echelpanov

Categories:

Гламур как культурный концепт и философия повседневности

Премьера художественного фильма реж. В. Л. Гинзбурга «Ампир V» в РФ состоится 25 ноября 2021 г. 

Официальный сайт https://ampir-v.ru

Empire «V». Повесть о настоящем сверхчеловеке (2006) — восьмой роман [писателя-постмодерниста] Виктора Пелевина.

Роман вышел 2 ноября 2006 года.

Формально действие «Empire V» происходит в наше время, а главному герою, от имени которого ведётся повествование, около 20 лет. Особое место в пространстве «Empire V» занимают корпорации («Пятая империя») и корпоративная культура.

Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

(Корпоративная культура: Учебное пособие / Автор-сост. И.Н.Кузнецов. Мн., 2006. http://pdf.kamunikat.org/25491-1.pdf)

Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение».

Марина Юрьевна Рябова — доктор филологических наук, профессор, член-корр. Сибирской Академии наук Высшей школы (САН ВШ), заведующая кафедрой переводоведения и лингвистики Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета. Научный руководитель на сайте студенческого журнала sibac.info.

«Анализируя функционирование слова «гламур», профессор М. Ю. Кронгауз справедливо отмечает: (...) “В гламурных текстах совершенно особую роль играют оценочные слова, прежде всего прилагательные и наречия. Понятно, что в этом дивном, волшебном мире все не просто хорошо, все очень хорошо, а язык немножко смахивает на крикливого торговца, который все нахваливает свой товар”. “Таким образом, происходит. девальвация смысла этого слова, осталась только положительная оценка: дорогой и, следовательно, качественный. Впрочем, язык не стоит на месте” [5, с. 26 - 31]. Отмеченная М. Кронгаузом идеологическая перегруженность гламурного языка прямо связана с тем, что сам гламур показал себя не просто как мода, а как некое настроение общества потребления, его мировоззрение, его “официальная идеология”.

Таким образом, философия гламура устойчиво коррелирует с культурой повседневности как один из ее непременных атрибутов и характеристик. При этом философия гламура одновременно выступает как механизм всеобщей стратегии манипулирования в обществе потребления. Аргументируя порочность глянцевой идеологии потребления, А. Гордон подчеркивает недопустимость социальной дискриминации и ограничения свободы самовыражения, выступая не столько против самого классового неравенства, сколько против права «гламурной элиты» навязывать свою философию всему обществу в качестве основной системы ценностей, против подстегивания демонстративного потребления, создающего искусственные знаки статусных различий. “Главная обманка и заблуждение в чем? В том, что вы создали некий орден, который отличен тайными знаками. “Шанель”, “Версаче”. если ты заработаешь на “Версаче”, ты в клуб попадешь” [2].

Следует отметить, что культурный концепт «гламур» стал ключевой идеологемой художественного творчества, о чем свидетельствует, например, роман Виктора Пелевина «Ампир В». Писатель с блеском, достойным самого гламурного рассказа, развенчивает философию гламура современного общества потребления, как отражение культуры повседневности, саркастически-презрительно противопоставляя гламур, воплощающий бездуховность и антидуховность, истинным гуманистическим ценностям жизни. Пелевин пишет: «гламур - это дискурс тела. А дискурс - это гламур духа» [9, с. 60]; «Идеологией анонимной диктатуры является гламур» [9, с. 68]. Обоснование «идеологичности» гламура представлено в речи персонажа: «Гламур можно считать идеологией, поскольку это ответ на вопрос «во имя чего все это было». «- Что «все это»? -Возьми учебник истории и перечитай оглавление» [9, с. 69]. Таким образом, в романе «Ампир В» гламур представляется идеологией, навязывающей представление о том, что вся история человечества творилась во имя грядущего стремления к богатству, роскоши, внешней привлекательности.

В творчестве В. Пелевина художественный концепт «гламур» включает смысл «образ жизни, специфический способ существования», причем образ жизни, сутью которого является потребление: «cловом «lovemarks» в гламуре называют торговые марки, к которым человек прирастает всем сердцем.» [9, с. 75]. «Прирастание всем сердцем» к торговым маркам, а не к людям или к духовным ценностям, относится к оценочному слою концепта - естественно, отрицательного. «Гламур» - по Пелевину - это специфическое искусство, «искусство обмана, маскировки и контроля». «Гламур и дискурс - это два главных искусства, в которых должен совершенствоваться вампир. Их сущностью являются маскировка и контроль» [выделено мной — Е. Ч.] [9, с. 57]. «А как тогда сформулировать главную идеологему гламура? - Очень просто - сказал Иегова. - Переодевание. только понимать его надо широко» [9, с. 69]. «Но это обещание чуда маскирует полное отсутствие чудесного в жизни. Переодевание и маскировка - не только технология, но и единственное реальное содержание гламура» [9, с. 69 - 70]. В этом отношении гламур неисчерпаем: «Итак, гламур так же неисчерпаем, как дискурс» [9, с. 87]. «А дискурс. - это сублимация гламура» [9, с. 59]. «Поэтому мы говорим, что дискурс есть разновидность гламура, а гламур есть разновидность дискурса» [9, с. 69].

Дискурс - это гламур духа. На стыке этих понятий возникает вся современная культура [9, с. 60]. В то же время гламур - это антикультура, определенный способ существования, в сущности, культуру отрицающий («.литература была самой далекой от гламура областью, какую я только мог представить» [9, с. 70]) и связанный прежде всего с материальной сферой жизни: «Гламур движет вперед экономику» [9, с. 91]. Благодаря подобным противоречиям концепт «гламур» представляется как своеобразный парадокс, причем подобное восприятие создается и за счет того, что он представляется автором в виде оксюморона - как источник «бессодержательного смысла слов».

Концепт «гламур» в романе включает и содержательный элемент - «средство унижения человека и человечества»: «Цель гламура в том, чтобы жизнь человека проходила в облаке позора и презрения к себе . Гламур и дискурс погружают своих потребителей в убожество, идиотизм и нищету» [9, с. 91].

В качестве значимой смысловой составляющей концепта «гламур» преподносится его понимание как ответа на все вопросы, следовательно, своеобразной философии, онтологии, объяснения сути бытия, причем многоаспектной, всеохватывающей: «Гламур так же неисчерпаем, как дискурс» [9, с. 87]. Таким образом, сущность гламурной философии декларируется средствами дискурса, и в основе стратегии гламуризации лежит идеологема сокрытия и дефамации [нет такого слова, есть только термин диффамация — Е. Ч.]

С точки зрения философии культуры явление всеобщей гламуризации современного общества объясняется в теории симулякров (от фр. simulacre - изображение, подобие, видимость) - термин философии постмодернизма для обозначения средств фиксации опыта, располагающихся акцентированно вне категориальнопонятийного ряда [8, с. 550]. Симулякр - это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности. По мнению Дмитрия Карпенко, гламур сегодня главное орудие масс-медиа для формирования и навязывание определенной точки зрения. Посредством гламура и дискурса масс-медиа создают симулякры. Симулякр - образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Создание симулякров один из наиболее мощных способов воздействия на аудиторию, благодаря чему СМИ пытаются убедить в том, чего никогда не было, заставить поверить в то, что на самом деле не существует. Но для того, чтобы отличить оригинал от подделки, нужно пытаться прилагать хотя бы минимум усилий, начав с того, чтобы не бездумно воспринимать весь нахлынувший поток дискурса, упакованного в красочный гламур, и для начала задаваться простым, но очень важным вопросом: «А что бы это все могло значить?» [3].»

— ЖУРНАЛ Вестник Кемеровского государственного университета 2014 (ВАК)

Полный текст — https://cyberleninka.ru/article/n/glamur-kak-kulturnyy-kontsept-i-filosofiya-povsednevnosti

Отдельная тема — это второй смысловой ряд в произведениях Пелевина, напоминающих гипертекст наподобие «Матрицы» и «Мастера и Маргариты», что подробно разбирали в своих лекциях канд. филос. наук, кандидат богословия А. В. Кураев и док. филол. наук, профессор Сретенской духовной семинарии А. Н. Ужанков.

К примеру, имя главного героя Рома — это латинское написание города «Рим» (Roma), древней столицы Римской империи на территории современной Италии. Москву с XVI века также принято называть «Третьем Римом».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded