echelpanov

Category:

«Духовная основа русской словесности» / Лекция Александра Ужанкова (05.06.2021)

5 июня Казанскую православную духовную семинарию посетил доктор филологических наук, литератор и культуровед, проректор по научной деятельности МГИКа Александр Николаевич Ужанков.  

В духовной школе он прочитал лекцию «Духовная основа русской словесности».

Знаете, русская литература основаны святыми. По сути дела, это наша святоотеческая литература. Скажите, мы когда-нибудь об этом задумывались? Нет. Вы знаете, мы потрясающие не то чтобы Иваны, родства не помнящие, но мы как бы очень легкомысленно относимся к тому наследию, которое у нас имеется. Потому что это ведь святоотеческая русская словесность. Или литература, как хотите. Святоотеческая, то есть написанная святыми отцами. Скажите мне пожалуйста, какая еще литература в мiре основана святыми? Больше нет такой. Потому что ведь западноевропейская литература, она ведь начинается с античности. Эпоха Возрождения возвращает именно античность. И, я имею в виду эстетику античности. Эпоха классицизма, опять таки античные образцы. Поэтому и развиваться будет западноевропейская литература, в целом и культура по, в общем-то, в русле эвдемонии, достижении земного счастья, земного благополучия. Она больше радеет о земном. Русская же литература, русская словесность радеет о небесном. Она говорит о вечности. Это духовная словесность. Это сотериологическая словесность, как и в целом русская культура. Сотериология — учение о конце света и спасении души. Поэтому, если древнерусская словесность основана святыми, то какая тема будет этой древнерусской словесности? Тема спасения души, потому что что самое главное у человека? Это его душа, бессмертная душа. Мы должны помнить, что человек сотворен по образу и подобию Божию. И образ Божий в человеке — это его душа, а подобие — умение творить. Вот мы сегодня с вами посмотрим, как русские писатели XIX века, используя именно этот, это отношение, евангельское отношение к человеку, ну и в целом, конечно, библейское отношение к человеку, и, собственно, будут так относиться к нему. Человек — это икона Божия. В древний период они говорили о человеке с трепетом. И вот, когда мы это опять же таки понимаем, то тогда мы совершенно по-другому относимся к наследию, дошедшему до нас. Если это древнерусская словесность, если основная тема — спасение души, тогда мы и должны во всех памятниках древнерусской словесности отыскать эту тему. 
Вот в последнее время много говорят, что нам нужно отыскать русскую идею. Вот это вот словосочетание из двух слов, «русская идея», муссируется довольно-таки часто, и говорят: вот, мы должны придумать эту русскую идею. Потому что государство без идеи не может жить, мы не знаем, куда двигаться. Это же так очевидно. У каждого из нас, в принципе, есть определенная идея, которая вносит смысл в нашу жизнь. Для православного человека это спасение души, это понятно. Но а то, что какое место он займет в обществе, где он будет трудиться, это уже по сути дело второстепенное, по отношению к этой основной главной идее. Потому что нужно праведно провести свою жизнь и снискать венец небесный. И вот, когда мы это опять же таки понимаем, то тогда мы увидим в русской литературе (видите, я уже говорю «в русской литературе») как раз нравственный учебник этой жизни. Потому что русские писатели, в основе своей, до середины XIX века были людьми православными, это потом уже появятся разночинцы, это потом уже появятся всякие «измы», измышления и будет уже переформатировка сознания. Но русская идея, она формируется, оказывается, в первый юбилей Крещения Руси, то есть в «Слове о Законе и благодати». Знаете вы ее? Может быть, и знаете, просто не отдавали себе отчета в этом. Иларион, ведь, как вы помните, ставит вопрос о месте Руси, а потом мы можем сказать и шире, России, в контексте всей мiровой христианской истории. Да, это еще и религиозно-символическое мышление. Да, понятно, что основные аспекты развития человеческих обществ рассматривается через призму Священного Писания. Это совершенно очевидно. (...) Но с рождением Спасителя, с приходом в мiр Спасителя, интерес Илариона к ветхозаветной истории совершенно пропадает. Потому что в новое время, новую эпоху, Новый Завет должен быть избран новый народ. И смотрите, не ромеи, как себя называли византийцы, а именно русские. Я знаю одну единственную синонимическую пару в Древней Руси — русские и православные, которая взаимозаменяемая в текстах XI-XVI веков. Задумывались ли вы когда-нибудь на этом? Что, смотрите, основное население нашего Отечества, православное население, называет себя «крестьяне» или «христиане», то есть те, кто поклоняется Кресту или исповедует Христа. Назовите мне хотя бы еще один народ в мiре, который бы себя позиционировал именно так, по своему вероисповеданию. Нет больше ни одного народа. И получается тогда, что русская идея, подчеркиваю, русская идея, получается что это православная идея. Иларион как раз и говорит, что именно русским предназначено хранить Православие до Страшного Суда. Это и есть русская идея — сохранение Православия до Страшного Суда. Почему не ромеи, почему не византийцы? Потому что Иларион замечает: «Ибо придут новые римляне и разрушат Константинополь». Собственно, это происходит в 1204 году и окончательно пал Константинополь в 1453 году. Значит, святой Иларион, было у него откровение о будущем Византии и о будущем Руси? Да, конечно. Значит, он предвидел, как будут разворачиваться события? Да, конечно. Значит, он уже дал вектор направления развития нашего государства. Я своим студентам, и вообще на лекциях всегда говорю, что Россия созидалась верой, а разрушалась идеологией. Россия созидалась верой. Как мы только забывали об этом, так нас тут же постигало Божие наказание и Божии напасти. Это не я придумал, это летописцы, которые за пять столетий (то есть с XI по XV век), они все время отражали в летописях вот этот именно посыл, который мы видим у Илариона. (...) Понимаете, ничего случайного нет. В русской истории, хочу подчеркнуть, абсолютно ничего случайного нет. Все промыслительно. 

К сожалению, звук здесь очень тихий, если слушать с ноутбука (со смартфона вроде нормально). Лучше всего скачать это видео и программу QQ-player на русском языке, бесплатно с любого сайта, напр. https://soft.sibnet.ru/soft/36601-qq-player-4-6-2-1089/get/ и вставить запись лекции в данную программу, звук будет несколько громче. 

По-другому слушать очень сложно, нужно прислушиваться.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded