echelpanov

Category:

Нет пророка в своем отечестве (Мф. 13:57)

Как в обыденной жизни люди не замечают красоты.

Cтанция метро L'Enfant Plaza. Время: 7:51 утра, пятница 12 января 2007 года. 

Л'Энфант плаза (англ. L'Enfant Plaza) — подземная пересадочная станция Вашингтонгского метро (WMATA) на Синей, Оранжевой, Жёлтой, Зелёной и Серебряной линиях. Станция расположена в Юго-Западном квадранте Вашингтона с выходами: в торговом центре Л'Энфант плаза на пересечении 9-й улицы и Ди-стрит, на Ди-стрит между 6-й и 7-й улицами, на пересечении Мэриленд-авеню и 7-й улицы. Поблизости расположены Л'Энфант плаза, Национальная аллея, музеи Смитсоновского университета, Федеральное управление гражданской авиации, Почтовая служба. Пассажиропоток — 6.524 млн. (на 2011 год) - Википедия
Л'Энфант плаза (англ. L'Enfant Plaza) — подземная пересадочная станция Вашингтонгского метро (WMATA) на Синей, Оранжевой, Жёлтой, Зелёной и Серебряной линиях. Станция расположена в Юго-Западном квадранте Вашингтона с выходами: в торговом центре Л'Энфант плаза на пересечении 9-й улицы и Ди-стрит, на Ди-стрит между 6-й и 7-й улицами, на пересечении Мэриленд-авеню и 7-й улицы. Поблизости расположены Л'Энфант плаза, Национальная аллея, музеи Смитсоновского университета, Федеральное управление гражданской авиации, Почтовая служба. Пассажиропоток — 6.524 млн. (на 2011 год) - Википедия

Человек стоял на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным январским утром. Он играл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу.

Три минуты прошло, и мужчина средних лет заметил музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам.

Минуту спустя скрипач получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла.

Через несколько минут, кто-то прислонился к стене, чтобы послушать его, но посмотрев на часы убежал. Скорее всего, он опаздывал на работу.

Тот, кто обратил больше всего внимания — 3-х летний мальчик. Но его мать утащила его за собой. Так же себя повели и несколько других детей. Но все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше.

За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около двадцати дали ему денег, он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.

Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания.

Никто не знал того, что скрипачом был Джошуа Белл, один из самых талантливых музыкантов в мире. Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных, на скрипке стоимостью 3, 5 миллиона долларов.

За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места составляла в среднем $100.

Проект «Джошуа Белл играет инкогнито в метро» был организован газетой Washington Post, как часть социального эксперимента, о восприятии, вкусе и приоритете людей.

Задача эксперимента была в следующем:

  • В обычной среде, в неподходящий час можем ли мы воспринимать красоту? 
  • Как мы реагируем и что делаем чтобы понять это?
  • Признаем ли мы талант в неожиданной обстановке?

Один из возможных выводов из этого опыта может быть: 

Если мы не находим одну минуту, чтобы остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, который играет лучшую музыку из когда-либо написанных, как много важного в этой жизни мы способны не заметить?

Источник:

Джошуа Белл (Блумингтон, штат Индиана) — американский скрипач, имеет награды: премия «Грэмми» за лучшее инструментальное сольное исполнение, Премия «Грэмми» за лучший дизайн.

Итак, на протяжении 43 минут Белл играл в вестибюле станции метро в Вашингтоне под видом обычного уличного музыканта на скрипке Gibson ex-Huberman работы Антонио Страдивари 1713 года. Из тысячи человек, проходивших мимо, лишь один узнал его в лицо и лишь на пять или шесть он произвёл особое впечатление. При этом Белл заработал всего 32 доллара. Этот  эксперимент был отражён в развёрнутом очерке известного журналиста Джина Вайнгартена, размышлявшего на этом примере о природе прекрасного и о его месте в жизни современного человека. См.: https://www.washingtonpost.com/lifestyle/magazine/pearls-before-breakfast-can-one-of-the-nations-great-musicians-cut-through-the-fog-of-a-dc-rush-hour-lets-find-out/2014/09/23/8a6d46da-4331-11e4-b47c-f5889e061e5f_story.html

Так что же произошло на станции L'Enfant Plaza? Спросим эксперта.

Мы задали вопрос Леонарду Слаткину, музыкальному директору Национального симфонического оркестра. Что, по его мнению, могло случиться - гипотетически - если бы один из величайших скрипачей мира выступил инкогнито перед тысячью спешащих горожан? - Допустим, его не узнали и приняли за одного из уличных музыкантов. Все-таки, едва ли его совсем не заметят… В Европе, конечно, он привлек бы больше слушателей … Ну, скажем, из тысячи человек 35-40 обратят внимание на то, как он хорошо  играет, а 75-100 остановятся, чтобы послушать. - То есть, толпу он соберет? - Да, конечно. - А сколько денег ему дадут? - Долларов 150. -  Спасибо, маэстро. Но это был не гипотетический вопрос. Это произошло на  самом деле. - То есть? Кто был этим музыкантом? - Джошуа Белл. - НЕТ!!!

Джошуа Белл начинал как вундеркинд, а в 39 лет он уже давно виртуоз  мирового масштаба. За три дня до выступления в вашингтонском метро он  играл в Бостоне, где собрал полный зал, хотя приличные места там стоили  около ста долларов. Три недели спустя он дал другой концерт - в Стратморе. Аудитория была столь деликатна, что никто не кашлянул до перерыва между частями произведений. Но в ту январскую пятницу Джошуа Белл оказался одним из попрошаек, что ищут внимания занятых людей,  спешащих на работу.

… Белл играл в полную силу… Только через три минуты после начала его  концерта хоть что-то произошло. Мужчина средних лет замедлил шаг и  обернулся в сторону музыканта. Еще через тридцать секунд женщина  опустила купюру в футляр. Через шесть минут кто-то остановился. За 45  минут выступления семь человек задержались, чтобы послушать музыканта.  27 бросили ему деньги, и почти все сделали это на бегу. Итого - 32  доллара с мелочью. Остальные 1070 прошли мимо. Нет, господин Слаткин, толпа не собралась, ни на одну секунду…

Джошуа Белл. Фото - https://russiaartnews.com/news/inframe/dzhoshua-bell--daet-kontsert-v-moskve
Джошуа Белл. Фото - https://russiaartnews.com/news/inframe/dzhoshua-bell--daet-kontsert-v-moskve

Если великий музыкант играет великую музыку, но ее никто не слышит …  Действительно ли он так хорош? Это - старый философский спор о природе  красоты. Можно ли ее измерить (Готфрид Лейбниц)? Или это лишь мнение  (Дэвид Юм)? Или это сумма того и другого, пропущенная через  непосредственное восприятие наблюдателя (Иммануил Кант)? Нам ближе  версия Канта: она кажется самой верной и более всего подходящей к случаю  Белла.

Сам Белл рассказывал, смеясь, как его поразило, что люди его игнорируют.  "В концертном зале меня может расстроить кашель кого-то из слушателей  или сигнал сотового телефона… Но здесь мне пришлось ловить любые знаки  внимания… Я был странно польщен, когда кто-то положил в футляр купюру, а  не монеты". И это говорит человек, который может получить тысячу  долларов в минуту… "Когда я играю перед аудиторией в концертном зале,  мне не надо добиваться признания. Но здесь я стал опасаться: "Что, если я  им не нравлюсь? Что, если их возмущает мое присутствие?".

Он оказался, попросту говоря, "искусством без рамы".

Марк Лейтхаузер держал в руках больше великих произведений искусства,  чем любой из королей, пап или членов семейства Медичи. Старший куратор  Национальной галереи искусств, он занимается оформлением полотен.  Лейтхаузер уверен, что понимает суть произошедшего с Беллом в метро.  "Допустим, я вынул из рамы классический шедевр абстракционизма, скажем,  работу Эллсворта Келли. Картина стоит пять миллионов. Я принес ее в  ресторан, где собираются трудолюбивые ребята из Коркоран-Скул  [единственный в Вашингтоне вуз, ориентированный на искусство и дизайн. -  Прим. Lenta.ru], и повесил на стену с ценником "150 долларов". Никто не  заметит эту картину. В лучшем случае, какой-нибудь куратор скажет: "О,  похоже на Эллсворта Келли. Передайте, пожалуйста, соль".

… Посмотрим еще раз на видеозапись выступления. Вот он, первый человек,  остановившийся послушать музыку: белый мужчина чуть за тридцать, в  полотняных брюках, кожаном пальто, с портфелем. Он - Джон Дэвид  Мортенсен - работает в министерстве энергетики и спешит в офис к началу  скучного рабочего дня. На пленке видно, что он не просто остановился:  сначала он прошел мимо, а потом, сверившись с часами в сотовом телефоне,  вернулся и посвятил Беллу три минуты. Мортенсен, в жизни не слушавший  классической музыки, проходил мимо Белла тогда, когда тот исполнял  знаменитую чакону Баха из партиты ре минор для скрипки соло, и застал  переход минорной тональности в мажорную… "Я ничего не знаю о  тональностях, но от этой музыки на меня снизошел мир", - припомнил  менеджер, когда его спросили, почему он остановился в переходе…

Внимательный просмотр записи импровизированного концерта привел нас к  выводу, что игнорировали музыканта все категории пешеходов независимо от  пола, расы и возраста. Единственное исключение - дети. Все до единого,  они пытались остановиться и послушать музыку, и всех до единого за руку  уводили родители.

… Культурным героем дня 12 января оказался невысокий лысеющий мужчина по  имени Джон Пикарелло, слушавший Белла целых девять минут. - Вы никогда не видели музыкантов на станции L'Enfant Plaza? - Таких - нет. - Что вы хотите сказать? - Это был феноменальный скрипач. Никогда не слышал  никого, кто играл бы так профессионально. Технически очень грамотно, с  отличной фразировкой. И инструмент у него был замечательный, с роскошным  звуком. Я слушал его издалека, чтобы не вторгаться в его пространство.

… Выяснилось, что поклонник Белла не узнал своего кумира. В юности  Пикарелло учился игре на скрипке, но бросил, поняв, что его возможности  ограничены. Сейчас он работает в почтовом ведомстве. В футляр Джошуа  Белла он положил скромные пять долларов и, смущенный, быстро скрылся...

Стейси Фурукава, сотрудница демографического отдела в министерстве  торговли, приехала на станцию L'Enfant Plaza под занавес. За три недели  до эксперимента The Washington Post она побывала на бесплатном концерте  Джошуа Белла в Библиотеке Конгресса. И вот она увидела его снова -  виртуоза с мировым именем, играющего ради денег. Она не поняла в чем  дело, но решила, что ни за что не пропустит такое событие. Улыбаясь, она  встала в трех метрах от музыканта и не покинула своего места до конца  выступления. "Это было самое поразительное зрелище, виденное мною в  Вашингтоне: Джошуа Белл играет посреди часа пик, а люди не  останавливаются и бегут дальше, не глядя, и некоторые бросают ему  четвертаки! Четвертаки! Боже мой, в каком городе я живу, как такое может  быть?". По окончании концерта Стейси Фурукава представилась Беллу и  положила двадцать долларов в его футляр…

К 10 апреля 2007 года Белл, неудачник L'Enfant Plaza и лучший  классический скрипач Америки, вернется в Штаты из Европы, чтобы получить  престижную филармоническую премию Avery Fisher Prize.

Источник: https://scisne.net/t-3824

Это гении. Можно только догадываться, как чувствуют себя святые среди грешных людей, ведь смирение перед Богом и людьми — величайшая из добродетелей. Поэтому и древние иудеи не признали в Христе Спасителя мiра, принимая Его просто за еще одного талантливого странствующего проповедника, носителя уважаемого статуса «сын плотника». Какое чудо может быть здесь, рядом с нами? Что за сказки вы нам рассказываете, здесь по определению не может быть ничего особенного. Приходит ли пророк из Галилеи?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded