echelpanov

Categories:

Свидетельства очевидцев о жизни в Советском Союзе

Часто приходится читать в соц. сетях: что вы знаете о жизни в Советском Союзе? О блокаде Ленинграда? О жизни простых советских людей? Вы тогда жили? 

Мол, слушают каких-то «булкохрустов» либо антисоветских либеральных псевдоисториков-грантоедов, которые очерняют жизнь в нашем прекрасном Советском Союзе. Как не стыдно? Мы все оттуда родом.

(повесть Е.А. Керсновской «Сколько стоит человек?», дневников Л.В. Шапориной, полного собрания дневников О.Ф. Берггольц они не читали. Как и роман Е.С. Гинцбург «Крутой маршрут»)

Попов И.С., Попов А.И. Ложь. Записки кулака. — М.: ИП Бурина А.В. («Традиция»), 2016 — 408 c.

…Некий чудак и поныне за правду воюет, —
Правда, в речах его правды — на ломаный грош:
— Чистая правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.

В.С. Высоцкий

Скачать: https://disk.yandex.ru/i/bgC-Dv7PWuHw0Q

Другое издание: https://azbyka.ru/fiction/lozh-zapiski-kulaka-aleksandr-popov-ivan-popov/

Елена Александровна Скрябина (урождённая Горсткина; 13 февраля 1906, Нижний Новгород, Российская империя — 1996, Айова-Сити, США) — мемуаристка, почетный доктор, профессор русской литературы в Университете Айовы.

«Дочь уездного предводителя дворянства, члена Государственной думы Александра Павловича Горсткина (1868—1920). Семья владела поместьем Оброчное в Лукояновском уезде Нижегородской губернии.

После революции её отец эмигрировал и затем умер в Париже, брат Павел погиб в Белой армии в Крыму, а Елена осталась в Нижнем Новгороде с матерью. В 1924 г. вышла замуж за Сергея Дмитриевича Скрябина (1895—1946), двоюродного брата композитора Скрябина, чей отец — Дмитрий Александрович Скрябин — был родным дядей композитора.»

Эмигрантские книги вчера в 16:00

Скрябина Е.А. Годы скитаний: Из дневника одной ленинградки — СПб, Издательство «Нева», 2005 — 320 с.

Дневник Елены Скрябиной долгое время находился в России под запретом. В нем описаны ужасающие картины начала ленинградской блокады, когда автор с двумя детьми и матерью провела в умирающем от голода и бомбежек Ленинграде с сентября 1941 по январь 1942 г.

Военный историк Юрий Лебедев писал так об этой книге: «Что привлекает в дневнике Е. Скрябиной, так это её дар несколькими строчками, как движением кисти художника, создать ясную и достоверную картину происходившего».

Блокадное время, эвакуация в Пятигорск, пребывание в немецких рабочих лагерях в Польше и Германии описаны в её «Ленинградском дневнике». После окончания войны Скрябина не вернулась домой. Страх перед сталинским режимом и стремление спасти себя и детей от возможных репрессий пересилили желание вернуться в Ленинград. В 50-е гг. она эмигрирует из Германии в США, где ей удаётся найти применение своему литературному дарованию. Скрябина становится профессором в одном из американских университетов и долгие годы преподаёт русскую литературу.

Скачать:

https://vk.com/emigrantbooks?z=photo-77265500_457300709%2Falbum-77265500_00%2Frev

Еще одна книга:

Скрябина Е.А. Это было в России — Лос-Анджелес: ALMANAC-Press, 1980

https://disk.yandex.ru/i/LwdbPf9XY5adcQ

Вольфганг Казак (1927-2003) — немецкий славист, литературовед и переводчик:

Без пафоса и без политических рассуждений Скрябина с абсолютной достоверностью повествует о 25 годах, проведённых при большевиках, и о 8 годах при немецком и французском оккупационном режиме. Ценность её книг заключается в человечной позитивности общего тона, причём обычная жизнь русских людей XX столетия воспроизведена убедительно и без жалоб.[1]

Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 384

«Для Запада Елена Скрябина стала летописцем ленинградской блокады. Автор известной книги «900 дней. Блокада Ленинграда» американский журналист Гаррисон Солсбери назвал ее дневник «памятником мужеству и выдержке русского народа» и отметил: «Прежде всего, это искренние и волнующие записи матери, самоотверженно борющейся за жизнь своих детей, отдавшей последние силы, чтобы отстоять эту жизнь в условиях голода, холода, произвола и смерти». 

https://www.mnogobook.ru/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/106482/fulltext.htm

Роберт Робинсон (англ. Robert Robinson, 22 июня 1906, Кингстон, Ямайка, Британская империя1994, Вашингтон, округ Колумбия, США) — американский и советский рабочий и инженер-механик, в возрасте 23 лет покинувший США ради высокооплачиваемой работы в Советском Союзе и чтобы не подвергаться более притеснениям по расовому признаку, депутат Московского совета депутатов трудящихся (Моссовета) в 1930-е годы, автор автобиографии о 44 годах жизни в СССР.

В своей биографии Роберт рассказал о тяготах жизни иностранца в Советской России: сталинских репрессиях, бытовом расизме, советской бюрократии, слежках спецслужб и др.

Робинсон Р. Чёрный о красных. 44 года в Советском Союзе. Автобиография черного американца / Пер. с англ. Г. Лапиной. — СПб. : Симпозиум, 2012. — 496 с. — ISBN 978-5-89091-447-7.

В эпоху индустриализации Советский Союз привлекал иностранных специалистов со всего мира. В 1930 году 23-летний Роберт Робинсон, единственный чернокожий рабочий завода Форда в Детройте, был приглашен в СССР на Сталинградский тракторный завод в рамках программы по обучению советских специалистов... СССР тогда предлагал зарплаты вдвое больше, чем можно было рассчитывать получить в охваченных Великой депрессией США.

За свой добросовестный труд и инновационные достижения товарищ Робинсон - беспартийный чернокожий американский гражданин и глубоко верующий человек - в 1934 г. был избран в депутаты Моссовета, не зная, чем это для него обернется. Разделив судьбу миллионов рабочих СССР, Роберт Робинсон пережил сталинские чистки, Великую Отечественную войну, вездесущий надзор КГБ и в полной мере хлебнул прелестей советской действительности. Он получил высшее инженерное образование, не вступил в партию, не завел близких друзей, не женился и не перестал мечтать выбраться. В 1974 году с помощью посла Уганды в Москве Робинсон в возрасте 67 лет получил визу и разрешение на отпуск в Кампале и больше в СССР не вернулся. В своей автобиографии, вышедшей в 1988 году, он описывает свою жизнь в стране, где "хорошие и честные люди умирают несчастными".

Из него так и не смогли сделать коммуниста: мешала твердая вера в Бога, она же помогла ему остаться отстраненным, трезвым, пусть иногда и наивным, наблюдателем огромного отрезка нашей повседневной жизни - от Сталина до Брежнева и Горбачева.

Издание 2016-го года: https://www.litmir.me/bd/?b=555797

«В СССР его выставляли как ширму, мол, вот, у нас все равны! А на самом деле все годы жизни за ним следили сотрудники НКВД, ему отказывали в выезде из страны на протяжении почти тридцати лет…

В США его ненавидели сначала за цвет кожи, потом за то, что он якобы хочет вернуться из СССР обратно в Америку и устроить в ней социалистическую революцию, называли коммунистом и врагом США, презирали за цвет кожи.

В итоге Роберт провел почти всю жизнь там, где жить не хотел.

В США его поняли и простили почти перед самой смертью.»

https://vinograd.us/robert-robinson-ja-tak-nikogda-i-ne-primirilsja-s-rasizmom-v-sovetskom-sojuze/

Современные коммунисты сравнивают Роберта Робинсона с Солженицыным (мол, Родина им все дала, а в ответ мы получили от них благодарность... «Неполживая афроамериканская правда эпохи перестройки» https://www.discred.ru/2020/07/14/chernyj-o-krasnyh-nepolzhivaya-afroamerikanskaya-pravda-epohi-perestrojki/), но Александр Исаевич критиковал порядки в Советском Союзе именно с позиции русского православного патриота, который всегда проводил четкую грань между русским и советским, что часто смешивают между собой на Западе либеральные политики, журналисты и др. представители общественности, стремясь возложить ответственность за коммунизм на русский народ (хотя русские как раз больше всех пострадали от советской идеологии), об этом пишет И. А. Есаулов в своей статье «Оклеветанный народ» https://esaulov.net/blog/oklevetannyj-narod/

Иван Андреевич Есаулов (род. 1960) — специалист в области теории литературы, поэтики, истории отечественной словесности, методологии гуманитарных исследований. Доктор филологических наук, профессор Литературного института им. А.М. Горького и директор Центра литературоведческих исследований РПУ.

Еще одна его статья от 30 апреля 2020.

https://zen.yandex.ru/media/id/5a7db0b04bf16140b018f812/sovetskaia-okkupaciia-rfii-i-kak-s-nei-borotsia-5ea9d3b07ec4dd6df469d867

(публикацией поделился 23 июля на своей странице ВК профессор А. Ю. Минаков)

Согласно воспоминаниям генерала-лейтенанта, кандидата ист. наук Л.П. Решетникова (и др. очевидцев), так наз. «советский народ» в РСФСР и УССР в своей массе в начале 1960-х гг. был настроен антисоветски. См.: https://web.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2752128035099548&id=100009071352615 

Решетников Леонид 30 апреля, 23:50  

«Посмотрел фильм "Дорогие товарищи". Хотя никогда не был поклонником таланта А.Кончаловского, признаю, что картина очень сильная. Времена эти хорошо помню, точные, правдивые образы получились  и партхозработников, и чекистов, и военных, и просто советских людей. Вся атмосфера тоже до боли знакома. До новочеркасских событий или после, сейчас точно не скажу, в Харьков приехал Хрущёв. А в городе уже с десяток дней перебои со снабжением молоком и молочными продуктами. Я с утра стою в очереди с алюминиевым бидончиком в ожидании возможного привоза молока. Лет 14-15 мне было. Часа три отстоял, ни молока, ни иформации. Пришла младшая сестра, подменила, а я сбегал домой, поел и вернулся в очередь. Народ в очереди ругается , поносит Хруща последними словами  , в основном женщины лет от тридцати до пятидесяти. Кто постарше молчат. Вдруг пошел слух, что через час Хрущёв будет выступать на центральной площади имени Дзержинского. Наиболее разъяренные двинулись на площадь, человек 15-20. Идти пешком было максимум полчаса. Я тоже решил пойти из-за любопытства, да и торчать у магазина второй день подряд надоело. Дело было летом, погода отличная. На площади перед величественным зданием обкома партии собрались люди, сейчас трудно сказать точно, но две-три сотни были. Видно, что  это не организованная масса, многие пришли с бидончиками, авоськами и хозяйственными сумками. В открытом окне второго этажа здания обкома стоял на штативе микрофон, но само окно закрыто белыми шторами. Периодически штора немного приоткрывалось и кто- то смотрел на толпу. А там народ поносил уже не только Хруща, Политбюро, "зажравшихся" харьковских руководителей, но даже советскую власть в целом. Через какое-то время человек в костюме и галстуке убрал микрофон и окно закрыли. Из стояшего в стороне милицейского газика вышел служивый и в мегафон попросил не нарушать общественный порядок и разойтись. Люди, позвякивая бидончиками, стали разбредаться в разные стороны. Я побежал в магазин, но там ситуация не изменилась. Молоко в бочке привезли на следующее утро. Надо сказать недовольных в Харькове во времена новочеркасского расстрела было много. Постоянно не хватало продуктов и товаров первой необходимости. Очереди обрыдли. "Воспитательная" и "разъяснительная" работа на заводах, в вузах и даже в школах лишь усиливала раздражение и наростающее недовольство. С ненавистью стали смотреть на пархозактив из-за информации, что он получает "продовольственные заказы" - колбасы, дефицитные консервы, алкоголь. Хотя на низшем, да и среднем уровне эти "заказы" ничего не решали, три-четыре раза в год на праздники. Конечно, было немало таких, кто фанатично или по неразвитости и глупости верили в социализм, как счастье для народа, некоторые говорили и о коммунизме, как о достижимом будущем. Однако большинство смотрело на них как на приспособленцев или идиотов. Когда я в 1965 г., поступив на завод, заговорил с мастером о строительстве светлого будущего, он улыбнулся и сказал , что у нас об этом не говорят,  только на собраниях, рабочим это не интересно. Мне понадобилось более десяти лет, чтобы к концу 70-х понять, что кризис и слом системы неизбежен и ещё лет семь для осмысления будущего пути. Так и в фильме главные герои сотрудница горкома партии и капитан КГБ, в 1962 г. чувствуют, что произошло что-то страшное, неукладывающееся в сознание , сохранивших человеческие качества, людей, но многолетняя марксистско-ленинская пропаганда, въевшаяся в мозг мешает осмыслить очевидные факты, свидетельствующие о порочности советской системы как таковой. Понадобятся годы, чтобы значительная часть наших людей , которая, как правило , честно, а нередко и самоотверженно, трудилась на благо СССР, поняла в какой капкан "социализма" попала страна. Поняла и отказала советской системе в поддержке. В результате всё рухнуло. Сейчас запели "песни о старом". Людей хорошо помнящих 50-60-е годы в активной жизни осталось крайне мало. Песни о лучшем в мире советском мороженном в основном поют комсомольские активисты 70-х -80- годов, ностальгируя по молодости и вводя в заблуждение нынешнюю молодёжь. Но молодость не вернуть, а окунуться в ту атмосферу, которая так ёмко показана в фильме, вряд ли кому захочется.»

Решетников Леонид Дмитрий Нежданов при сталине о серьёзных вещах старались вообще не говорить, а если иногда и говорили, то шёпотом. Мама уже в 70-е даже дома, когда я говорил о делах на работе, в стране перебивала и просила: тише, тише, услышат. Страх, вбитый сталинской системой остался в людях старшего поколения спустя десятилетия после смерти Джугашвили

Спрашивается, если историки Л.М. Млечин, О.В. Хлевнюк, В.М. Лавров, Л.П. Решетников, Б.С. Илизаров, В.П. Правдюк и др. все придумывают, фальсифицируют, наговаривают на советскую власть и сгущают краски, то что мешает историкам-коммунистам (такие вообще сегодня есть?) и сталинистам написать свои научные статьи в рецензируемых журналах, монографии в качестве опровержения? Действует какая-то цензура? Или они опасаются вступать в дискуссию, изначально зная о том, что не смогут ничего доказать? 

Пример того, насколько сильно современные российские школьные учебники зависимы от советской антимонархической трактовки истории: https://web.facebook.com/permalink.php?story_fbid=796857507883345&id=100026773092949

См. собрание мифов о «Вожде всех времен»: Научно-просветительская конференция «Сталинские чтения» в гостинице «Измайлово» — М.Л. Хазин, А.И. Фурсов, А.И. Колпакиди, В.Ю. Катасонов, М.Г. Делягин, Ю.Н. Жуков... (тут научные степени историков есть только у Фурсова и Жукова).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded