echelpanov

Category:

Дивеевские Христа ради юродивые

12 февраля — День памяти блж. Пелагеи, также в соборе Дивеевских святых – 27 июня и в Соборе Нижегородских святых – второе воскресение сентября.

Тропарь, глас 1

Явилася еси земли Российския украшение, /Обители Дивеевския блаженная матере наша Пелагея, /благословение Царицы Небесныя исполнившая/ и дерзновение ко Господу стяжавшая, / моли у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

http://alexandrtrofimov.ru/?p=15151
http://alexandrtrofimov.ru/?p=15151

Пелагия Дивеевская (1809, Арзамас — 30 января (12 февраля) 1884, Серафимо-Дивеевский монастырь) — первая из трёх канонизированных блаженных Серафимо-Дивеевского монастыря. По завету Серафима Саровского стала юродивой и после его смерти оберегала сестёр обители.

«Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж «дурочку». Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве. Когда молодые супруги побывали у преп. Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру». После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал на цепь. Однажды по его просьбе городничий жестоко наказал Пелагию Ивановну, мать рассказывала: «Клочьями висело ее тело, кровь залила всю комнату, а она хотя бы охнула». После этого городничий увидел во сне котел со страшным огнем, уготованный для него за истязание избранной рабы Христовой.

После многих лет ее страданий родственники наконец отпустили блаженную в Дивеево. Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в келлиях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» – кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает.

Во время смуты в обители блаженная по-своему воевала за правду – что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. После окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости. Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 30 января/11 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми.

31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря.»

https://azbyka.ru/days/sv-pelagija-diveevskaja-serebrennikova

Дивеевские Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Н. Новгород: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 2009 

По благословению Высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского

О юродстве Христа ради

Преподобный Серафим Саровский говорил, что существуют три пути спасения, на которые не должно выходить без особого призвания свыше: это затворничество, настоятельство и юродство. Подчеркивая уникальность и многотрудность подвига юродства, великий старец говорил о том, что «истинных блаженных и Христа ради юродивых бывает мало; большинство из них — бродящие по России, взявшие самопроизвольно на себя этот великий и тяжелый подвиг, порочные люди, руководимые врагом человечества. Но истинные блаженные узнаются по необъяснимой на словах чистоте и святости взора, проникающего в сердце человека, по образу их жизни и в особенности по неподражаемости речи, которая у всех одна...».

Действительно, юродство Христа ради — один из самых редких и сложных видов христианского подвижничества. Этот подвиг принимали на себя по особому благословению ревнители благочестия, Божии избранники, у которых вся деятельность духа была сосредоточена на том только, чтобы распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), стать выше своей чувственности, покорить высшему духовному закону все порывы поврежденной грехом природы, чтобы по мере сил, постепенно возрастая духом, всецело жить в Боге и для Бога.

Юродивые, или блаженные, как их еще называют, шли путем крайнего самоотречения. Выдавая себя за людей, лишенных здравого рассудка, отрешаясь от общепринятых правил и обычаев мира сего, эти мнимые безумцы совершали величайшие подвиги: подобно древним пророкам обличали всякую неправду в людях без различия их звания и положения в обществе, возвращали погибающих на пути истины и добра, раскрывали сокровенные тайны человеческого сердца, исцеляли физические, а более духовные недуги, пророчествовали о событиях, касающихся не только жизни отдельных людей, но и целых государств, а иногда и всего мира.

https://yadi.sk/d/PDsGw3c43WxIU

(скачать pdf)

По слову преподобного Серафима Саровского, «истинных блаженных и Христа ради юродивых бывает мало», «на тысячу – один» и узнаются они «по необъяснимой на словах чистоте и святости взора, проникающего в сердце человека, по образу их жизни и, в особенности, по неподражаемой речи». Преподобный поручил сестер своей общины именно блаженным, которыми так прославилась Дивеевская обитель.

Известный киевский священник отец Андрей Ткачев, замечательный проповедник и писатель, используя аналогию с армейским воинством, так объяснял, кто такой Христа ради юродивый: «спецназ» воинства духовного,– как бы «особое подразделение» среди сонма других подвижников – мучеников, исповедников, преподобных, пустынников, затворников…

http://alexandrtrofimov.ru/?p=15151

Читайте также:

Священник Иоанн Ковалевский. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви, 309 с. 

(скачать pdf) издание 1902 г. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded