echelpanov

Categories:

29 апреля — День памяти митрополита Сергия Воскресенского

Митрополит Сергий (в миру Дмитрий Николаевич Воскресенский; 26 октября 1897, Москва — 29 апреля 1944, близ Вильнюса) — епископ Русской Православной Церкви, митрополит Виленский и Литовский, с 24 февраля 1941 года Патриарший экзарх Прибалтики.

Далее из Википедии:

«В 1940 году обеспечил воссоединение с Московской Патриархией епископов территорий, вошедших в состав СССР по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией: сперва Польши, затем командирован с той же целью в республики «советской Прибалтики» (Латвию и Эстонию).

24 февраля 1941 года назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. При занятии германской армией Прибалтики остался с паствой, не бежав из Риги, где находился в конце июня 1941 года, перед его оккупацией.»

Многие в Латвии воспринимали его поначалу как красного большевицкого агента, откровенно недолюбливали местные националисты, которые хотели видеть на митрополичьей кафедре своего человека. Он также «сохранял номинальное каноническое подчинение Московскому Патриархату (во главе с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), с сентября 1943 года Патриархом), несмотря на неудовольствие немецких властей.» 

Вот очень хорошая книга:

Православная литература 26 фев 2018

Шкаровский М.В., священник Илия Соловьев. Церковь против большевизма. - М., 2013 - 416 с. Серия "Материалы по истории Церкви".

Михаил Витальевич Шкаровский (16 августа 1961, Ленинград) — доктор исторических наук (1996), ведущий научный сотрудник и главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор СПбДА, член научного совета Института сравнительных церковно-государственных исследований в Берлине, член Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии. Один из авторов «Большой российской энциклопедии» и «Православной энциклопедии».

Аннотация: 

В годы Второй мировой войны на занятых немцами прибалтийских территориях Советского Союза произошли такие церковно-общественные события, значение которых для последующей церковной жизни России трудно переоценить. Речь идет о создании Миссии Экзархата Московской Патриархии для возрождения церковной жизни на освобожденных от коммунистической власти землях. Эта Миссия, получившая в истории название «Псковской», в кратчайшие сроки, данные ей Провидением, сумела достичь столь значительных успехов, что с ними никак не могло сравниться начатое Сталиным в Москве «директивное возрождение Православной Церкви в СССР». Да и самая перемена политики Сталина в отношении Православной Церкви в 1943 году во многом явилась результатом деятельности церковных организаций на оккупированных нацистами областях.

Скачать и читать бесплатно:

https://vk.com/wall-78659637_1120

Петров И.В., Рачковский А.В. Рецензия на книгу М. В. Шкаровского и свящ. Ильи Соловьева «Церковь против большевизма». Журнал «Новейшая история России», 2014

Между тем О.А. Платонов написал в своем «Русском вестнике» N5 (1075) 2021 г. откровенный бред:

Источник: http://www.rv.ru/pdf_file/Rus-Vest-05-2021.pdf

Профессор А. Ю. Минаков называет подобные взгляды «мифологией национал-большивизма».

(для О.А. Платонова и др. патриотов, монархистов также свойственно восхваление / почитание садиста и самого кровавого палача «белого движения» барона Унгерна, очень страшного человека. Зверства Унгерна и ему подобных в Восточной Сибири во время Гражданской войны — одна из причин, почему до сих пор не могут реабилитировать Колчака)

Согласно Платонову, Сталина было как бы два: плохой и хороший и его можно сравнить с апостолом Павлом, который вообще-то массовых казней (в количестве сотен тысяч человек) не организовывал, в геноциде собственного народа не участвовал. Писатели-деревенщики в СССР (я имею ввиду главным образом Василия Ивановича Белова), также историк В. Д. Кузнечевский в книге «Сталин: как это было? Феномен XX века», под «геноцидом» понимали прежде всего коллективизацию русской деревни, не только ГУЛаг.

К слову, сталинисты в свое оправдание ссылаются на «профессионального историка» Е. Ю. Спицына без какой-либо научной степени, кучу агитаторов и демагогов с ю-тюба и публикации на каких-то левых сайтах. Уровень аргументации напоминает примитивную советскую пропаганду. Интернет-мем: «Чем моложе блогер, тем лучше ему жилось при Сталине».

Пример сталинистской мифологии: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой / реактором» — это слова не У. Черчилля, а биографа Сталина Исаака Дойчера из польской коммунистической партии, которые позже были приписаны Черчиллю — доктор ист. наук О.В. Хлевнюк, лекторий Политеха «Сталин. Что мы знаем сегодня» (Политехнический музей, 28 апреля 2016).

"Соха Николая II" или первые русские трактора на поле https://von-hoffmann.livejournal.com/573053.html?view=3693949

Из этой же оперы: «Ельцин принял Россию с пустыми продуктовыми прилавками и длинными очередями, а оставил с супермаркетами, МакДональдсами и мобильными телефонами.»

Тут напрашивается сравнение Иосифа Виссарионовича только с царем Иродом I Великим, во время правления которого родился Иисус Христос. 

Вспоминается высказывание митрополита Сергия Воскресенского: "Сталин не Савл и Павлом никогда не будет".

— из воззвания к населению Прибалтики по поводу избрания в Москве Патриарха Сергия за три дня до убийства.

Кадры из документального фильма

ПСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ 1941-1944 (по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра)

https://www.youtube.com/watch?v=Lbmpx9hukqE

В октябре 2020-го я слушал MP-3 книгу «Жемчужины духа» о старце Николае Гурьянове, написанной его келейницей схимонахиней Николаей Гроян (много лет ухаживающей за могилкой старца на о. Талабск), которую озвучила заслуженная артистка РФ Галина Шумилкина, там очень хорошо и тепло написано о митрополите Сергии

«Жемчужины Духа», стр. 76

https://talabsk.ru/11-kniga-sximonaxini-nikolai-duxovnoj-docheri-i-kelejnicy-batyushki.html

Владыку Сергия одинаково недолюбливали коммунисты и немецкие нацисты, так как он смело обличал преступную политику большевизма, оставаясь всецело преданным Патриаршьему местоблюстителю Сергию Страгородскому, что очень не нравилось гитлеровцам.

На секундочку: Владыка Сергий — единственный архиерей РПЦ МП после Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина), публично выступивший с критикой большевиков. 

Историки до сих пор спорят, кто расстрелял из автоматов его автомобиль 29 апреля 1944 г. под Вильнюсом — красные или коричневые? Оккупационное командование в Прибалтике списало это подлое убийство на расправу чекистов (которые якобы переоделись в немецкую форму) и даже не стало толком расследовать произошедшее. Следствия как такового в принципе и не было. Коммунисты, естественно, повесили всех собак на фрицев.

В воскресенье, 9 декабря 2018 г., недалеко от м. Круонис был освящен поклонный крест на месте убиения Преосвященнейшего Сергия (Воскресенского), митрополита Литовского, Экзарха Прибалтики. https://blagovest.lt/novosti/osvyashchenie-kresta-na-meste-ubieniya-mitropolita-sergiya-voskresenskogo
В воскресенье, 9 декабря 2018 г., недалеко от м. Круонис был освящен поклонный крест на месте убиения Преосвященнейшего Сергия (Воскресенского), митрополита Литовского, Экзарха Прибалтики. https://blagovest.lt/novosti/osvyashchenie-kresta-na-meste-ubieniya-mitropolita-sergiya-voskresenskogo

Красные сегодня черной ненавистью ненавидят митрополита Сергия за слова поддержки в адрес Адольфа Гитлера, которые были напечатаны в оккупационной газете «За Родину!» (можно найти в Яндекс-картинках https://i10.fotocdn.net/s127/0088989597dcadd4/public_pin_l/2885634596.jpg).

В этой статье (последний абзац) говорится о благодарности фюреру и пожелание немцам скорого разгрома большевизма.

Это как бы «козырной туз», если можно так выразиться, главный аргумент критиков митрополита Сергия для дискредитации его личности, его деятельности.

Как я понял, современных коммунистов бы вполне устроило, чтобы Владыка бежал на советскую территорию либо сразу выступил бы против немцев (тем самым подставив всю свою паству под нацистов, «кинув» своих прихожан на произвол судьбы), те бы его очень быстро ликвидировали и поставили бы на его место какого-нибудь литовского националиста, искренне преданного Третьему рейху, зачистив все приходы Прибалтики от русских патриотов. 

(характерно, что им всегда было плевать на Церковь и жизни простых верующих людей)

Настоящие знатоки истории, умные взрослые образованные люди тут бы спокойно разобрались без особого труда, кто тут хороший человек, а кто нет.

Достаточно отключить эмоции, поверхностное мышление, включить голову и вдуматься, вникнуть в суть. Понятно, что слова эти были вынужденно сказаны главным официальным церковным лицом Прибалтики корреспонденту издания, представлявшего оккупационную условно геббелевскую пропаганду.

Мозгов-то, умственных способностей у них (то есть у левых) не хватает понять, что Владыка Сергий так говорил, чтобы немцы дали свободно дышать и существовать Православной Церкви (почти уничтоженной красными) в Прибалтике, не закрывали храмы, не притесняли духовенство. Если он так говорил, это не значит, что он так думал. В отличии от коммунистов, немцы под оккупацией не преследовали людей за веру в Иисуса Христа, поэтому компромисс здесь был возможен. Они давали верующим возможность нормально жить, служить и молиться Богу в обмен на политическую лояльность, что можно сравнить с опытом Церкви с жизнью в языческой Римской империи. Строго говоря, фашисты / нацисты с их оккупацией для Церкви — это лучше, чем большевики 1930-х гг. с их сатанинской жестокостью. Другими словами, это плохо, но не настолько плохо [страшно], как это было в Советском Союзе.

«В широко цитируемой книге прот. Владислава Цыпина "История Русской Православной Церкви 1917 - 1990: Учебник для православных духовных семинарий. — М.: Издательский дом «Хроника», 1994" написано следующее:

"22 сентября 1942 года митрополит Сергий запретил священнослужение митрополиту Литовскому Сергию (Воскресенскому), который вместе с другими православными епископами оккупированной Прибалтики поздравлял Гитлера с военными успехами. Поведение митрополита Сергия (Воскресенского) объяснялось, очевидно, не его приверженностью фашизму, а политическим расчетом, стремлением сохранить легальную церковную организацию. По словам очевидца, митрополит Сергий (Воскресенский) говорил близким ему людям: «Не таких обманывали..., а этих колбасников обмануть нетрудно» [выделено мной — Е.Ч.]. Перед отступлением немецких войск из Прибалтики он начал готовить приходы к неизбежным переменам, но 30 апреля 1944 года был убит на дороге в своем автомобиле".

Книга любезно выложена на сайте Церковно-Научного Центра "Православной Энциклопедии" и интересующая нас глава находится вот по этому адресу: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=16097

Опровержение того, что митрополит Сергий якобы был отстранен руководством Московского Патриархата от занимаемой должности см. здесь: https://ustav.livejournal.com/75303.html

Естественно, никаких теплых чувств к фюреру он не испытывал, так как всегда был духовно трезвым пастырем. Он прекрасно понимал, что Гитлер — это враг России. Не случайно, несмотря на все слова Владыки о лояльности нацистам, те ему не доверяли и считали экзарха тайным агентом Москвы, который [якобы] переметнется на сторону красных при первой удобной возможности. Немцы-то дураками не были, их обмануть было очень сложно.

Николай ЖУКОВ, «Загадочное убийство митрополита Сергия», специально для газеты «Обзор», N851, 2013:

«В результате проведённого по делу [исторического — Е. В.] расследования установлено, что после захвата территории прибалтийских республик немцы потребовали от митрополита Сергия порвать связи с Московской патриархией, включить Православную Церковь Прибалтики в активную борьбу на стороне оккупантов и дать указание по приходам молиться за победу немецкого оружия. Однако митрополит Сергий этих требований не выполнил. После запрещения немцами поминать Московского патриарха митрополит Сергий, как показал протоиерей Василий Недвецкий, дал указание поминать всех православных патриархов, в том числе и московского.

На требование немецких оккупантов молиться за победу немецкого оружия митрополит Сергий дал установку духовенству: в молитвах просить Бога, чтобы он «благословлял правое оружие». «А правое дело, – поясняет свидетель Недвецкий, – в этой войне, как известно, стоит на стороне Советского Союза».

***

Немцы настойчиво требовали расторжения отношений с Московской патриархией. Митрополит Сергий публично отказывался выполнять эти указания. Казалось, вот-вот должен произойти конфликт, однако – тишина. Пока немцы требовали выполнения этого условия от митрополита, руководство Русской Православной Церкви, находящейся на территории СССР, само удовлетворило желание немцев.» 

https://www.obzor.lt/news/n8498.html

Далее следует цитирование воззвания 22 сентября 1942 г. митр. Сергия Страгородского, заклеймившего архиереев, [на словах] поддерживающих фашистский оккупационный режим в Прибалтике.

Логично, что архиереи Русской Православной Церкви в Советском Союзе на строго официальном уровне ругали фрицев и славили Сталина (которого они терпеть не могли), в это время под немецкой оккупацией ругали большевиков и славили Гитлера (которого они терпеть не могли).

По-моему, здесь нет никакого противоречия.

Публицист Ю. М. Кублановский (гостил у А.И. Солженицына в Вермонте) писал до начала 1980-х гг.: «Возрождение русской жизни в России начнется с возрождения церковных приходов».

Другими словами, православие — это то, что делает наш народ русским (по мысли Ф.М. Достоевского). Если какие-то люди борются с Православием, хотят его уничтожить, значит, они борются против России и русского народа, плюют на память наших предков и попирают народные святыни.

Разве это не преступление, которое можно трактовать как экстремизм или терроризм? 

Здесь приведено очень много фактов из различных источников, в том числе цитаты из воспоминаний князя Н. Д. Жевахова и «Окаянных дней» И. А. Бунина.

Если кто забыл, Иосиф Сталин — это главный гонитель Православия за 2000 лет существования христианства в мiровой истории.

«По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.»

Источник: https://foma.ru/goneniya-na-xristian.html

Напоминание о том, в каком положении находилась Русская Православная Церковь перед Великой Отечественной войной:

Храм Христа Спасителя, 1991 (фильм Виктора Рыжко)

https://www.youtube.com/watch?v=IXqbVu7UgVA

Из статьи кандидата ист. наук М. Ю. Государевой «Церковь и Великая Победа» (газета «Благовест», 30 апреля 2020):

«Эта война была промыслительно послана нашей стране и промыслительно выиграна...

«Когда ты видишь смуты и войны, или иные бедствия, не думай, чтобы все сие было простым, обычным явлением сего временного мира, или произошло из-за какого-либо случая, но знай, что бедствия попускаются волею Всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувства и исправлялись. Вначале Господь вразумляет нас малыми наказаниями..., если же мы не исправляемся, посылает тяжкое нашествие иноплеменников, чтобы хоть в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство и обратиться от путей своих лукавых», – пишет святитель Димитрий Ростовский в житии святого князя Михаила Черниговского. И не малым ли наказанием является сегодня мировое поветрие, очередной раз предупреждающее нас: «Опомнитесь, не ждите «великого бедствия»... А состояние советского общества накануне Великой Отечественной войны было таково, что только через глобальные потрясения можно было добиться, чтобы хотя бы некоторые из крещеных людей вспомнили о Боге, чтобы власть изменила свою политику в отношении Церкви. Ведь накануне 1941 года церковная организация стояла на грани уничтожения. В РСФСР продолжали действовать не более 100 храмов, репрессиям подверглись полмиллиона священнослужителей, на свободе оставалось только четыре митрополита, сотни тысяч верующих томились в лагерях и преследовались за веру."

Вероятно, экзарх Литвы под немецкой оккупацией просто копировал поведение Сергия Страгогодского в СССР.

БЫЛ ЛИ ОПРАВДАН КОМПРОМИСС МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ С СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ? ИНТЕРВЬЮ С ИЕРЕЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАЗЫРИНЫМ (Нескучный сад, 25 января 2008)

https://pravoslavie.ru/36353.html

Надо сказать, что не приняли Декларацию митр. Сергия /Страгородского/ супруги Нилусы, принадлежавшие к Истинно-Православной Церкви. Они посещали лишь те храмы, где не поминали митр. Сергия и советскую власть. https://www.paraklit.org/eres/mp/nilus

(напомню, что все книги С. А. Нилуса, вышедшие до 1909 г., получили прижизненное благословение св. прав. Иоанна Кронштадтского)

К компромиссной политике митрополита Сергия (Страгородского) относился отрицательно и преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928). Когда ему сказали, что митрополит Сергий покаялся в обновленчестве, преподобный ответил: «Да, покаялся, но яд в нем сидит».

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed2ab9e52d2d279d5f35061/rossii-otpusceno-22-goda-na-pokaianie-12-maia-pamiat-prepodobnogo-nektariia-optinskogo--1928-609697d5b8f34b04d263ba94#:~:text=«России%20отпущено%2022%20года%20на,преподобного%20Нектария%20Оптинского%20(†%201928

Старец Николай Гурьянов также считал Декларацию митр. Сергия ошибкой.

Эпоха митрополита Сергия Воскресенского — это трагедия Церкви, трагедия народа, оказавшегося зажатым во время войны между двуми диктаторами (как писал в своей книге воспоминаний фронтовик Николай Никулин). Выживай тут как хочешь и не откуда ждать помощи. Опасность подстерегает тебя буквально на каждом углу. Шаг влево, шаг вправо...

Немаловажный факт: экзарх Прибалтики, как и свт. Лука Крымский, начинал свой путь служения Церкви после 1917-го года (это самое страшное время для российской Церкви за всю историю). Сегодня некоторые не шибко одаренные интеллектом белые «патриоты» называют в соц. сетях свт. Луку «чекистским агентом» за получение им Сталинской премии. Мол, он якобы продался большевикам и сталинистам, «духовно пал».

(на самом деле просто предложил свои услуги на фронте во время начала боевых действий, проявив милосердие к страдающим людям, так как понимал, что может им помочь благодаря своему богатому врачебному профессиональному опыту. Оговорившись, что готов вернуться в свою ссылку по окончанию войны)

Николай ЖУКОВ, «Загадочное убийство митрополита Сергия», специально для газеты «Обзор», N851, 2013:

«В октябре 1943 года в беседе с архимандритом Морозовым Сергий сказал: «Из Берлина ко мне в Ригу прибыли Гиммлер и Лозе и стали принуждать отречься от патриарха Сергия. Я категорически отказался выполнить это».

О проповедях митрополита Сергия, с которыми он выступал в церквах, священник Кузьменко сообщил: «Однажды в своей проповеди в Свято-Духовом монастыре (г. Вильнюс) митрополит сказал: «Теперь русскую землю своими грязными сапогами топчут все, но придёт час, и уже наступает это время, когда все, кто дерзнул попрать её, - преклонятся перед ней, будут просить прощения, ибо русский народ непобедим».»

https://www.obzor.lt/news/n8498.html

«Согласно послевоенному анонимному свидетельству одного из сподвижников Сергия [Воскресенского], эмигрировавшего в США, экзарх ненавидел немцев, никогда не упоминал их в проповедях (которые часто имели политический подтекст) и был убеждённым русским патриотом [Harvey Fireside. Icon and Swastika: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. (Russian Research Center Studies. — Vol. 62.) — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971. — 242 pp. — PP. 133—139.].

К концу 1943 года митрополит Сергий потерял поддержку оккупационных властей из-за своей достаточно независимой политики. В октябре 1943 года составил завещание с назначением трёх кандидатов в заместители по управлению Прибалтийским Экзархатом и с указанием при первой возможности «представить на усмотрение Патриархии доклад о делах и всей жизни Экзархата»[10]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сергий_(Воскресенский)

По словам М. В. Шкаровского, не исключено, что экзарх имел определенные контакты с советской разведкой:

М.В. Шкаровский. ФЕНОМЕН ЭКЗАРХАТА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ В ПРИБАЛТИКЕ http://krotov.info/history/20/1940/shka2000.htm

Здесь буквально все «разжевано».

Как пишет тот же исследователь (см. книгу в самом начале публикации), действия митрополита Сергия по восстановлению церковной жизни в Литве под оккупацией существенно повлияли на то, что Сталин смягчил политику в отношении верующих в СССР. Литовскому Владыке было понятно, что это — стратегический ход коммунистов и обольщаться этим не стоит. 25 лет они уничтожали все духовное и святое, духовные корни русской цивилизации и вдруг в один день переменились? 

Батюшка Николай Гурьянов всегда приводил в пример Владыку Сергия как настоящего патриота России (без красных и коричневых), патриота русской Церкви и Святого Православия, говорил что если бы Сергий Страгородский из Москвы написал бы ему, что тот ему не нужен — то он сам бы ушел с епископской кафедры в Литве.

На сайте https://talabsk.ru/print:page,1,121-russkaya-cvecha-pred-nebesnym-prestolom-slavy.html можно найти фото иерея Николая Гурьянова с двумя иподиаконами Сергия Воскресенского, которая свидетельствует о том, что старец был тайным епископом. 

«Фотодокумент, свидетельствующий о епископском сане отца Николая. Тайный Архиерей Нектарий – а рядом с ним два иподиакона Митрополита Сергия (Воскресенского) Экзарха Прибалтики. Фото сделано по благословению Митрополита Сергия (во время немецкой оккупации) для свидетельства епископской хиротонии отца Николая. г. Вильнюс. Свято-Духов мужской монастырь -1943 г. На свободе в Русской Церкви оставалось только четыре архиерея. Церковь тайно поставляла епископов для сохранения Апостольской преемственности»

«Иподиа́кон, поддья́кон, подья́чий (ст.‑слав. иподϊа́конъ, подъдϊа́конъ, подъдья́къ, греч. ὑποδιάκονος от греч. ὑπο — «под», «внизу» + греч. διάκονος — служитель) — церковнослужитель в Православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывая ему руки, поднося чиновник архиерейского богослужения, облачая и совершая некоторые другие действия.»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иподиакон

«Образ митрополита Сергия, как инициатора миссии на оккупированных территориях Псковской области и Прибалтики, был запечатлён в художественном фильме «Поп» (фильм о том, как остаться человеком в нечеловеческих условиях, который был снят по благословению Патриарха Алексия II в 2009 году). Роль митрополита Сергия исполнил актёр Юрий Цурило

Можно еще добавить, что ни один священник Псковской миссии не стал сотрудничать с немецкими спецслужбами, а кое-кто даже получил от советской власти медаль Великой Отечественной войны за помощь партизанам. Об этом:

Отрывок из прошедшей 9 октября 2020 г. онлайн-лекции К.П. Обозного "Псковская православная миссия на оккупированных территориях в 1941-1944 гг. Правда и вымыслы" (Мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое дело»)

Константин Петрович Обозный - к.и.н., специалист по церковной истории XX в. 

(только сегодня нашел этот ролик на ю-тюбе)

То есть эти люди по-тихому помогали советским партизанам.

Историю Псковской православной миссии многие специалисты называют "Вторым крещением Руси", когда истерзанный войной и большевизмом народ смог свободно исповедовать свою веру, крестить детей и воспитывать их в христианской вере в открывшихся школах при миссии.

(по-моему, в этой статье ее авторы сами не всегда понимают, где добро, а где зло)

В целом, говоря о политике Русской Православной Церкви в XX веке, можно возмутиться только поступком митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского Анастасия Грибановского (1863-1965), за его слова в Пасхальном послании 1942 г. в поддержку немецкого вторжения в СССР / Церковная жизнь. — 1942. — № 4. — С. 51. https://ru.wikipedia.org/wiki/Анастасий_(Грибановский), он тогда был архиереем РПЦЗ в Европе, где-то в Сербии. 

Непонятно, чем думал человек? Видимо, был очень ожесточен, тяжело переживая гонения на Церковь в СССР, желая коммунистической власти всего самого наихудшего. 

Это тот случай, когда негативные эмоции взяли верх над христианской совестью (ненависть к коммунизму оказалась сильнее любви к Родине, наподобие как у генерала Краснова), разум оказался в помрачении. Многим людям, особенно патриотам, было очень трудно соориентироваться в то время в политической ситуации, так как практически вся европейская пресса в 1930-е гг. положительно отзывалась о Гитлере и Третьем рейхе.

(к примеру, генералу Деникину в данной ситуации удалось сохранить трезвую голову)

Тут важно, целясь в террориста, не попасть в заложника, которым он прикрывается, то есть в народ и в Россию. 

А. И. Солженицын, будучи патриотом исторической России, всегда разграничивал между собой русское и советское, что часто смешивают на Западе либеральные политики, журналисты и др. представители общественности, стремясь возложить ответственность за появление большевицкого интернационализма и коммунизма на русский народ (хотя русские как раз больше всех пострадали от советской идеологии), об этом пишет профессор Литературного института им. А.М. Горького И. А. Есаулов в своей публикации «Оклеветанный народ» https://esaulov.net/blog/oklevetannyj-narod/

Николай Иванович Ульянов (1904 — 1985), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Постоянной историко-археологической комиссии при Академии наук в Ленинграде (1933-1936), доцент кафедры истории СССР Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ), преподаватель русской истории и литературы Йельского университета (1955):

«Запад любит советский коммунизм — создание своего духа, но ненавидит Россию историческую. От его первоначальной антисоветской идеологии ничего не осталось, она вся подменена идеологией антирусской. Ошеломляющая эпопея космических полетов приписывается не русскому гению, а победам коммунизма. Когда за границей гастролирует русский балет, в газетах можно прочесть выражения восторженной благодарности: «Spasibo, Nikita Sergeevich!»; но все коммунистические перевороты в Китае, в Индокитае, в Лаосе, в Индонезии единодушно относятся за счет «извечного русского империализма». Политические лозунги Запада зовут не к свержению большевизма, а к расчленению России. Нам приходится быть свидетелями триумфального шествия советского имени по всему свету и небывалого поношения имени русского. Ни в СССР, ни за границей нет ему заступников» 

(из доклада «Исторический опыт России» Нью-Йорк, 1962)

Полный текст: https://vtoraya-literatura.com/pdf/uljanov_istorichesky_opyt_rossii_1962_text.pdf

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded