echelpanov

Category:

28 марта - день памяти первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного

Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (впервые — в «Истории Российской» Татищева[6]), в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь Московский и всея Руси с 1533 года, первый венчаный царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Ivan IV. Portrety, gerby i pechati Bolshoi gosudarstvennoi knigi 1672 g. [Portraits, Coats of Arms and Official Seals in the Great State Book of 1672] (from ru:Царский титулярник) St. Petersburg: Izd-vo Peterburgskgoi arkheologicheskago instituta, 1903 NYPL, Slavic and Baltic Division
Ivan IV. Portrety, gerby i pechati Bolshoi gosudarstvennoi knigi 1672 g. [Portraits, Coats of Arms and Official Seals in the Great State Book of 1672] (from ru:Царский титулярник) St. Petersburg: Izd-vo Peterburgskgoi arkheologicheskago instituta, 1903 NYPL, Slavic and Baltic Division

Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. Номинально Иван стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Рады». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды.

Таким образом, при Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.

Подробнее о правлении Иоанна Васильевича — https://likorg.ru/post/28-marta-den-pamyati-pervogo-russkogo-carya-ioanna-vasilevicha-groznogo

Екатерина Гудкова, филолог, автор портала "Культура РФ":

«Сам факт перехода прозвища от деда к внуку говорит о том, что народ видел в Иване IV продолжателя дела Ивана III. Но значило слово «грозный» в то время совсем не то, что в наши дни.»

Подробнее — https://www.culture.ru/s/vopros/groznyi/

Олег Трофимов, протоиерей, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, клирик Северодонецкой епархии УПЦ МП:

Цит. по:

Великий устроитель Святой Руси. Что должны знать русские люди о своем первом Царе Иоанне Грозном и его Опричнине — М.: Русская Никея, 2018 — 100 с.

Фото — https://zyorna.ru/catalog/item/velikij-ustroitel-svyatoj-rusi-chto-dolzhny-znat-russkie-lyudi-o-svoem-pervom-care-ioanne-groznom-i-ego-oprichnine-97202
Фото — https://zyorna.ru/catalog/item/velikij-ustroitel-svyatoj-rusi-chto-dolzhny-znat-russkie-lyudi-o-svoem-pervom-care-ioanne-groznom-i-ego-oprichnine-97202

Скачать: https://pravtor.ru/viewtopic.php?t=18263

Кроме того, Иоанн Васильевич был еще и выдающимся церковным композитором своего времени:

Стихира Ивана Грозного №1 на преставления Петра Митрополита Московского и всея Руси

Стихира Ивана Грозного №2 в честь Сретения иконы Владимирской Богоматери

Иван IV Грозный. Полное собрание стихир. 

Исполняет Мужской хор Издательского отдела Московского Патриархата "Древнерусский распев". Регент и художественный руководитель Анатолий Гринденко. Академия Православной музыки. Санкт-Петербург, Капелла, 8.07.2014.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев):

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передаёт суть многовекового спора, который ведётся вокруг событий царствования Иоанна Грозного. С «лёгкой» руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской. Даже самые консервативные историки-монархисты [к примеру, доктор русской истории, будущий член «Союза русского народа» действительный статский советник Д.И. Иловайский в работе «Царская Русь» — Москва, 1890 — Е.Ч.] считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи. И всё же правда рвалась наружу. Свет беспристрастности время от времени вспыхивал на страницах исследований среди тьмы предвзятости, разрушая устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы.

Подробнее — https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/fedorov-boris-mihajlovich/carj-ioann-groznij/3

Заслуги Иоанна Грозного. "Миссиология" с о. Никодимом (Шматько). Вебинар №11. БФ «ПравЖизнь», 17 июня 2018

Иеромонах Никодим (Шматько) — проректор по учебной части Высших богословских курсов при Московской духовной академии, духовник храма во имя преподобного Сергия Радонежского при Православной гимназии города Москвы, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В первой половине этого вебинара лектор рассказывает о гонениях на М.В. Ломоносова при жизни, более подробно о царствовании Иоанна Васильевича и о клевете на него можно послушать на следующей лекции:

Миссия в царствовании Иоанна Грозного. "Миссиология" с о. Никодимом (Шматько). Вебинар №12. БФ «ПравЖизнь», 18 июня 2018

https://www.youtube.com/watch?v=ZYcG-vfXwxI&t=3s

17 октября 2019 г. иеромонах Никодим был извержен из сана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, утвердившем решение церковного суда всвязи с подачей о. Никодимом рапорта, в котором тот обосновывал непоминание церковного начальства на богослужении из-за своего неприятия экуменизма. То есть в ереси отца Никодима никто никогда не обвинял и претензий к его лекциям (за исключением обличений экуменизма в программе «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз») никогда не предъявлял. Очень радовался после лишения его сана только протодиакон Андрей Кураев.

Распространенные ошибки, которую совершают историки и исследователи, оценивающие правление Иоанна Васильевича: не проводят тщательную критику источников (в основном западных), игнорируют контекст эпохи, на фоне которой царь Иван выглядит вполне демократичным гуманным правителем. Причем наиболее гуманным, если сравнивать его с европейскими коллегами, которых сегодня почему-то никто на Западе и в России не называет «кровавыми тиранами» (пожалуй, за исключением Марии I Тюдор 1516-1558, прозванной «Кровавой»), что попахивает явным лицемерием. И исходят из современных либеральных позиций, также слухов и сплетен, распространяемых политической оппозицией, исходя из которых можно назвать страшным «убийцей» даже нынешнего президента РФ — см. вопрос журналиста FOX NEWS Билли О'Райли Трампу (тот не возразил, но оправдал https://www.youtube.com/watch?v=hWgJGJ-sMV8) и последнее скандальное интервью Байдена.

Эти ошибки (вероятно, связанные больше не с наукой, а с политическим мировоззрением) говорят прежде всего об уровне профкомпетенции, об уровне погруженности в затрагиваемый исторический материал тех историков, которые их совершают (думаю, можно назвать это «поверхностным подходом», когда [к примеру] авторы научных монографий по истории XX века с видом компетентных специалистов начинают рассуждать о веке XVI, хотя в архивах по данному периоду они никогда не работали и читали скорее всего лишь Н.М. Карамзина, может быть кого-то еще, смотрели какие-то материалы в интернете). 

Что чаще всего ставится в вину Иоанну Грозному людьми церковными? 

Мифология об убийстве митрополита Филиппа и прп. Корнилия — это отдельный большой вопрос, убийство царем собственного сына — откровенная байка, на опровержение которой можно не тратить времени. Даже школьники и студенты могут сегодня при желании в этом самостоятельно разобраться https://www.youtube.com/watch?v=rS0uVXQHsLE&t=7s.

Так, дореволюционный писатель Е. Тихомиров при рассказе об убийстве царем своего сына на полном серьезе ссылается на свидетельство иезуита Поссевино (Тихомиров Е. Первый Царь Московский Иоанн Грозный, 1892, с. 112-113 https://www.prlib.ru/item/357102). Спрашивается, где критика источников?

Далее: пресловутое многоженство, здесь мы можем говорить только о трех женитьбах Иоанна Васильевича (см. об этом большую статью В.Г. Манягина по ссылке ниже), что было совершено им исключительно в государственных интересах, так как он заботился о том, чтобы оставить после себя наследника (поскольку он прекрасно понимал, что будет в противном случае с Россией и кто захочет прийти к власти). Не секрет, что первая супруга царя Ивана была отравлена «доброжелателями», с большой долей вероятности была отравлена и вторая.

Сыновья.

  1.  Дмитрий Иванович (11 октября 1552 — 4/6 июня 1553), наследник отца во время смертельной болезни в 1553 году; в том же году при спуске царской семьи со струга перевернулись сходни, и младенец утонул.
  2. Иван Иванович (28 марта 1554 — 19 ноября 1581), умер в результате болезни [скорее всего был отравлен, об этом говорит и молекулярный анализ костей, проведенный советскими экспертами-криминалистами после вскрытия гробниц русских царей в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963-м]. Женат трижды, потомства не оставил.
  3. Фёдор I Иоаннович, (11 мая 1557 — 7 (17) января 1598), детей мужского пола нет. По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславля-Залесского. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.
  4. Василий (сын от Марии Темрюковны) — умер во младенчестве (1563).
  5. Царевич Дмитрий, (1582—1591), погиб в детстве (по одной из версий зарезал себя в припадке эпилепсии, по другой — его убили люди Бориса Годунова).

Итак, после трех браков на конец жизни Иоанна Васильевича было всего два живых сына (причем оба — канонизированы в лике святых Русской Православной Церковью), все от Анастасии. Что-то не слишком много. Три дочери, также от Анастасии, умерли во младенчестве. Внуков вообще не было. Единственная внучка по имени Феодосия родилась у сына Феодора, но она не прожила больше года с небольшим (1592-1594).

У великого князя Василия III Ивановича (1479-1533) после двух браков также родилось всего два сына (оба от второго брака), которые пережили своего отца: Иван IV Грозный (15301584) и Юрий (15321563), князь Углицкий. У последнего был единственный сын Василий. 

Лично слышал мнение кандидата исторических наук, директора филиала одного из крупных питерских вузов в Мурманске на онлайн-вебинаре «История государственного управления», что раз дети Грозного умирали маленькими, то у него [якобы] была какая-то дефектная наследственность. Причем про Европу этот дяденька ничего не говорил.

Тут нужно еще сказать, что в Средние века вплоть до начала XX века во всем мiре (не только в России) сохранялась очень высокая женская (во время родов) и младенческая смертность https://medaboutme.ru/articles/7_let_konets_detstva_zhizn_i_smert_detey_v_srednie_veka/, поэтому здоровые женщины старались рожать побольше.

(доктор ист. наук Б.Н. Миронов: «Замужние крестьянки в последней трети XIX – начале XX в., прожившие в браке весь репродуктивный период своей жизни и обладавшие хорошим здоровьем, рожали в среднем 8–10 раз, следовательно, на каждую крестьянку, т. е. с учетом безбрачных, вдов и солдаток, приходилось в среднем по 6–8 рождений.» https://www.rubaltic.ru/context/10122020-skolko-detey-russkaya-zhenshchina-rozhala-v-starinu/ Думаю, это немногим отличалось от века XVI, подробную достоверную статистику именно по этому веку найти довольно затруднительно)

Для сравнения: до рождения Марии Тюдор все дети короля Великобритании Генриха VIII (1491-1547) и Екатерины Арагонской умирали во время внутриутробного развития или сразу после родов, и появление на свет здоровой девочки вызвало большую радость в королевской семье. Из семерых их детей только трое дожили до среднего возраста. Королева Великобритании Елизавета I (1533-1603), последняя из династии Тюдоров, дала обет безбрачия, так как ее мачеха была казнена по обвинению в супружеской измене отцом-королем. «Черная королева» Франции Екатерина Медичи поначалу вообще была бесплодной, впоследствии родила Генриху II (1519-1559) десятерых детей, двое из которых умерли во младенчестве, одна девочка родилась мертвой. Ее сын Карл IX (1550-1574) был женат дважды, имел три ребенка, одна девочка умерла в возрасте 5-ти лет, сын умер во младенчестве. Король Испании Карлос I Габсбург (1500-1558) был женат на двоюродной сестре и имел 8 детей, двое из которых были мертворожденными, двое или трое умерли во младенчестве. Из 12-ти детей короля Испании Филиппа II Габсбурга (1527-1598) восемь не прожили больше 10-ти лет, взрослый сын умер в заточении. Король Польши Сигизмунд II Август (1520-1572) был женат трижды и ни в одном из браков не имел детей, у короля Польши Стефана Батория (1533-1586) также детей не было. Из 15-ти отпрысков императора Священной Римской империи, короля Германии Фердинанда I (1503-1564) двое умерли во младенчестве, трое дочерей стали монахинями, это самый удачный правитель в плане королевского деторождения. У его сына Максимилиана II (1527-1576) в единственном браке было 16 детей, из них один сын — мертворожденный, четверо или пятеро умерли во младенчестве.

Кстати, Смута началась в России из-за того, что народ поверил в то, что «чудом спасшийся царевич Димитрий Угличский» (на самом деле Григорий / Юрий Богданович Отрепьев, сын стрелецкого сотника), которого официально признала мать царевича Мария Федоровна Нагая (недолюбливавшая Бориса Годунова), — якобы настоящий сын Государя Иоанна Васильевича, которого народ очень любил и почитал, сочинял про него песенные сказы, в котором царь представал героем

Об отношении к царю простого русского народа см.: Смирнов И.И. Иван Грозный; Л.: Госполитиздат, 1944 — с. 4-7 https://ru.book4you.org/book/748692/512f31

Ссылаться на Курбского при критике Грозного — все равно что ссылаться на Ходорковского или Навального при критике Путина, как бы это не вполне серьезно именно с научной точки зрения.

Вячеслав Геннадьевич Манягин, историк, публицист (4 октября 2002):

«Что касается отношения Государя к св. Филиппу, то из "Жития" [Житие святителя Филиппа, митрополита Московского. - В кн.: Бехметева А. Н. Жития святых. - М., 1897. - С. 61.] становится ясно, что Царь был обманут. Как только он убедился "яко лукавством належаша на святого", то сразу подверг клеветников опале и ссылке. Святитель Димитрий Ростовский, составитель последнего канонически безупречного текста Четьих Миней, не упоминает о том, что Царь как-либо причастен к кончине митрополита. [ничего не пишет он и о насильственной смерти прп. Корнилия — Е.Ч.]»

Только один пример того, как писал свою историю Н.М. Карамзин:

«С восшествием на престол в 1740 году младенца-императора Иоанна Антоновича, по отношению к русским царям, носящим имя Иван (Иоанн), ввели цифровое указание. Иван Антонович стал именоваться Иоанном III Антоновичем. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас редкие монеты с надписью «Иоанн III Божиею милостию Император и Самодержец Всероссийский».

«Прадед Иоанна III Антоновича получил уточнённый титул Царя Иоанна II Алексеевича всея Руси, а Царь Иван Васильевич Грозный получил уточнённый титул Царь Иван I Васильевич всея Руси»[39]. Таким образом, первоначально Ивана Грозного именовали Иоанном Первым.

Цифровая часть титула — IV — впервые была присвоена Ивану Грозному Карамзиным в «Истории государства Российского», так как он начал отсчёт от Ивана Калиты[40]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Грозный

Манягин В.Г. Курбский против Грозного или 450 лет черного пиара — М.: Эксмо, 2013, с. 3:

https://litvek.com/br/162403?p=3

Вообще вся клевета на Иоанна Васильевича изначально ставила перед собой цель доказать, что у русского православного государства, Российского царства был гнилой корень (что этого не может быть, говорил о. Николай Гурьянов). Исходила она всегда от лютых ненавистников нашей страны, от ненавистников Русского Православия и самодержавия. В том числе от бояр-изменников, смотревших в сторону Речи Посполитой (Польши того времени).

Андрей Самохин (род. 1965), московский журналист, редактор отдела науки, образования, религии газеты «Культура», в прошлом корреспондент, редактор различных изданий, ведущий телепрограмм, в частности «Технодром имени Кулибина» и «Церковь и общество» (православный телеканал «Союз»):

«Сергей Федорович [Платонов] одним из первых вывел: опричнина царя Иоанна Грозного была не капризом тирана, а необходимой для единства страны политической мерой, операцией по разгрому удельной аристократии. При этом историк обоснованно выводил причины Смуты из усиления феодального гнета и ответного протеста «неимущих и обездоленных против богатых и знатных».

Цит. по:

«Должен сознаться, что я монархист»: чем Сергей Платонов для матери-истории ценен (10.03.2021)

https://portal-kultura.ru/articles/history/331850-dolzhen-soznatsya-chto-ya-monarkhist-chem-sergey-platonov-dlya-materi-istorii-tsenen/

Сергей Фёдорович Платонов (16 (28) июня 1860, Чернигов, Российская империя10 января 1933, Самара, СССР) — русский и советский историк, педагог. Доктор истории (1899), член-корреспондент Петербургской академии наук с 5 декабря 1909 года по Историко-филологическому отделению, тайный советник (1911), действительный член Российской академии наук с 3 апреля 1920 года.

Платонов С.Ф. Иван Грозный (1530— 1584). Виппер Р.Ю . Иван Грозный / Сост. и вступ. статья Д.М. Володихина. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 224 с. — ISBN 5-204-00141-7 

Скачать: http://www.belousenko.com/books/history/platonov_grozny.pdf

Можно назвать это взвешенной позицией честного историка, более-менее адекватной оценкой Государя.

(в смысле почти полностью положительной, хотя бы без явных клеветнических домыслов)

Читайте также: 

Виктор Саулкин. «Правда о Грозном Царе Иоанне Васильевиче и «черный миф» о «Иоанне Ужасном»», ч. 3 https://ruskline.ru/analitika/2016/08/31/pravda_o_groznom_care_ioanne_vasileviche_i_chernyj_mif_ob_ioanne_uzhasnom/ (первая и вторая части по ссылке)

Замечательная статья об Иване Васильевиче Грозном с сайта Д. Н. Юдкина

Лекция современного профессионального историка, научные статьи и монография: 

Иван Васильевич Грозный: восстановление исторического облика

Интересно, что согласно опросу Фонда «Общественное мнение», проведённому осенью 2016 года, подавляющее большинство россиян (71 %) положительно оценивают роль Ивана Грозного в истории[283]. 65 % россиян одобрило бы установку памятника Ивану Грозному в своём населённом пункте[283].

Теперь про святость Иоанна Васильевича.

Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) — историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Доктор богословия, ординарный академик Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности (1903). Автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. Считается сторонником позитивизма. Наряду с Серафимом Чичаговым сыграл важную роль в канонизации преподобного Серафима Саровского, когда, в частности, была использована книга Голубинского «История канонизации святых в русской церкви».

Голубинский Е.Е. История канонизации святых русской церкви. М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1903 — 595 с. 

Что касается так наз. «Коряжемских святцев»:

С. 345

С. 358

https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-kanonizatsii-svjatyh-v-russkoj-tserkvi/

Почему царь Иоанн Грозный не может чисто гипотетически быть местночтимым святым?

Священник Михаил Немнонов:

«Знаменитый церковный историк профессор Голубинский в своей работе "История канонизации святых в Русской церкви" указывает четыре категории лиц, по каким-либо причинам поименованных на Руси "святыми". Это:

1. Общерусские святые.

2. Местночтимые святые.

3. Почитаемые усопшие (последние, при определенных условиях, могут быть прославлены в лике святых).

4. Усопшие, на самом деле не почитаемые и названные святыми по ошибке. [выделено мной — Е.Ч.]»

https://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/11/11/byl_li_car_ivan_groznyj_mestnochtimym_svyatym

https://www.pravmir.ru/byl-li-car-ivan-groznyj-mestnochtimym-svyatym/

«По ошибке» — явное передергивание со стороны иерея Михаила. Евгений Евсигнеевич нигде не пишет «внесенные в каталоги святых по ошибке», тут имеется скорее в виду «по какой-то причине», сегодня нам не известной. Цитируемая в этой статье о. Михаилом точка зрения профессора Голубинского о святцах Коряжемского монастыря — его частное богословское [экспертное] мнение, а отнюдь не «истина в последней инстанции».

Понятно, что тут никак не обойтись без других доказательств.

В.В. Бойко-Великий. Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика. Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря.

http://mosvedi.ru/article/19847.html

Алексей Оболенский. К вопросу об иконографии Царя Иоанна Грозного (11.07.2019)

http://prod3.ruskline.ru/analitika/2019/07/12/k_voprosu_ob_ikonografii_carya_ioanna_groznogo

Царь Иоанн Грозный и исторические свидетельства его святости

(здесь говорится о том, что «древнерусская традиция с одной стороны, и Церковь в лице составителя Степенной книги, митрополита Афанасия с другой, признают почитание [великих] князей, как местночтимых святых без общецерковной канонизации»)

Смотрите также:

ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ ⭐ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЦАРЬ. Портрет без ретуши. 3 серии (телеканал «Звезда», 2012)

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) открывает и освящает памятник Царю Иоанну IV Грозному в Орле

Иван Грозный - Первый Православный Царь Супруга художника Павла Рыженко проводит экскурсию по выставке его картин.

"Великие битвы России. Взятие Казани. Чесменское сражение". Документально-игровой фильм. 5 и 6 серии (Первый канал, 2020)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded