echelpanov

Categories:

Первоиерарх РПЦЗ о "советской церкви" при Сталине, Хрущеве, Брежневе

Аудиозапись голоса Владыки Филарета:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=8EdXHI_uYY8

Что такое «советская церковь»? О. Архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление «советской церкви», которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря. Эта лже-церковь  дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта  грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять её может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: «под свою анафему падоша!» Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис… Признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати.

из письма протоиерею Виктору (Потапову) 26 июня / 9 июля 1980 года. Цит. по: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-126.htm

Меня крестили в конце перестройки в СССР, так что думаю, что (вероятно) Христос, Богородица, Божия благодать всегда присутствовали в Московской Патриархии и никогда из нее не уходили, вопреки объективным сомнениям, которые высказывал при жизни достопочтенный митрополит Филарет (Вознесенский). Слава Богу, что в начале 2000-х произошло долгожданное воссоединение двух ветвей Русской Православной Церкви усилиями Патриарха Алексия, митрополита Кирилла, президента Путина... Но вот, сейчас мы читаем мнение этого уважаемого в церковной среде архиерея, ныне почивающего в нетлении, где он также ссылается на завещание митрополита Анастасия (Грибановского), призывающего православных верующих заграницей не иметь с советской церковью никакого общения, не только молитвенного, но и бытового... Из-за подобных высказываний такие православные (вроде бы) патриоты крайне правых взглядов, как М. В. Назаров (которого некоторые подозревают в связях с американской разведкой), выступали резко против воссоединения. Возникает логичный вопрос: должны ли были архиереи МП РПЦ, прежде чем воссоединяться с РПЦЗ, публично покаяться за принятие декларации митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году и в своем последующем сотрудничестве с органами советской власти? Никто же не будет оспаривать авторитета митрополита Филарета, сравнимого по пастырской харизме лишь с такими церковными светильниками, как Антоний Сурожский, Иоанн Снычев... Получается, что его мнение было проигнорировано.

+ + +

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом. 

Георгий Николаевич Вознесенский родился в Курске 22 марта 1903 г. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был епископом и в 1947 г. был репатриирован в СССР, где и скончался.

Семья владыки митрополита в 1909 г. переехала в Благовещенск – на  Амуре, где он в 1920 г. окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с  семьёй в Харбин, он поступил в русско-китайский политехнический институт  и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 г. В 1931 г.  он окончил Пастырско-богословские курсы, переименованные затем как  Богословский факультет, при институте св. князя Владимира. На нём он потом был преподавателем Нового Завета, Пастырского Богословия и Гомилетики. Рукоположенный в 1930 г. в сан диакона, он в 1931 г. был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен в иеромонаха. В 1933 г. владыка Филарет был возведён в сан игумена, а в 1937 г. – в сан архимандрита. (...)

Ознакомившись с номером «Журнала Московской Патриархии», в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Бесстрашное обличение богоборцев коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, поджегши его келью. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.

Всячески ограждая свою паству, он, по его выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву – молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви, митрополитом Анастасием, пренебрегая опасностью, с которой это было связано.

Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для  него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. Архиерейскому Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен. В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда  архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих  бывших пасомых, стал епископом Брисбенским.

На Соборе 1964 г., на котором митрополит Анастасий ушел на покой, Первоиерархом был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, архиепископа Саввы, его викарий, епископ Филарет. Собор судил ему быть новым Первоиерархом Зарубежной Церкви, и это бремя он нёс в течение 21  года.

Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остаётся посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины… Великая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намёка на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию  «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей  ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мирян вполне осознали серьёзность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые».

— иеромонах Серафим (Роуз)

Как раз почти посередине этого времени первосвятительства был созван третий Всезарубежный Собор. Особенно запомнятся нашим верующим четыре прославления угодников Божиих, бывшие в это двадцатилетие: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, святой блаженной Ксении и святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Неоднократно наш Первоиерарх обращался с вразумляющими посланиями к  главам других церквей, и к его голосу прислушивались некоторые из  иерархов. Владыка митрополит был замечательным проповедником.

Глубокая вера, пламенная молитва,  доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный  мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины – вот характерные  черты нашего Первоиерарха владыки митрополита Филарета. На протяжении  всего своего служения владыка исповедовал в нашем отечестве истинность и непорочность Катакомбной Церкви и не признавал Московскую патриархию Церковью-Матерью.

Владыка преставился ко Господу 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила.

Мощи митрополита Филарета Вознесенского
Мощи митрополита Филарета Вознесенского

В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с  крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем  Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу,  то мощи святителя оказались нетленны – были светлого цвета; полностью  сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие, грамота  с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего,  были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто  тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки  находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении...

После Божественной литургии 21 ноября, архиепископ Лавр призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божия относительно почитания его в лике святых... После Литургии была совершена панихида, а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место.

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

Его многочисленные почитатели составляют службу почившему Первоиерарху...

Источник: архиепископ Нафанаил (Львов). Очерк ранних лет жизни нашего Первосвятителя, митрополита Филарета Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznesenskij/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded