echelpanov

Category:

Интересные факты из жизни митрополита Никодима (Ротова)

15 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Фото - https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshiy-vizit-v-sankt-peterburgskuyu-mitropoliyu-liturgiya-v-aleksandro-nevskoy-lavre-litiya-na-mogile-mitropolita-nikodima-rotova-2019-10-15/
15 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Фото - https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshiy-vizit-v-sankt-peterburgskuyu-mitropoliyu-liturgiya-v-aleksandro-nevskoy-lavre-litiya-na-mogile-mitropolita-nikodima-rotova-2019-10-15/

Официальная, то есть экуменическая точка зрения состоит в том, что митрополит Никодим (Ротов) «вошел в историю РПЦ как  выдающийся иерарх ХХ столетия, воспитавший целую плеяду архиереев и священнослужителей, несущих ныне ответственные послушания в Православной Церкви по всему миру. Неоценимой заслугой митрополита Никодима можно считать широкое свидетельство о Православии по всему миру, совершаемое в условиях притеснений Русской Церкви со стороны советских властей» (...)

В 2018 году исполнилось ровно 40 лет со дня его смерти (5  сентября 1978  г.),  а в 2019 году – 90 лет со дня рождения (15 октября 1929 г.) (...)

И здесь, в дополнение к хорошо известным фактам и моментам из жизни Никодима, уместно напомнить и некоторые  характерные подробности (их приводит в своих воспоминаниях архимандрит Августин (Никитин), которого никоим образом нельзя обвинить в предвзятом  отношении к  своему духовному отцу (авве)). «…У владыки были хорошие личные отношения с раввином ленинградской хоральной синагоги; они тоже вместе должны были время от времени “бороться за мир”. Ежегодно, к  празднику еврейской пасхи, в епархиальное управление для владыки Никодима курьер из синагоги привозил мацу, а митрополит Никодим направлял в синагогу пасхальный кулич». Как это трогательно и умилительно, но это и есть предательское двоеверие экуменической ереси.

И правила Святых Апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отец говорят прямо противоположное: «Не должно  принимать от иудеев опресноки, или приобщаться нечестиям их» (Правило  38 Лаодикийского собора). За подобные действия «епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира <…> да будет извержен» (Правило 70 Святых Апостолов). И этих правил не отменить никому!  <…>

Продолжим: «Владыка благожелательно относился к католической общине в Ленинграде. По всем праздникам – на Рождество Христово и на Пасху в католический храм, что в Ковенском переулке, по благословению митрополита направлялся в качестве гостя представитель Ленинградской митрополии. Местный ксендз – отец Иосиф Павилонис – по приглашению Владыки ежегодно присутствовал за пасхальным богослужением в алтаре Николо-Богоявленского кафедрального собора и приглашался к Причастию Святых Христовых Тайн».

И далее: «В середине 1970-х годов в Ленинградской духовной академии литургику читал “приглашенный профессор” – отец Михаил Арранц (Рим, Руссикум, Общество Иисуса). И владыка Никодим смело пошел на это, несмотря на возможные упреки: православную литургику преподает католик!»

Но иезуит не был бы самим собой: «Как-то отец Михаил провел “идеологическую диверсию” – привез из Рима “пособия” – несколько  чемоданов русского издания чина мессы – “Божественной литургии римского обряда”. Книги сложили в библиотеке, где они заняли много места и в без того перегруженных фондах. Было решено “разгрузить” помещение, и миссалы, в числе прочих книг, стали вручаться выпускникам Академии  – “на молитвенную память”». Эти католические плевелы вскоре принесли обильный урожай на Украине в виде воссозданного униатства.

Не менее красочный портрет Ротова изобразил еще один его ученик – греко-католик Михаил Гаврилов. В своих воспоминаниях он пишет: «Митрополит Никодим был человеком, не то что раздвоенным, а даже растроенным. В его лице было как бы три человека:

– Никодим как православный митрополит легально-внешний;

– Никодим как патриот советского государства легально-внешний;

– Никодим как убежденный католик подпольно-внутренний.

Никодим как православный митрополит официально выступал от имени Русской Православной Церкви во всех богословских диалогах, проповедях и  богослужениях.

Никодим как патриот СССР и гражданин этого государства представлял его интересы, когда выезжал заграницу, а также в отношениях Русской Православной Церкви с представителями государства. Доказательством этого  искреннего патриотизма было его сотрудничество с органами КГБ. Когда, как и каким образом это сотрудничество его началось, митрополит не рассказывал. Об этом можно только догадываться, исследуя его биографию или архив КГБ, когда будет такая возможность.

Никодим как католик по убеждениям и, вероятно, католический епископ вынужден был скрывать дорогие его сердцу взгляды, и высказывал их только в узком кругу людей, которым он доверял».

…Можно подводить определенный итог.

Смерть этого человека была не просто символичной, но  прямо  показательной по словам Господа: «В чем застану, в том и сужу». И  показательной настолько, что официальные создатели его «культа личности» вынуждены теперь писать о ней предельно скупо и обтекаемо. «Скончался он 5 сентября 1978 года за пределами своей Родины во время исполнения им церковного послушания, порученного ему священноначалием нашей Церкви». И ни слова о Риме, и ни полслова о папе, к которому Ротов торопился на поклон. Как-то так!

П. Васильев-Ефремов

Источник:

«Православный крест», № 19 (235)  1 октября 2019 г.

http://www.pkrest.ru/235/235-8.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded