echelpanov

Categories:

От советской формации — к русскому коду!

28 марта / 9 апреля 1883 г. — день рождения Ивана Александровича Ильина.

Елена Юрьевна Козенкова, тележурналист, режиссёр и продюсер документального кино (30 марта 2021, 11:57):

«А ВЫ ЧИТАЕТЕ ИВАНА ИЛЬИНА?

Огромный интерес вызвали публикации фильма на канале Елены КОЗЕНКОВОЙ о русском философе Иване Ильине. https://youtu.be/7fy4kFhsYXs - фильм ИВАН ИЛЬИН: ЗАВЕЩАНИЕ. https://youtu.be/GwniDKyE7h4 - фильм ИВАН ИЛЬИН:ВОЗВРАЩЕНИЕ ( автор мой коллега Алексей ДЕНИСОВ). Разгорелась большая полемика. Я попросила ответить на некоторые вопросы, которые указали зрители в своих комментариях, историка и автора книг об Иване Ильине Александра Шарипова. Он откликнулся - огромное ему, сердечное, спасибо за это!!

(вопросов возникло так много, что, возможно, публикации на тему - Иван Ильин и его наследие - будут продолжены. Следите за сообщениями). Итак, сегодня ответим на нападки, связанные с периодом времени - предреволюционное и революционное. В основном, их писала аудитория, настроенная про-коммунистически, но глубоко переживающая за то, что происходит в стране сегодня.

О ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ КРИЗИСЕ 

—У Ивана Ильина есть работы о причинах кризиса Российской Империи, где он вовсе не приукрашивает картину. Он, например, не идеализирует государство как таковое Вот из его научной правоведческой работы «О сущности правосознания»: «Несмотря на то, что по своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в реальном историческом осуществлении оно слишком часто прикрывает собою ложь и насилие, бунт и войну. Причину этого И.А. Ильин видит в том, что «человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращает его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и государственной жизни — БЕЗЫДЕЙНОСТЬ ВЛАСТИ и умаление её авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами» (цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин») 

—Вот мысли Ильина о болезнях дореволюционной России: «Анализируя русский кризис, он соглашался, что политическое и культурное развитие России задерживали такие причины как климат и обилие пространства, обилие малых и чужеродных племён, «вечный нажим презрительно-завистливой Европы и вторжения хищно-погромной Азии». Но вместе с тем виною были недостаток честного служения русского человека — «кривизна» и «неправда» самих русских людей всех сословий (о чём писал ещё современник Александра Пушкина великий патриот России Алексей Хомяков). Учёный указывает и на «политическую близорукость былой русской власти» –отставание верховной власти от исторических вызовов. Вспомним хотя бы крепостное право для крестьян, отмена которого должно было состояться как минимум за полвека до случившегося в реальности (1861 г.), когда цивилизация давно вышла на новый уровень социально-экономических отношений» (см. цикл статей Ильина «Наши задачи». Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин», 2020 год) —«Русская интеллигенция «не видела и не постигала глубокого своеобразия России. Она не понимала, что Россия может строиться только самобытным творчеством,… что русский национальный духовный акт – иной, чем у западного европейца, и что поэтому у русского должна быть иная вера, иная наука, иное искусство, иное правосознание, иное государство, иной уклад жизни» (Ильин. «Основы борьбы за национальную Россию». Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин», 2020 год) — Ильин с самого начала увидел, что «германский империализм лишь прикрывался антикоммунизмом: коммунизм в России был для него только предлогом, чтобы «оправдать перед другими народами и перед историей свою жажду завоевания». Поэтому Ильин писал, что он никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать откровенным врагам России – национал-социалистам, «презиравшим русских людей последним презрением». Можно было ещё понять Власова, если «его затея имела смысл спасти те сотни тысяч русских пленных и “остовцев”, которые буквально вымирали у немцев от голода и жестокого обращения», но сами его выступления, по мнению Ильина были всегда «лживыми и стратегически недопустимыми». (Иван Ильин. Письмо к Б.И. Николаевскому. Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин»). 

— «В войне же против германского империализма «Россию спас народ: он использовал трупную форму советчины как орудие для разгрома своего вековечного наружного врага; он разыграл роль внутреннего врага против внешнего». И теперь победивший народ домучивается от внутреннего врага: «Всё, что советы “добудут” в итоге этой победы, всё именно поэтому потеряет национальная Россия, ибо мир доселе не отличает “советское” от Русского, “коммунистическое” от национального» (Ильин. Письмо к И.С. Шмелёву 09.09.1945. Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин»). Вот именно, Ильин понимал, что все достижения народа за советский период приберёт к рукам советская номенклатура. О ГРЯДУЩЕЙ РОССИИ —Ильин после вынужденной эмиграции считал, что в Советском Союзе осталось много патриотов именно из широких слоёв, есть даже его статья «Вы наши братья! (Открытое письмо к оставшимся русским патриотам)». Поэтому он верил, что возрождение произойдёт не в результате интервенции внешних сил, но сам народ переварит революцию. Он же и предупреждал о том, что партийные карьеристы и служители советских карательных органов могут вновь обмануть народные массы и развязать новую смуту, чтобы в мутной воде обогатиться.

—«Чтобы одолеть кризис общества и культуры, необходимо вновь «включение созерцающего вчувствования во все сферы культуры – в науку, в искусство, в воспитание, в мораль, в политику, в суд и в хозяйство. И прежде всего, и больше всего – в религиозность. Вот к этому акту созерцающего вчувствования и возвращает человека религиозный катарсис… Религиозное очищение вообще и в частности следование по "огням жизни" сообщит человеку... дар сердечного созерцания»». И тогда в человеке вновь пробудится воля к Совершенству, которая и есть «основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности» (Ильин. Аксиомы религиозного опыта. Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин», 2020 год) 

— В 1940-1950-е годы Ильин много трудов положил на разработку всесторонней программы возрождения России. В кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.) большая заключительная глава «Грядущая Россия и Мир» посвящена именно этой программе Ильина. Вот слова Ильина из начала этой главы: «Формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями. И только тогда они будут ему по силам; только тогда они будут для него целительны… И прежде всего они должны быть именно по силам ему, его исторически сложившемуся характеру и его культурному уровню… Русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы» (Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего ) 

—В кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.) заключительная глава «Грядущая Россия и Мир посвящена программе Ильина по возрождению России. Ильин пишет о культурном и духовном воспитании нации. Но вот интересны его идеи и о «свободе Богосозерцания и Богоисповедания»: «самобытную молитву надо вдохнуть ребёнку с первых лет жизни», и «ребёнок, научившийся молится, сам пойдёт в церковь и станет её опорой», после чего «найдёт пути – и в глубину русской истории, и на простор русского возрождения». Т.е., Ильин в деле вере стоит за свободу вероисповедания, но за обязательное духовно-религиозное просвещение с «первых лет жизни» ребёнка. Или вот его акцентирование на обыденную бытовую жизнь, которая тоже должна целенаправленно выстраиваться: «Быт есть только обыденный покров душевной и духовной жизни, и природа говорит совсем не только глазу, и уху, всему телу, но больше всего душе и глубже всего духу». Именно через быт и природу истинные художники показывают «душевный и духовный уклад» нации» (Ильин И.А. Россия в русской поэзии). Дорогие друзья, разве не в быту мы выстраиваем свои повседневные отношения? Это и взаимное уважение, и почитание родителей, и внешняя опрятность. Да у нас сейчас даже нет формы обращения друг к другу! 

—В кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.) заключительная глава «Грядущая Россия и Мир посвящена программе Ильина по возрождению России. Одно из направлений воспитания новых поколений — «Государственное воспитание должно быть объективным и наряду с воспитанием межнационального дружелюбия, необходимо раскрывать истину, что «в мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди – враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и нерасчленённой России… Мир изобилует «русофобами», врагами национальной России... Поэтому, с кем бы мы ни говорили, к кому бы мы ни обращались, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерений в отношении к единой, национальной России». Поэтому каждому русскому необходимо понять, что «политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага». и что «русское дело может делаться только русскими руками и не должно делаться по иностранной указке, ибо иностранная указка всегда ограничит, исказит или даже погубит национальный интерес» (Из цикла Ильина «Наши задачи»). 

—Ильин предупреждает, что борьба за русскую молодежь идёт не только в порабощённой России, но и в зарубежье: «Для этого существует целый ряд привлекательнейших и невиннейших, и полезнейших организаций. Скауты. Сокола. Янкмены. Армия спасения. Ротари-клубы. Оксфорды. Экуменисты» (Письмо к Шмелёву. 1948 г.) Поэтому он отказался сотрудничать не только с гитлеровцами, но даже с издательством Имка-Пресс, хотя многие русские эмигранты печатались в этом издательстве. А вы читаете Ивана Ильина?»

https://vk.com/id498978685?w=wall498978685_1370

Иван Ильин: ВОЗВРАЩЕНИЕ. Документальный фильм Алексея ДЕНИСОВА. Верую | Козенкова Елена

Elena Kozenkova 31 мар в 13:04

«ОТ СОВЕТСКОЙ ФОРМАЦИИ - К РУССКОМУ КОДУ!

Настоящий бум вокруг фильмов об Иване Ильине.

Интернациональное невозможно без национального!  

По следам откликов наших зрителей (в виде комментов), которые вы найдете под фильмами о русском философе Иване Ильине.

https://youtu.be/7fy4kFhsYXs - фильм ИВАН ИЛЬИН: ЗАВЕЩАНИЕ. https://youtu.be/GwniDKyE7h4 - фильм ИВАН ИЛЬИН: ВОЗВРАЩЕНИЕ (автор мой коллега Алексей ДЕНИСОВ).  

Продолжаем  переосмысливать идейные шаблоны советского времени, в частности - понятие "интернационализма", в котором нас всех воспитывали. Это понятие  настолько внедрено  в наши головы  в искаженном виде, что мы, русские люди, очень многое стерпели и терпим в отношении себя (например, лишение графы национальность в паспорте [по-моему, намного важнее графа «вероисповедание» — Е.Ч.] или лишение нас своего государства под именем "Россия" - РФ или СССР - это не Россия), уж не говоря о том, что, что мы, русские люди,  не можем никак собраться и поговорить о своих проблемах, хотя это сделали все народы, населяющие территорию бывшей Империи. А ведь мы - государствообразующий народ, кстати, стремительно вымирающий. Эта статья составлена при поддержке историка, специалиста по наследию И. Ильина- Александра Шарипова (на фото в центре)  

А.М. Шарипов:

«В советский период народ лишается общественной инициативы, ибо все берет на себя государство. Тем не менее шла позитивная эволюция советского государства от пропаганды классовой ненависти и революционного террора к солидарному обществу. В 1960-е гг. это было уже действительно бесклассовое социальное государство – с развитой системой образования и бесплатного медицинского обслуживания, без нищеты и безработицы, без массовой уголовщины и растления. Для русских людей, как нации, весь советский период стал временем постепенного отхода от своей духовной и культурной идентичности, ибо марксистскими догматиками был целенаправленно сломлен сам строй русской жизни – общинно-церковный. В угоду идеи «советского человека» подавлялась именно русская идентичность, под запретом оказалась национальная мысль – религиозная философия и литература. И это притом, что советское государство способствовало укреплению национального самосознания у окраинных народов бывшей империи, вливая огромные средства в развитие их национальных культурных учреждений и системы образования.

И когда произошло крушение советского государства, это стало новой трагедией русского народа, ибо он не только потерял солидарный механизм самозащиты, но и оказался растерзанным на части по новым «независимым государствам». Отсутствие организованной национальной элиты в политической сфере в переломное время использовали заполнившие коридоры власти «интернационалисты». У оторвавшихся от национальной почвы авантюристов вовсе не было желания всеобщего блага: они жадно бросились обогащаться за счет общенародных ресурсов, допустив ослабления всех охранительных функций государства. Приобщившаяся к обогащению за общенародный счет уголовщина стала своеобразной уздой для народа, и это даже удовлетворяло «приватизаторов». Есть ли положительный смысл в таком государстве? Только для защиты поработителей от возможных внутренних и внешних конкурентов на использование общенародных ресурсов.»

Подробнее — https://pokrov.pro/о-нации-и-государстве/

НАЦИОНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ  

— Цитируем Ильина: «необходимо раз и навсегда провести отчётливую грань между интернационализмом и сверхнационализмом». Постигнуть дух других народов может только тот, кто утверждает себя в духе своего народа. Человек может найти общечеловеческое только «углубив своё духовно-национальное лоно до того уровня, где живет духовность, внятная всем векам и народам». Только окрепнув в лоне своей культуры, «национальный дух сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа» и «человеку откроется всечеловеческое братство, но это братство будет не интернациональным, а сверх-национальным». (Иван Ильин. Путь духовного обновления. Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.).

— Ильин против ложного национализма: «патриот легко понимает патриота, даже и тогда, когда оба принадлежат к различным народам и государствам, – ибо у них сходное чувство к однородным предметам». Конечно, в жизни и культуре всякого народа есть духовное и есть земное. Можно и нужно любить у чужих народов духовность их национального характера, но не обязательно любить национальный характер их духовной культуры. В своей же, родной культуре человек любит всё: не только её духовность, но и её национальность. Для видящего в родине её духовный облик доступно видение духовного достоинства других наций» (Иван Ильин. Путь духовного обновления. Цитирую по кн. Александра Михайловича Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.).

Шарипов А.М. Русский мыслитель Иван Ильин. Жизнь и творчество — М.: Русь триединая, 2020 — 364 с. ISBN 978-5-521-15829-4

Александр Михайлович Шарипов — кандидат исторических наук, зав. сектором научно-популярных изданий Главного архивного управления г. Москвы, сопредседатель Международного Ильинского комитета (Москва), член Исполнительного комитета Сербско-Российского общества им. Ивана Ильина (СРОКИ), член Союза писателей России.

Аннотация:

В книге изложены основные этапы жизненного пути и направления творчества выдающегося русского учёного, профессора Московского университета Ивана Александровича Ильина (1883-1954). Всем своим творчеством он показывал пример служения истине. Благодаря отрешению от политических пристрастий, соединению огромного потенциала научных знаний с феноменологической интуицией, учёному удалось показать фундаментальные законы цивилизационного развития и творческого культурного акта. Среди крупных разработок Ильина — исследования по философии, методологии науки, теории права, политологии, истории и теории культуры. Изгнанный революционной властью из России мыслитель посвятил много времени на изучение Российской цивилизации, чтобы дать ответы на вопросы о причинах национальной трагедии и определить пути возрождения нации-цивилизации. Немало трудов русского учёного впервые издавалось в Германии, Сербии, Швейцарии, Латвии, Франции и др. странах.

Книга адресована историкам, философам, культурологам, политикам, всем, кто интересуется русской историей и философией, кто задумывается над причинами кризиса современной цивилизации и о его преодолении.

Скачать издание 2008 г.:

https://ru.book4you.org/book/2521432/42ed6c

+ «Каждый народ есть по духу своему некая прекрасная самосиянность, которая сияет всем людям и всем народам» (Ильин И.А. «О государственной форме». Из цикла статей «Наши задачи»).  

+ «Истинный национализм, как духовное национальное самосознание, открыт для «сверхнациональной вселенскости», и только тот, кто «сумел найти свою родину, усвоить её дух и слить с нею свою судьбу» может «нелицемерно говорить о “братстве народов”»1. Любовь к своему народу не есть неизбежно ненависть к другим народам, как самоутверждение не есть непременно нападение, а отстаивание своего – не означает завоевание чужого. Более того, Ильин считает, что настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что видя духовный облик своей родины, он умеет видеть духовные дары и обретать их у чужих народов, так как он способен узреть их духовную силу, их духовные достижения».(Иван Ильин. Путь духовного обновления. Цитирую по кн. Александра Михайловича Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.). Разве мы, русские не любим культурные достижения других народов? Большая часть из нас носят имена греческого, латинского, еврейского происхождения, ибо Христианство — Вселенская Религия и мы чувствуем духовное родство со всеми христианами мира. А сколько культурных символов России создано с помощью европейских мастеров! Например, Московский Кремль построен итальянцами, Академия Наук создавалась немцами, классическое музыкальное образование — евреями. Любой из жителей России, кто бывал в Западной Европе, знает: наиболее исполняемый композитор там — Пётр Ильич Чайковский. Рахманинова любят исполнять в США и Израиле. А мировое театральное искусство связано с русскими именами Станиславского, Немировича-Данченко, Дягилева. Русская балетная школа воспитала балет Китая, Японии. Вот факты, подтверждающие мысли Ильина об истинном — творческом — значении национализма. Потому он отверг агрессивный гитлеровский национализм-нацизм уже в 1933г., когда почти весь мир рукоплескал экономическим и социальным достижениям Гитлра (и рукоплескал вплоть до 1939 г.)  

+ «Достижения высокой духовной культуры показывают своё общее родство, открывают «подлинное единство рода человеческого» (Иван Ильин. Путь духовного обновления. Цитирую по кн. Александра Михайловича Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин» (Москва, 2020 г.).  

+ «Духовная культура народа не есть его почётное кладбище; не музей его лучших свершений: «Она живёт и творится и в нас, его сынах, связанных со своею родиной любовью, молитвою и творчеством; она живёт незримо в каждом из нас, и каждый из нас то бережёт и творит её в себе, то пренебрегает ею и запускает её» (Ильин. «О России». Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин»).  

+  «Национализм есть правая и верная любовь личного “я” к тому единственному для него “мы”, которое одно может вывести его к великому, общечеловеческому “мы”» (Ильин. «Путь духовного обновления». Цитирую по кн. Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин»).  

+ Без «здорового национально-патриотического чувства... ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру» (Ильин И.А. «О фашизме». Из цикла статей «Наши задачи»)  

+ «Люди без родины становятся исторической пылью». (Ильин И.А. «Мы были правы». Из цикла статей «Наши задачи»)     

* * *  

А это — из моей библиографии по творчеству Ильина:  — Шарипов А.М. Духовная сущность государства, права, патриотизма: К 100-летию издания научной монографии Ивана Александровича Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и присвоению автору монографии степени доктора государственных наук // Покров. 2018. № 4. С. 80—83. Точка доступа: http://pokrov.pro/духовная-с... ; РНЛ. 2018.11.29: http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/29...  

— Шарипов А.М. Аристократический смысл государственности: Иван Ильин о качестве личной и национальной жизни // Трибуна Русской Мысли: Альманах. Основан А.С Панариным, А.И.Солженицыным, В.Н.Расторгуевым. № 17. 2017. С. 80—86. Точка доступа: http://www.cisdf.org/TRM/TRM17/Sharip...  

— О любви, патриотизме, симфонии Государства и Церкви. Интервью с кандидатом исторических наук, писателем, сопредседателем Международного Ильинского комитета А.М. Шариповым. Корр. И.В. Ушакова // Покров. 2015. – № 4. – С. 46–51. Режим доступа: http://pokrov.pro/o-lyubvi-patriotizm...   

Все эти ссылки для любителей истории и философии.

https://youtu.be/7fy4kFhsYXs - фильм ИВАН ИЛЬИН: ЗАВЕЩАНИЕ.

https://youtu.be/GwniDKyE7h4 - фильм ИВАН ИЛЬИН: ВОЗВРАЩЕНИЕ

(автор мой коллега Алексей ДЕНИСОВ). 

Ставьте лайки под фильмами. Пишите свои комментарии и здесь и там. Ибо Ильин оказался "дрожжами в созревающем  тесте", взбудоражил многих, в том числе и людей советской формации. Давайте возвращаться к русскому коду, именно он даст основу для правильного интернационализма, сцементирует все народы и народности вокруг государствообразующего народа. Так было в прошлом. Так будет в будущем!       

Фото: презентация книги А Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин». Интересная деталь: событие организовано Харьковским землячеством в Москве и обществ. движением "Русь триединая". Автор книги в центре.

https://vk.com/id498978685?z=photo498978685_457240754%2Fphotos498978685
https://vk.com/id498978685?z=photo498978685_457240754%2Fphotos498978685

https://www.youtube.com/channel/UCkj57yQtaQqUEuzWxs0WOlQ/community?lb=UgxHCet4uf-9clG-Ced4AaABCQ

6 февраля, в субботу, в Актовом зале Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви состоялась презентация книги Александра Михайловича Шарипова "Русский мыслитель Иван Ильин: жизнь и творчество". Автор является крупнейшим "ильиноведом" не только в России...

https://zen.yandex.ru/media/id/5ebe6edb3377b63e06ed1458/zametki-s-vecheraprezentacii-knigi-russkii-myslitel-ivan-ilin-jizn-i-tvorchestvo-601ef3d586f4e22208cb3ea1

Завещание Ивана Ильина. СССР - НЕ РОССИЯ. Документальный фильм Алексея ДЕНИСОВА. Верую | Козенкова Е

(отец Ивана Александровича, присяжный поверенный, был крестником императора Александра II)

Elena Kozenkova 5 апр в 10:44

ИЛЬИН И НАЦИСТСКАЯ ГЕРМАНИЯ.

ИЛИ ЗАЧЕМ ОБОЛГАН РУССКИЙ ФИЛОСОФ, так много написавший о том, что революция 1917 года имеет антирусские корни.

Либерально-коммунистическая ложь о том,что русский философ Иван Ильин якобы поддерживал Гитлера.

Эта химера вновь вылезла на поверхность после публикаций фильма о русском философе Иване Ильине. https://youtu.be/7fy4kFhsYXs - фильм ИВАН ИЛЬИН: ЗАВЕЩАНИЕ. https://youtu.be/GwniDKyE7h4 - фильм ИВАН ИЛЬИН:ВОЗВРАЩЕНИЕ ( автор А. ДЕНИСОВ) на ютуб-канале Елены КОЗЕНКОВОЙ https://www.youtube.com/channel/UCkj57yQtaQqUEuzWxs0W..

Пора отойти от навязываемой закулисой линии споров. Итак, в 1924 г. в парижской газете «Возрождение» (редактирует близкий Ильину Струве) публикуются статьи находящегося на лечении в Италии Ильина «Письма о фашизме», где в форме репортажей даётся оценка государственной деятельности нового итальянского социального движения: «Это не толпа; а народ, не “весь” народ, но сам народ – сверху донизу – и интеллигенция, и сенаторы, и генералы, и простонародье... Пекари, стекольщики, гончары, сапожники, разносчики, оружейники, прислуга гостиниц, парикмахеры–хозяева, парикмахеры–служащие, газетчики, носильщики, железнодорожники, артисты, трамвайные служащие, телефонисты, телеграфисты, ночные сторожа... Множество простого рабочего люда». В статьях отмечается, что Муссолини провозгласил борьбу с интернациональными интригами масонов и революционеров, с тем чтобы «выветрить накопившуюся атмосферу гражданской войны» и он остановил эту войну. В бескомпромиссной схватке за жизнь сошлись две противоположные силы: если масонство – «стихия интернационального разлива», «не-национально-патриотическое» движение, то «фашизм есть стихия национального каления, патриотической страсти и исключительности»; и нет никакой возможности примирить эти «две противоположные стихии». И на чьей стороне были бы Вы? Окунитесь в эпоху: влились бы Вы в отменяющую веру и национальное бытие «стихию интернационального разлива», то, что ныне называется «либерастией» и «глобализмом»? Или поднялись бы на борьбу с теми, кто выступал против призыва отменить семью, мужской и женский пол, что требовали все социалисты того времени? Позже Ильин разоблачал основные недостатки фашизма.

А по поводу поддержки Гитлера — абсолютная ложь. Известна статья Ильина «О национал-социализме», где он он для европейской публики описывает положительные и отрицательные моменты первых преобразований Гитлера, сравнивая их с кровавым террором большевиков в России не в их пользу. Как яркого разоблачителя коммунистической диктатуры Ильина осенью 1933 г. приглашают в ведомство Геббельса и предлагают возглавить Русский Научный Институт, который финансируется германским бюджетом, где он должен организовать преподавание по нацистской программе и пропагандировать антисемитизм. Также ему было предложено встать во главе всей русской диаспоры в Европе, чтобы объединить вокруг идей национал-социализма, гитрелизма. Ильин категорически отказался. Вот что он пишет Шмелёву в августе 1934 г.: «В начале июля я был уволен вместе со всеми другими соотечественниками с того места, которое занимал 12 лет – уволен за русскость. Это большой удар во всех отношениях, и я его весьма ответственно, тягостно и с волевыми выводами переживаю» (читайте книгу Александра Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин. Жизнь и творчество», изданную в Москве в 2020 г.)

*—*

Из письма И.А.Ильина к И.С. Шмелёву 2 окт. 1934 г., когда он оказался на время вне Германии и мог написать о своём отношению к нацистам: «Туземцы той страны, где я постоянно живу, поступили так со мною. За то, что я

а) нисколько не сочувствую ни разговорам, ни планам об отделении Украины;

b) категорически отказался насаждать антисемитизм в русской эмиграции;

с) абсолютно никакого сочувствия не обнаружил и не обнаружу к насаждению их партии среди русских эмигрантов;

они:

а) лишили меня права на работу и заработок в их стране;

в) уволили меня из Русского Научного Института (нами созданного) с лишением жалованья;

с) запретили мне политическую деятельность в их стране под угрозой концлагеря;

d) распустили обо мне систему слухов, политически у них порочащих (масон, франкофил, жидолюб, порабощён жидами и т.д.);

е) выпустили по-русски клеветническую брошюру, которая рассылается и по другим странам, где между прочим утверждается, что я “не выслан, а прислан большевиками”...

Я не ихний. Я русский. И ныне мне там совершенно не место. Я сделал всё, чтобы не упустить для России ни одной возможности; но теперь мне там делать нечего. Русская национальная карта там бита; из эмигрантов преуспевают — политически одни прохвосты. И если мне будет некуда уехать, то передо мною нищета, что при моём здоровии означает медленное умирание.

Поймите, мой дорогой! Мне надеяться решительно не на кого кроме Бога... В таком положении — непартийного созерцателя, который вследствие своей непартийной предметности и непоклонности зажат насмерть между двумя партиями — я не в первый раз в жизни»(цитирую по кн. Александра Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин. Жизнь и творчество», изданную в Москве в 2020 г.)

*—*

Ещё в октябре 1934 г. Ильин писал Шмелёву, что в Гитлеровской Германии «Русская национальная карта бита», русскому патриоту с Гитлером нельзя иметь никаких дел, он — враг национальной России (см. кн. Александра Шарипова «Русский мыслитель Иван Ильин. Жизнь и творчество»). Но Шмелёв не послушал Ильина и, как Мережковский, в июне 1941 г. публично поддержал вторжение Гитлера в СССР.

Кто же реально поддерживал Гитлера, с которым Ильин отказался сотрудничать еще осенью 1933 г.? В 1936 г. Черчиль называл Гитлера самым благородным человеком Европы. Тогда же в Германии прошли Олимпийские игры и весь мир рукоплескал социально-экономическим и культурным достижениям Германии на фоне всеобщего упадка в капиталистическом мире (не забываем, что национал-социалист Гитлер строил рыночный социализм). Через 5 лет после обличительной оценки Гитлера Ильиным, через 2 месяца с начала войны Гитлера с Польшей (1939 г.) и вступления советских войск в восточные регионы Польши — 31 октября 1939 г. председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотов выступает на сессии Верховного Совета СССР со следующими словами: «Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война "за уничтожение гитлеризма", прикрываясь фальшивым флагом "борьбы за демократию"». Да, глава советского правительства Молотов обличает Англию и Францию за их объявление войны Гитлеровской Германии, защищает социалиста Гитлера от нападок «мирового империализма». Читайте советские газеты тех лет, они в библиотеках в открытом доступе. Здесь вы найдёте и отчёты о советско-германских совместных парадах в октябре 1939 г., и о визите председателя Совета Народных Комиссаров СССР Молотова в Берлин в 1940 г.

*—*

Наконец, послушаем самого Ильина: «Плоская и пошлая химера, всеразрушительная, противо–культурная и безбожная затея» упразднить, погасить богатство национального многообразия «исторического сада Божия» есть «порождение рассудочной души, злой и завистливой, – всё равно, стремится ли эта химера воинственно подмять все народы под один народ (химера германского национал-социализма) или растворить все национальные культуры в бесцветности и безводности всесмешения (химера советского коммунизма). Во всяком случае, эта уродливая химера, в которой крайний национализм сходится с крайним интернационализмом, – нерусского происхождения... и нехристианского происхождения» (Ильин И.А. О русском национализме. Цитирую по кн.: Шарипов А.М. Русский мыслитель Иван Ильин. Жизнь и творчество. М., 2020)

КОММЕНТАРИЙ НАПИСАН ПО КНИГЕ: РУССКИЙ ФИЛОСОф ИВАН ИЛЬИН. АВТОР-А. ШАРИПОВ (на фото)

Смотрите также:

Встреча с А.М. Шариповым. Время строить души с Иваном Ильиным (Переправа ТВ, 29 декабря 2020)

Вот еще научная статья:

Шарипов А.М. Питающие корни и цветущая Крона. Государственное обеспечение преемственности социокультурного пространства нации как стержень формирования исторической перспективы цивилизации (в контексте идей Ивана Ильина и Александра Панарина). Журнал Института наследия, 2017

Аннотация. В статье отмечается тенденция возвращения к классическому пониманию культуры в России как сфере гармонизации человека, что отражено в принятых в 2014 г. «Основах государственной культурной политики». Государство как высшая форма самоорганизации нации-цивилизации имеет своей главной обязанностью созидание и защиту благоприятных условий для творческого саморазвития нации и формирующей первоосновы нации — свободной высококультурной личности. Теоретические основы программы развития полифонии возрождающейся русской культуры заложены творчеством отечественных учёных ХХ в., в первую очередь — Иваном Ильиным.

https://cyberleninka.ru/article/n/pitayuschie-korni-i-tsvetuschaya-krona-gosudarstvennoe-obespechenie-preemstvennosti-sotsiokulturnogo-prostranstva-natsii-kak

Вспомнил, что доктор ист. наук, профессор кафедры истории и архивоведения ПСТГУ С.В. Волков в книге «Почему РФ — не Россия» — М.: 2010 писал, что правительственные чиновники зачем-то перезахоронила останки Ильина и Деникина в некрополе Донского монастыря вместе, хотя при жизни они друг друга терпеть не могли. Интересно, какая бы была у каждого из них реакция, если бы они при своей жизни об этом узнали? Не исключено, что стали бы сильно ругаться на нынешних руководителей государства.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded