echelpanov

Category:

О дезинфекции лжицы и не только

В мае 2020-го года протоиерей Александр Захаров записал ролик «Сан или совесть?» https://www.youtube.com/watch?v=R84ncqQd5MY о недопустимости дезинфекции лжицы, сделав особый акцент на том, что он является противником какого бы то ни было раскола.

Спустя восемь месяцев последовал сюжет на телеканале «Спас» под названием «КОВИД-РАСКОЛЬНИКИ: ПРИЧАСТИЕ, ВИРУС И ДЕЗИНФЕКЦИЯ ЛЖИЦЫ» (11 февраля 2021) https://www.youtube.com/watch?v=pjEAcRt0kbg&t=1s, где ведущий Игорь Петровский попытался противопоставить частное мнение священника РПЦ частному мнению Патриарха Кирилла, стараясь выставить священника именно «раскольником». 

Для справки: «научно-исследовательской основой для программы «Тест на правду» И. П. Петровского (члена Общественного совета при ГУ МВД по Ростовской области) послужил курс лекций «Современные фейки и манипулятивные технологии в медиа», который автор третий год читает на журфаке Южного Федерального Университета» https://vk.com/wall2182790_3331.

Ответ протоиерея Александра Захарова на передачу телеканала Спас — "Коронараскольники" 21 февраля 2021 года 

"Не судите, да не судимы будете" (Матф.: 7, 1)

В данном случае телеканал «Спас» продемонстрировал явный пример демагогии и «передергивания» слов священника (что он «раскольник» — это полная чушь), который служит у себя в храме Св. Царственных Страстотерпцев в деревне Сологубовке без протирания лжицы с разрешения своего правящего архиерея, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Мстислава Дячина (об этом о. Александр говорил в полной версии своего видеоролика).

«Он также написал еще один рапорт — епископу, патриарху и в церковный суд, — в котором сообщил, что отныне, если его совесть будет не согласна с мнением священноначалия, поступать он намерен только по голосу своей совести. Он предложил рассмотреть вопрос «об уместности пребывания в клире РПЦ такого неслуха». Он предпочитает остаться без сана, но с совестью, чем наоборот. Захаров готов хоть сейчас уйти за штат до решения церковного суда о нем.

7 июня Захаров записал постскриптум, в котором добавил, что епископ Мстислав не стал давать ход его рапорту, а также снимать его с настоятельства, а когда священник стал настаивать, что он все равно вернет видео на свой канал, епископ «помолчал», а потом попросил сделать это хотя бы после Троицы. Что Захаров послушно и сделал — вернул все видео на канал вчера.»

https://zen.yandex.ru/media/ahilla/protoierei-aleksandr-zaharov-otkazavshiisia-dezinficirovat-ljicu-gotov-lishitsia-sana-no-ne-izmenit-sovesti-5ede161d69ac9b75aff8fd56

О том же, что и отец Александр (что он готов причастить больного коронавирусом человека, а потом сам причаститься из той же лжицы и допить Св. Дары из чаши), говорят и многие батюшки, служащие в туберкулезных диспансерах: сначала причащаются больные, потом из той же лжицы сами священники и они допивают Св. Дары. Все до сих пор живы-здоровы и никто еще не умер. 

Что интересно, до 2020-го года никаких разногласий внутри Церкви по поводу протирания спиртом лжицы не было (и никто это сегодня никак не объясняет). Материал от 16 августа 2018 г.:

О причастии заразных больных одной лжицей

Допустимо ли после причащения больных заразными недугами, например, открытой формой туберкулёза, дезинфицировать лжицу? Или это можно считать проявлением маловерия?

[см. Туберкулез в России – угроза пострашнее COVID-19: почему заболевание вновь набирает силу, 29 июня 2020: https://www.kp.ru/daily/27149/4244203/]

Епископ Орехово-Зуевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси Пантелеимон (Шатов):

«Через огонь нельзя передать заразу, через причащение из одной Чаши, в которой находятся Святые Огнеподобные Тайны, невозможно заразиться никакой болезнью. Лжица по-гречески называется «клещи». Как некогда огненный серафим взял клещами раскаленный угль и коснулся уст пророка Исайи, так священник берет лжицей раскаленные угли — частицы Святого Тела Христова — и влагает в уста причащающихся. В огне не могут сохраняться возбудители болезней. Потреблять Святые Дары после любых больных священник должен с верой, без брезгливости, а все подобные страхи расценивать как маловерие и в них каяться.

Мне неизвестно ни одного случая заражения через причастие. О подобных случаях никогда не писали даже в богоборческие времена, но если неверующие врачи и маловерные родители детей с инфекционными заболеваниями или с низким иммунитетом ставят условием причастия использование одноразовых лжиц, можно пойти навстречу и причастить детей пластмассой лжицей, освятив для этого ложечки из игрушечного набора посуды, которые потом нужно отдать на сжигание.»

Протоиерей, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, что в Москве, кандидат физико-математических наук, один из авторов Большой Российской энциклопедии Димитрий Воробьев:

«Наша Церковь учит, что никакие болезни через причастие Святых Христовых Таин не передаются. Мы это учение демонстрируем, можно сказать, каждый день, когда служим Литургию, и священник или диакон потребляет Чашу после того, как из неё причастились сотни людей. И я не знаю ни одного случая, чтобы кто-нибудь из-за этого заразился какой-то болезнью. И не только я, но и от других не слышал, чтобы такое было.

Если мы будем дезинфицировать лжицу мы продемонстрируем наше маловерие.

Мне вспоминается история, как митрополит Кирилл (Смирнов) [священномученик Кирилл Казанский — прим.ред.], который, будучи епископом, викарием Санкт-Петербургской епархии, должен был освящать воду на Неве в день Богоявления. Но в это время была эпидемия то ли холеры, то ли какой-то другой тяжёлой болезни, и ему дали предписание, чтобы он освящал воду не в реке, а кипячёную воду в каком-то баке. И владыка с явным неприятием этого не послушался, пошёл и освятил воду в реке, и эту воду раздал всем. Потому что, если мы верим, что «днесь освящается естество», если мы с верой молимся о том, чтобы Благодать Святаго Духа сошла на эту воду, то эта вера не совместима с мыслью о том, что теперь от этой воды все будут заражаться холерой.

Ни священник, ни епископ, никто из священнослужителей никогда не должен впадать в такое маловерие и демонстрировать его другим людям. А если мы будем показывать своё маловерие, то тогда люди тоже потеряют веру или уйдут от нас, и всё.»

https://priest.today/questions/392

МИКРОБИОЛОГИЯ

Протоиерей Сергий Адодин, клирик храма великомученика Пантелеймона в Кемерово, 15 марта 2017 г.:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.

Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.

По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).

Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого — после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.

В данном случае диакон или священник — живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.

Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же... Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.

А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».»

https://pravoslavie.ru/101843.html

Опасно ли причащаться из одной лжицы?

о. Александр Григорьев, настоятель тюремного храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в «Крестах» и храма во имя Святителя Николая при Военно-медицинской академии:

«Я был иподьяконом начиная с 1979 года. Потом долгое время служил дьяконом и видел, как служат многие старые протодьяконы. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским я был экономом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш причащалось огромное количество людей, и потом мы эти чаши потребляли. Сами понимаете, что среди тысяч причастников наверняка есть и больные люди. И наши протодьяконы, которые служат по сорок и более лет, по сей день потребляют оставшиеся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит подчинить себе бактерии и микробы.

Во все времена эпидемии и болезни считались карой Божьей. И защитой от них всегда была молитва и Таинства.»

https://azbyka.ru/zdorovie/opasno-li-prichashhatsya-iz-odnoj-lzhicy

См. также мнение иерея Андрея Чиженко, Николаевская епархия УПЦ МП от 17 мая 2019 г. https://pravpokrov.ru/Articles/index/29978

Он говорит, что можно причаститься как в жизнь вечную, так и себе в осуждение, подобно Иуде, если причащаешься с отвращением к лжице.

(Наверное, можно и умереть после принятия Св. Причастия в каком-то особом исключительном случае)

Но вот пришел COVID-19 и зазвучали новые голоса.

Принятая без какого-либо широкого церковного обсуждения «Инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции» ввела в смущение многих верующих Русской Православной Церкви и вызвала волну возмущения ряда священнослужителей и монашествующих, которые увидели в новой практике «дезинфекции лжицы» кощунство и обновленчество, помноженные на неверие и малодушие.

Понимая это, председатель Синодального отдела МП Легойда попытался оправдать принятые нововведения, однако, сделал это таким образом, что только вызвал ещё большее отвращение к новой практике.

Подробнее — https://uchenitsa-iya.livejournal.com/3367968.html

Протоиерей Димитрий Готовкин, благочинный храмов Ровеньского округа Валуйской епархии, магистр богословия, аспирант НИУ «БелГУ», 21 марта 2020 г.:

«Так, к примеру, скептически к этому нововведению [к дезинфекции лжицы спиртовым раствором] отнеслись протоиерей Георгий Максимов, известный миссионер и проповедник, скептически в своих блогах высказывался популярный ныне блогер священник Николай Бабкин, и многие другие отцы и миряне. Протоиерей Андрей Ткачев вообще назвал всех, кто боится в храме чем-то заразиться, трусами и призвал сидеть дома и не «мутить воду» среди верных и смелых.»

https://www.pravmir.ru/koronavirus-i-prichastie-pochemu-ochishhenie-lzhiczy-radi-kazhdogo-stalo-problemoj/

Далее этот священник говорит о том, что В Церкви нет учения о «стерильности» святынь.

Протоиерей Димитрий Смирнов также поддержал дезинфекцию, так как существует опасность для стариков https://foma.ru/ne-smushhajtes-dezinfekciej-lzhic-bylo-vremja-kogda-prichashhalis-iz-sobstvennyh-ruk-protoierej-dimitrij-smirnov.html

Стариков-то как раз можно было причащать как-нибудь отдельно.

При этом гонимая Украинская Православная Церковь под Предстоятельством Блаженнейшего Онуфрия, в отличие от благоденствующей РПЦ, не стала вводить такие «новшества», хотя давление на неё оказывалось невероятное.

Мнение действующего архиерея Московского Патриархата от 20 марта 2020 г.:

Митрополит Запорожский Лука (Коваленко): «От применения одноразовых/личных ложек, дезинфекции лжицы воздержаться, как от проявления маловерия и недостойного отношения к Таинству Евхаристии» 

Правящий архиерей Запорожской епархии Украинской Православной Церкви нелицеприятно высказался по поводу новой практики причастия верующих, принятой в Москве…

https://rusk.ru/newsdata.php?idar=87184

https://www.youtube.com/watch?v=BZCj0yb9gLs&t=2s

Сергиев Посад, 20 марта [2020]. На общем собрании братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры 18 марта обсуждалась ситуация, связанная с распространением в мире коронавируса, а также синодальная инструкция духовенству по поводу противодействия распространению этой инфекции. В итоге было принято решение оставить существующую богослужебную практику без изменений, сообщил ВКонтакте насельник монастыря иеромонах Сергий (Родченко). Информацию о собрании лаврской братии можно найти на сайте СПЖ.

«Братия обители очень ревностно и единодушно высказалась за то, чтобы оставить без изменений существующую богослужебную практику, основанную на вековых уставах и традициях», – пишет иеромонах.

Он подчеркнул, что «не будет никаких протираний антисептиком и полосканий в спирте лжицы (которая относится к священным сосудам и непосвященные, например, традиционно не могут к ней даже прикасаться – только принимать с нее устами часть Святых Даров)». Кроме того, «Крест по-прежнему преподается для целования, как и священническое благословение – с возможностью облобызать десницу».

Подробнее — http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87342

Позже пресс-секретарь монастыря Никон в разговоре с РИА «Новости» сказал, что в посте иеромонаха «не в полной мере все представлено» — спор возник только по двум пунктам, остальные двадцать братия договорилась исполнять в полной мере.

Окончательное решение по этому вопросу позже принял Духовный собор во главе с наместником: упование на Бога не противоречит «следование предписаниям врачей и соблюдение санитарных норм». О каких-либо конкретных принятых решениях в пресс-релизе не говорится.

Наш анонимный источник рассказал, что к опасности заболеть коронавирусом в Лавре долгое время относились «скептически», но незадолго до массового заражения, с середины апреля, все же стали исполнять инструкции Синода. На месяц позже, чем инструкция была составлена.

https://zona.media/article/2020/05/05/monksk

Позорный документ который должен быть отвергнут каждым верующим православным человеком

https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/67-актуальные-темы/3914-pozornyj-dokument-kotoryj-dolzhen-byt-otvergnut-kazhdym-veruyushchim-pravoslavnym-chelovekom-v-svyazi-s-razrabotannym-i-utverzhdennym-svyashchennym-sinodom-rpts-dokumentom-instruktsiya-nastoyatelyam-prikhodov-i-podvorij-igumenam-i-igumeniyam-monastyrej-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-v-svyazi-s-ugrozoj-rasprostraneniya-koronavirusnoj-infektsii.html

Сербская церковь осудила дезинфекцию причастия (14.08.2020)

https://kaliningrad.bezformata.com/listnews/tcerkov-osudila-dezinfektciyu-prichastiya/86427468/

(кстати, Сербскому Патриарху, на момент смерти было 90 лет, он уже совсем старенький был)

По словам Сергея Чапнина, против дезинфекции лжицы выступили также митрополит Павел в Киево-Печерской Лавре, главный духовник минского Свято-Елисаветинского монастыря Андрей Лемешонок. Он называет их «фундаменталистами» https://www.rosbalt.ru/moscow/2020/05/01/1841490.html

«Когда вышло распоряжение о дезинфекции лжицы в спиртовом растворе, — рассказал Сергей Чапнин, — то быстро разобрались, что болтание ею в течение 3-4 секунд никакой роли не играет, разрушения вируса не происходит».

https://19rus.info/index.php/obshchestvo/item/144847-patriarkh-kirill-dolzhen-ujti-v-otstavku?template=ia31082020&is_preview=on

См. также:

2020.03.29 Причастие и спирт. 28 правило. Толкование, комментарии и противоречия

Никодим (Шматько), экс-иеромонах, бывший проректор по учебной части Высших богословских курсов при Московской духовной академии (...), извержен из сана Патриархом Кириллом за непоминание церковного начальства на богослужении 17.10.2019 г.

https://www.youtube.com/watch?v=MfS7BucugEg&t=2s

Неожиданно последовали очень странные заражения в монастырях, в том числе в Лавре под Москвой:

«Заражение Русского монашества коронавирусом делалось намеренно. «Коронабесы и предатели в рясах» - статью с таким названием опубликовал недавно Владимир Семенко на своем ресурсе Аминь.су (...). Журналист не претендует на непогрешимость. Он лишь дает пищу для размышления тем, кто желает разобраться в вопросе коронавирусного беснования, охватившего все государства планеты и проникшего за церковную ограду.»

https://shabdua.livejournal.com/7221082.html

Может — правда, может — нет. Кто это знает наверняка?

Интересно, что в Белоруссии в это время все было спокойно, хотя власти там не вводили никаких антиковидных мер, так как это угрожало экономике страны.

Наконец, мнение наиболее авторитетного богослова Московской духовной академии.

Профессор Алексей Ильич Осипов отвечает протоиерею Александру Захарову о допустимости дезинфекции лжицы (21 февраля 2021).

Тут возникает закономерный вопрос: можно ли считать мнение противника канонизации императора Николая II и его семьи «истиной в последней инстанции»? (этот человек явно не обладает каким-то особым духовным видением). Про журналистов на «Спасе», по совместительству работающие на «Комсомольской правде» (к примеру, Роман Голованов, часто общающийся с Поклонской и Милоновым http://spastv.ru/faces/, мировоззренчески полностью зависимый от информационной повестки светских либеральных СМИ), я вообще молчу. Понятно, что это духовно незрелые люди с дилетантскими познаниями в области медицины, которые не могут отличить обычную простуду от корановируса, а Минздрав России в 2020-м году рекомендовал врачам рассматривать все случаи ОРВИ как подозрение на коронавирус https://www.kommersant.ru/doc/4320995

#мы_против_коронабесия — хэш-тег движения «Сорок сороков», см. https://vk.com/sorok_sorokov, пользующегося расположением Патриарха [4], а термин «коронабесие» почему-то избегают на «Спасе».

Точка зрения другого ученого на данный вопрос:

Анастасий Полихрониадис, доктор богословия, профессор Догматической и Символической Теологии Факультета Теологии Фессалоникийского университета (12 июня 2020):

«Священная лжица как символ Пресвятой Богородицы. Дезинфекция лжицы есть дело нечестивое, свидетельствующее об отсутствии правильной веры.»

Полный текст — http://myrophoros.blogspot.com/2021/02/blog-post_14.html

(в статье указано 38 ссылок на источники)

Фессалоникийский университет или Университет имени Аристотеля в Салониках — самое крупное академическое учреждение как в самой Греции, так и вообще на Балканах, действующее в Салониках.

«Анастасиос Полихрониадис родился в Салониках (1974). Является выпускником Высшей церковной школы города Салоники (1996), а также кафедры теологии АУТ (1999). Также имеет степень магистра (2001) и докторскую диссертацию на кафедре теологии АУТ (2004). Подготовил постдокторантуру на кафедре теологии АУТ (2007).»

Его статья о «богословии обеззараживания»:

http://myrophoros.blogspot.com/2021/02/blog-post_4.html?m=1

Еще такой момент:

Профессор Осипов вакцинировался на камеру (наверное, очень боится заразиться 😊):

Подробнее — https://larasdvatri123.livejournal.com/177894.html

Между тем, ярым противником спешной массовой вакцинации и критиком вакцины «Спутник V» академика Гинцбурга на протяжении всего последнего года является академик Зверев, который приводит для обоснования своего мнения соответствующую научную аргументацию https://www.sechenov.ru/pressroom/news/vitaliy-zverev-ya-za-vaktsinu-ot-covid-19-no-proverennuyu-i-bezopasnuyu-/ (при этом никто в научном сообществе его не дискредитирует и не пытается ставить под вопрос его профессиональную компетенцию). То есть даже среди медиков на этот счет нет сегодня общего консенсуса.

"О вакцинации не может быть и речи": Академик РАН наотрез отказался делать прививку от COVID-19 29 июля 2020

«Самый ранний срок — конец 2021 года»

https://yandex.ru/turbo/tsargrad.tv/s/news/o-vakcinacii-ne-mozhet-byt-i-rechi-akademik-ran-naotrez-otkazalsja-delat-privivku-ot-covid_270185

Данный вопрос — это личное дело каждого человека и навязывание здесь кому-либо своего субъективного частного мнения c помощью какого-либо психологического давления является нарушением норм этики, прав личности и законов Российской Федерации:

Вакцинация от COVID-19: Право на выбор (NIKOLAEV Podcast, 19 февраля 2021) 

https://www.youtube.com/watch?v=I219AERRbpk

+ + +

Выводы: как видим, это вопрос (о дезинфекции лжицы) весьма спорный именно с церковной богословской точки зрения и любой православный человек вправе придерживаться собственного мнения, которое не обязательно должно полностью совпадать с официальной повесткой.

Пример частного богословского мнения по спорному каноническому вопросу: Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, когда возглавлял отдел внешних церковных связей, всячески продвигал и оправдывал совместную молитву с инославными https://apologet.spb.ru/ru/новые-поступления/38-римо-католицизм/643-можно-ли-православным-христианам-молиться-с-инославными-христианами-и-римо-католиками.html Сейчас это часто практикует митрополит Иларион Алфеев.

Весной 2020-го года очень усердствовал с обличениями церковных «горе-ревнителей» также митрополит Иларион Алфеев, доверенное лицо Патриарха, говоря о необходимости дезинфекции лжицы и соблюдения мер против коронавируса (которые признал необоснованными с медицинской точки зрения д.м.н, член-корреспондент РАН и РАМН, профессиональный эпидемиолог В. П. Сергиев http://www.mgzt.ru/47-ot-25112020g/koronabesie-prodolzhaetsya, также его коллега Н. Н. Филатов https://www.youtube.com/watch?v=KLaV2b-JTgg&t=27s, также доктора Гундаров и Редько. Старейший вирусолог России, член-корреспондент РАН Ф. И. Ершов вообще сомневался в наличии какой-либо «пандемии» https://www.mk.ru/science/2020/07/04/pandemiya-kotoroy-ne-bylo-pochemu-stareyshiy-virusolog-rossii-v-nee-ne-verit.html). И это далеко еще не все.

Многие академики, эксперты, компетентные специалисты в своей области знаний по каким-то причинам не были допущены политиками к принятию решений и их мнение было проигнорировано. При том, что российская школа эпидемиологии — одна из лучших в мiре (это уже повод всерьез насторожиться тем, у кого остались остатки критического мышления, здравомыслия). 

(по умолчанию понятно, что высокопоставленные представители официальной медицины безропотно стали поддакивать политиканам, так как опасались с ними ссориться, чтобы не лишить государственных дотаций свое ведомство, также боялись увольнения, что произошло с доктором Гундаровым после его выступлений в прессе и на ю-тюбе)

Плюс ко всему кто-то имеет дурную привычку навязывать свое частное богословское мнение по спорным вопросам всей Церкви, а несогласных объявлять «глупыми людьми», раскольниками и т. д. 

Подробнее о «теологии обеззараживания» митрополита Илариона: https://echelpanov.livejournal.com/243765.html

Создается такое впечатление, что любое несогласие является некоей опасностью для спокойного существования РПЦ МП, что не вполне нормально. 

«Раскол» — это традиционное обвинение церковных бюрократов на все времена в адрес всех несогласных с «официальной линией партии». Хитрая уловка психологических манипуляторов с авторитарным мышлением. После упоминания об угрозе раскола всем сразу должно стать стыдно, дабы заткнули свои рты и сидели тихо, не рыпались. 

Ладно священник (протоиерей в Церкви — это как полковник в армии по словам о. Андрея Ткачева), но эти журналисты на «Спасе», используя пример о. Александра Захарова, пытаются навесить уничижительные ярлыки на всех несогласных с церковными санитарными мерами, что не вполне корректно с точки зрения христианской нравственности, очень некрасиво. Никакой терпимости и уважения к другому аргументированному мнению, сразу следует попытка задавить несогласных моральным авторитетом Церкви, что очень напоминает партию коммунистов (если не тоталитарную секту «свидетелей коронавируса»). «Разносы», которые устраивали провинившимся на партсобраниях. 

«Раскольники», «еретики», «смутьяны», еще что-то.

Что-то здесь не видно какой-то особой любви, доброты, участия, попытки понять человека...

Кроме того, позицию о. Александра никак нельзя назвать деструктивной и угрожающей церковному единству.

(кто тут всерьез угрожает церковному единству, так это сам Московский Патриархат)

Вообще подобные выговоры действующему иерею РПЦ в публичном пространстве — это дело не журналистов (которые в данном случае явно превысили свои полномочия), а церковного начальства. Как в ситуации с лишением сана диакона Андрея Кураева, посмевшего оскорбить умершего священника (пусть и оскорбительно и уничижительно отзывавшегося о том ранее), что является вопиющим нарушением внутрицерковной дисциплины. Другое дело, что по словам того же Кураева, некоторые епископы у себя в епархиях кроют благим матом своих подчиненных в священном сане и им ничего за это не бывает.

К слову, того же Сергия Романова терпели столько лет, закрывая глаза на все его чудачества и «закидоны», потому что построенный им монастырь привлекал множество паломников и приносил стабильный доход.

Екатеринбургская епархия осталась без денег (12 января 2021)

https://ura.news/articles/1036281762

Ну и кто в этом виноват — вирус? Или принятые ограничительные меры? 

Спровоцировавшие спокойно сидевшего до этого в своем монастыре схимонаха с радикальными околоцерковными взглядами, вышедшего на «тропу войны» против «лжепатриарха» и его свиты. Как выразился церковный аналитик В. П. Семенко, неприемлемая форма подачи информации Сергием Романовым убила во многом правильное содержание его так наз. «проповедей», дав лишний козырь в руки сторонников антиковидных мер в Москве, на что также обращал внимание в своем обращении екатеринбургский митрополит, пытавшийся вразумить «слетевшего с катушек» игумена. (Кроме того, послушание священноначалию и смирение для инока — главные добродетели, чего у Романова не было и в помине, одно своеволие)

Забавно, что иерархи РПЦ МП сделали хуже только самим себе, так как мiряне сегодня — главный источник церковного бюджета.

«24 декабря 2020 года, выступая с докладом на Епархиальном собрании города Москвы, cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся ряда важных вопросов, связанных с жизнью Московской епархии в условиях распространения коронавирусной инфекции в уходящем 2020 году, и в частности, выразил своё беспокойство тем, что многие москвичи на фоне пандемии отставили богослужение и перестали ходить в храмы, сообщает Патриархия.Ru.» 

https://credo.press/234864/

Тут напрашивается логичный вопрос: кто в Великий пост в прошлом году читал проповедь о прп. Марии Египетской, говорил что посещение церковных богослужений — не является обязательным условием для спасения и призывал всех сидеть дома? Чему все виной?

Маловерие. Новое стихотворение иеромонаха Романа Матюшина во время пандемии.

https://dar-slova.ru/duxovn-i-lichnostnii-razvitie/duhovnaya-poeziya/maloverie-novoe-stihotvorenie-romana-matyushina-vo-vremya-pandemii

(странно, что про него еще сюжет не сняли. Наверное, тоже какой-то страшный раскольник 😊)

Многих еще вот это добило:

Патриарх Кирилл сравнил неверие в пандемию с неверием в Бога Семён Сонный 06.01.2021 | 12:31 https://www.gazeta.ru/social/news/2021/01/06/n_15455456.shtml

(кстати, официально ВОЗ никакой «пандемии» не объявляла, об этом заявил директор этой организации в частном интервью, а потом его слова разнесли по всему мiру журналисты)

Кто во что тут верит? Я пытался найти комментарий к этой проповеди на православном церковном сайте, но не нашел. Как минимум подобное сравнение некорректно, а как максимум — большая глупость (бывает, что пожилые люди иногда заговариваются после тяжелого напряженного дня, когда очень устают).

Дезинфекция или недезинфекция лжицы — это личное дело каждого священника и никто не вправе им что-то здесь навязывать, тем более когда это идет вразрез с совестью человека.

P. S.

Прошлый год всем наглядно показал, насколько РПЦ МП находится в зависимости от Кремля и от паникеров в СМИ. Покажи им таракана крупным планом по ТВ — подумают, что это страшный дракон, который собирается их проглотить и спрячутся от страха под кровать как малые дети, а про Христа и не вспомнят. Мозги-то нужно иногда включать.

Пытавшийся «перестраховаться» Московский Патриархат в данном случае руководствовался не здравым смыслом, не элементарной логикой, не соображениями собственной совести, не научными данными, а установками «свыше» по властной вертикали, да еще пытаясь дать этому богословское обоснование, что-то говоря о «социальной ответственности». 

На момент 25 февраля 2021 года коронавирусом заразились 112 647 422 человек во всем мире, из них большая часть (55%) уже выздоровела.

Число 112647422 от числа 7874965000 = 1.43%

В России число заболевших 4 212 100, из них 89,5% выздоровевших.

Число 4212100 от числа 146810000 = 2.87%

То есть сама вероятность заражения довольно низкая. Стоило ли городить огород?

https://koronavirustoday.ru/news/russia/

Прав был академик Филатов, когда назвал все это полной ерундой. Для сравнения: ежегодно в период сезонных эпидемий гриппом болеет от 5 до 10% всего населения планеты, что составляет порядка 1 млрд человек, умирает до 650 000 https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12661 и никто не устраивает из-за этого какой-то истерии. По словам В. П. Сергиева, вспышку коронавирусной инфекции в 2020-м году никак нельзя назвать «эпидемией» https://znat-kak.livejournal.com/5389717.html

COVID-19 сравнительно безобидная зараза, по некоторым оценкам, в 2-3 раза опаснее гриппа, по % смертности 2,2 https://horosho-tam.ru/mir/coronavirus, представляющая угрозу только пожилым гражданам, это явно не чума Средних веков.

Академик Владимир Сергиев: «ВОЗ - это не истина в последней инстанции» (27. 05. 2020) https://mirnov.ru/zdorove/akademik-vladimir-sergiev-voz-yeto-ne-istina-v-poslednei-instancii.html

По итогам года он прогнозировал смертность в мiре в 400 000 чел., а умерло в итоге по офиц. данным 1,9 млн., почему такие цифры?

- Все дело в разных подходах и методах учета. В Италии, если вы попали под машину и умерли, но у вас был выявлен коронавирус, вас отнесут к умершим от коронавируса (там же).

О технологии манипуляции с цифрами в США (как деляют из мухи слона): https://svpressa.ru/world/article/283640/

Избыточная смертность в прошлом году была связана также с тем, что многим серьезно больным людям было отказано в госпитализации и оказании медицинской помощи из-за того, что койки в российских больницах были специально забронированы за больными ковидом (политики, журналисты и медики вели себя так, как будто все болезни, за исключением ковида, разом куда-то исчезли). Кто-то понес за это ответственность? 

Comments for this post were locked by the author