини. В 1923 году им воспользовались сразу два политика. Джованни Амендола (политик и журналист) указывал на "отрицание права на совесть" и на "тоталитарный дух" в фашистском движении. Политик Луиджи стурцо сказал:"...национал -фашизм-это все, остальная часть страны-ничто. Он черпает свои права из власти и могущества, а другие обязаны повиноваться. Он-нация, другие-антинация". В конце концов Бенито Муссолини присвоил себе это рассуждение, когда на съезде национал-фашистской партии (Partito nationale fascista, PNF) в 1925 году он сказал::

Мы так много воевали по всей стране, что теперь должны быть то здесь, то там. Не только это, но даже эту цель надо характеризовать как нашу неуемную тоталитарную волю, и мы будем продолжать ее с еще большей непримиримостью [...] мы просто хотим очаровать нацию так, чтобы завтрашний день наступил. Итальянец и фашист означали одно и то же“31.

На первом месте в этой концепции стоит не авторитарная власть отдельного человека, а господство целого (государства, нации) как политические, так и неполитические.

По мнению Катунинца, с точки зрения современного состояния знаний Хорст наиболее точно типологизирует тоталитаризм Муллер, рассматривающий в качестве центральных критериев тоталитарной власти целенаправленное тотальное овладение и руководство населением через партию и подчиненные ей массовые организации, государство-принятие партийных решений и (политическую) монополию элиты, тайную полицию с использованием террористических средств, монополию разведки, общезначимую власть и социальную идеологию, культ личности, образ мышления: друг-враг, исключение, дискриминация или убийство меньшинств, принципиальная неограниченная монополия на власть.

1.1.2 тоталитарные режимы

Рассматривая тоталитарные системы, мы видим полное отрицание свободы. Тоталитарные системы хотели господствовать над всем обществом, над каждым существом. Свобода была заменена принудительным повиновением. Политического господства было недостаточно (однопартийное правительство). Представители Коммунистической партии контролировали средства массовой информации, образование, отменили частную собственность на средства производства, они навязывали гражданам коммунистическую идеологию и подавляли каждый намек на протесты. Они требовали внешних проявлений соучастия в построении новой системы (например, празднование 1 мая, несвободный выбор), или даже идентификация с установленной системой.

Путь от коммунистических идей к нацизму лично связан с представителем итальянского фашизма Бенито Муссолини. Лидер фашистской партии (Дуче) находился под сильным влиянием социалистических и коммунистических идей. Он работал в газете "классовая борьба", распространяя эти идеи. Ленин восхвалял Муссолини, так как он прекрасно знал и применял идеи коммунизма. Даже Гитлер (фюрер) никогда не скрывал большого вдохновения, и образцом для него был фашизм Муссолини.

Русский писатель Александр Солженицын представляет коммунизм как систему, которую он первым использовал для прихода к власти масс. Не отдельный человек, личность, политическая программа, а масса людей, ведомых и управляемых определенными идеалами, она произвела революцию в обществе. Маса сносит, подчеркивает иррационализм и примитивизм толпы и психологи, как французский психолог Густав Ле Бон они также говорят об этом в связи с отсутствием разумной аргументации: "коэффициент интеллекта масс ниже, чем самый низкий IQ человек в этой массе".33 в массы, рациональный индивид позволяет себе быть привлечено к действиям, которые приведут его на более высокую должность, обычно он никогда этого не делал. Например, мы испытываем такую неприятность во время футбольных матчей, когда сотрудники полиции должны охранять безопасность имущества и других жителей города перед разъяренной массой болельщиков. Некоторые последствия послевоенного соглашения предвосхитили политические договоренности сверхдержав. Развитие событий в Чехословакии, однако, в конечном счете определили толпы масс, завербованных в февральском перевороте 1948 года, тем самым началась эпоха более чем сорокалетнего коммунистического режима в нашей стране.

Историк Ричард Пайпс в публикации коммунизм изображает период построения коммунистического режима о конкретных действиях функционеров Коммунистической партии и о жизни в странах, контролируемых коммунистами. В одной из последних глав он спрашивает, потерпел ли коммунизм крах из-за ошибок, вызванных человеческим фактором, или у него были в основном врожденные дефекты. "Ход истории свидетельствует о правильности вторых ответов. Коммунизм не был хорошей идеей, которая была только плохо реализована. Это была плохая идея".34

1.1.3 преследование и борьба за свободу

Мировой опыт коммунизма пугает. Перепись населения в СССР показала, что в период с 1932 по 1939 год (т. е. до II в. н. э.) население СССР сократилось на 9-10 млн. человек. Во время так называемого Большого террора (в 1937-1938 годах) в СССР ежедневно расстреливалось около 1000 человек. (Для сравнения: царский режим предал смерти 3932 человека за политические преступления в течение всего периода 1825-1910 гг.) 35 авторы издания "Черная книга коммунизма" пишут о ста миллионах убитых в странах, находящихся под контролем Коммунистической партии (что в настоящее время составляет примерно число всех жителей Словакии, Чехии и Польши, Германия), не говоря уже о других осужденных и других преследуемых.

"В каждом человеке, который пострадал, осуждается вся система, которая распространяет это зло. Все это происходило потому, что какие-то люди или система решили распространять зло", - вспоминает диссидент Франтишек миклошко.36

Коммунистический режим в Чехословакии с февраля 1948 по ноябрь 1989 года принес много жертв.37 более семисот граждан погибли по политическим мотивам, более шестнадцати тысяч были вывезены из своих домов. Более тринадцати тысяч граждан были помещены в принудительные трудовые лагеря в Словакии. Незаконно покинуло в республике двадцать две тысячи граждан, за что они были осуждены заочно. Более семидесяти одной тысячи всего населения было приговорено к более чем восьмидесяти трем тысячам лет (Подробнее о жертвах режима в приложении). Фразы "выше" и "более чем" свидетельствуют о дальнейшей работе историков, СМИ, граждан, чтобы они зафиксировали по мере возможности каждый отдельный сюжет (некоторые из которых перечислены в Приложении 2).

Под этими цифрами скрываются истории 1 + 1 + 1 ...конкретный человек. Человек осужден по политическим, экономическим, идеологическим причинам; за укрывательство" врагов государства", осужденных заочно, когда им удалось покинуть эту страну. Это истории о смерти, страданиях, преследованиях, но также и о неповиновении режиму, который вооружен, как в случае с Белым легионом, но также гражданский или религиозный.

Для каждой совокупности характерно создание атмосферы страха. Люди, которым всего несколько лет назад в течение нескольких дней они могли бескорыстно помогать, вдруг стали" благодаря " новым условиям настороженными и подозрительными – что, если человек, с которым он разговаривает, работает на государственную безопасность? Один из редакторов журнала "труд" вспоминает: "повсюду царил страх. Страх проистекает из знания, что над вами кто-то есть, что-то, что решает о вашем бытии-не бытии. Вы не могли пересечь определенную черту, иначе вас бы списали. Здесь не было места для индивидуальности". Человек не решал свою жизнь. Это было решено другими. К вышеупомянутому редактору бежали родственники за границу, поэтому он никогда не мог стать главным редактором: "у меня не хватило мужества сопротивляться, но я ценю тех, кто мог приспособиться и не стал“38.

Над правами ребенка и матери стоял другой закон-закон государства. В качестве примера приведем опыт одной мамы, которая в конце 70-х гг. ожидала рождения своего первого ребенка. Несмотря на осложнения и к разочарованию со стороны врачей, она хотела произвести ребенка на свет. Начальник управления сказал ей: "здесь не вы решаете, а мы и государство". Произвол государства не благоприятствовал даже свободе матери. Государство указывало ей, что делать даже в этой щекотливой теме. Не говоря уже о случаях необъявленной или насильственной стерилизации. В родильных домах применяйте точные правила, когда и как ребенка можно кормить грудью; как долго он может находиться в больнице. Мнение матери было вторичным, часто оно вообще не принималось во внимание. Правила были на первом месте. Пожалуй, самое тяжелое положение испытали матери – заключенные. Уважение к женщинам в благословенном состоянии за воротами тюрем ее просто не существовало. В показаниях перед судом некоторые свидетельствовали, как получали пинки от следователей в животе. В других случаях дети оставались дома без своих матерей. Один из самых молодых членов общины семьи госпожи Кравянской была арестована в шпанской долине, когда ее ребенку было всего девять месяцев.

Государственной власти было все равно, кто будет кормить грудью такого маленького ребенка, кто будет заботиться о нем. Сколько детей выросло без своих родителей? А для скольких детей их первая встреча с папой или мамой была встречей с мужчиной или женщиной в семье? тюремная форма? Какой ребенок может понять, что отец или мать, которые находятся в тюрьме, - хорошие люди?

Может ли он говорить об этом со своими сверстниками и не стать центром насмешек? - Когда я бросился на решетку и она хотя бы хотела погладить папу, надзиратель оттолкнул меня и закончил нашу встречу“.39 у них тоже был такой опыт дочери и сыновья политзаключенных. Кроме того, идеологически ориентированные учителя становились" бахарами " со спины соборы. Они стремились еще больше унизить детей политзаключенных. Дочь Антона Нойвирта Анна Заборска вспоминает: "Когда я была маленькой девочкой, моя учительница несколько раз спрашивала меня перед всем классом:" Аничка, где ты? Твой папа работает?- прекрасно зная, что он в тюрьме. Вот как она хотела унизить меня." После одного такого - мой отец работает в исправительном институте в Леопольдове, - сказала она на прощание учительнице. И ты знаешь причину". Через детей режим шантажировал и родителей. - Они могли бы убить меня, но если бы не хотели забрать моего ребенка ... потому что он сын политзаключенного, это было что-то ужасное", - признался политзаключенный и писатель

Рудольф Добиас. Сам он попал в тюрьму, будучи студентом гимназии в Тренчине. Для рисования мультфильма Сталину, жарящемуся в адском огне, дали восемнадцать лет. - Я даже не рисовал эту карикатуру.

Я действительно не знаю, и я даже не мог нарисовать рыбу". Мы могли бы продолжать еще со многими примеры преследования детей. Было бы наивно думать, что эта семейная травма никак их не коснулась. В частности когда мать сидела в тюрьме (некоторые из них умерли во время отбывания наказания) и несмотря на огромные благодаря стараниям отца семейная жизнь детей спустя годы пошла в другом направлении.

Охранники не проявляли уважения или хотя бы элементарной порядочности по отношению к женщинам. Ни в коем случае: "о пинках и пощечинах легче говорить, чем о том, чтобы сидеть голым на корточках перед моим следователем. В этот момент не имело значения, был ли унизительный свидетель мужчиной, женщиной или асексуалом глаз“.40 раздетых догола должны были маршировать по коридорам тюрем. Женщины, которые были отправлены в тюрьму в репродуктивном возрасте и вернулись на свободу в возрасте сорока или более лет, сообщают: "Мы были обречены на всю жизнь одиночеством. У нас никогда больше не будет своих детей".41 в чешском телевизионном документальном фильме о секретной акции Государственной службы безопасности под названием акция к (закрытие монастырей) рассказывает священнику Антонину Гувару об изнасилованиях, в том числе религиозные сестры. Одна из сестер, винсентка, вспоминает о бесчеловечном обращении: "зимой они несли меня на руках из Брно в Прешов. Было холодно. И по дороге в этой холодной тюремной машине мои пальцы замерзли до смерти на ногах“.42

Мы могли бы просчитать конкретные примеры и поохотиться в воспоминаниях. Полномасштабная реальность,например, только в школьной среде заявление Хартии 77 выражало:

Десятки тысяч наших граждан лишены возможности работать в своей сфере только потому, что они придерживаются мнения, отличного от официального. Они часто являются объектом самых разнообразных дискриминация и запугивание со стороны властей и общественных организаций; лишение каких-либо прав имея возможность защитить себя, они становятся практически жертвой апартеида. [...] Вопреки статье, гарантирующей каждому человеку право на образование, бесчисленное множество молодых людей лишены возможности учиться только для своих целей, мнения или даже за мнение своих родителей. Бесчисленные граждане должны жить в страхе, что если проявляясь в соответствии со своими убеждениями, они могли быть либо самими собой, либо своими детьми. право на образование.43

Зденка Томин, пресс-секретарь Хартии 77, вспоминает о борьбе за власть:

"Мы думали о том, что мы можем сделать; как это сделать, чтобы мы не закрылись как политическая партия оппозиции; чтобы устраивать всех в середине Устава от либералов через бывших коммунистов, атеистов до католиков. Вацлав бенда придумал концепцию: "параллельный полис". Мы не могли быть оппозицией, но мы могли, параллельно с тем, что было, создать что-то вроде небольших сообществ. И ты сможешь.. постепенно выдавливайте ту систему, которая была здесь“44. 

Это напоминает «митинги " в Словакии, в нашей стране было больше религиозного инакомыслия, хотя было и гражданское. В Богемии она прошла через конфессии через гражданское несогласие.

Несмотря на реалии коммунистического режима, были люди, которые вели борьбу с несвободой и своими установками они вернули нам нашу свободу. Путешествие от Братиславской свечи манифестации 25 марта 1988 года привело к центральноевропейскому году революций 1989 года и к нашей нежной революции 17 года. Ноябрь 1989 года.

Вывод

Важно уметь обрабатывать исторически и знать, как формировались тотальности и что они приносили. Историк Адриан фон Арбург в своей книге трагические места памяти пишет:

"Если бы мы должны были готовиться к систематической переработке истории, мы покидали поселение с прошлым – древняя потребность человека, которой каждый человек захочет постоянно удовлетворять, любая цивилизация-слишком легкомысленно к средствам массовой информации, которые часто только случайность характерна и произвол, политиков, которые не брезгуют популистскими методами, а также неконтролируемые распространение слухов, неверных толкований и лжи. В результате, в конечном счете, будет абсолютно подвергнут сомнению практически каждый фрагмент прошлого, и оттуда будет только небольшой шаг к тому, чтобы в том же стиле они продолжили релятивизацию настоящего. Никто больше не будет иметь представления о том, какие утверждения верны, соответственно, какие несут в себе, по крайней мере частично, некоторую фикцию“45.

Прошлое непосредственно связано с восприятием настоящего, и его необходимо знать и исследовать. Однако в обществе сохраняется своего рода ностальгия и тривиализация того, что было здесь до 1989 года. Тридцать лет.

Мы могли бы нарисовать дерево в наших учебниках, где они были бы как корни, как в Германии, нарисованные символы тоталитарного режима. Однако нет уверенности, что мы могли бы так же нарисовать карикатуру, изображающую человека, собирающего символы тоталитарных режимов (в нашем случае Серп и молот).

Продолжение — https://buraniemytov.sk/wp-content/uploads/Socializmus%20-%20realita%20namiesto%20mýtov.pdf

Перевод со словацкого языка: Гугл-переводчик

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded