echelpanov

Category:

К истории возникновения лозунга "Православие или смерть" (1)

«Отношение высших официальных лиц РПЦ к лозунгу «Православие или смерть» двояко. С одной стороны, они не раз прямо осуждали его. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди, произнесенной 8 марта 2009 года в храме Христа Спасителя в присутствии представителей Антиохийской и Александрийской Православных Церквей, сказал: 

Никогда Господь не говорил: «Мое учение или смерть». Ни один апостол не говорил: «православие или смерть». Потому что православие – это жизнь вечная, это радость во Святом Духе, это радость жизни; смерть же – это тлен, это результат грехопадения и дьявольского действа. И сейчас у нас появляются время от времени лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: «Православие или смерть». В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит дьявольский огонь гордыни, стремление к власти, к разрушению церковного единства. 

С другой стороны, спустя две недели после той проповеди Патриарх удостаивает высокой церковной награды игумена Сергия (Рыбко), известного миссионера, в чьем непосредственном окружении немало тех, кто носит на публике футболку с этим самым лозунгом, – и представитель Союза православных хоругвеносцев Юрий Агещев, и известные рок-музыканты Константин Кинчев и Стас Бартенев, на концертах которых игумен произносит проповеди. Уже после передачи прокуратурой дела в суд Кинчев и вся возглавляемая им группа «Алиса» вышли на сцену на концерте в Петербурге 25 июля в таких футболках. На следующий день Священный Синод включил рок-музыканта в Патриарший Совет по культуре. 

Чтобы понять разницу в подходах руководства РПЦ к одному и тому же лозунгу, надо взглянуть на его историю.» (Цит. по: http://www.ng.ru/ng_religii/2010-08-04/4_wing.html)

Фото - http://www.logoslovo.ru/media/all_3_2_924/section_27_1_2_6/item_48702/
Фото - http://www.logoslovo.ru/media/all_3_2_924/section_27_1_2_6/item_48702/

Лозунг «Православие или смерть» весьма популярен в современном православном мире. Тем не менее, чаще всего в эти понятия вкладывается разный смысл. А что если взглянуть на лозунг «Православие или смерть» с точки зрения афонских монахов?

Вы наверное удивитесь, узнав, что этот лозунг отнюдь не принадлежит зилотам монастыря Есфигмен, хотя он, действительно, берет начало из Греции. Дело в том, что лозунг «Православие или смерть» был выдвинут греками во время турецкой оккупации. Тогда многие исповедники добровольно принимали мучениченическую смерть. Даже на Афоне  некоторые монахи брали благословение старца и отправлялись в  Констатинополь, чтобы исповедать свою Веру и умереть за Христа.

Однако турки не воевали против Православия. Напротив, они были очень терпимы и предоставили Церкви невиданную для того времени свободу. Поэтому лозунг «Православие или смерть» никогда не был лозунгом Церкви. В то время лозунг «Православие или смерть» обычно брали на вооружение единичные исповедники Веры.

Тем не менее, в истории Афона можно выделить два ключевых момента, в которых лозунг ««Православие или смерть» был реализован целыми монастырями.

Первое событие – разгром имяславского  движения в Русском Монастыре на Афоне. В соответствии с предписанием Святейшего Синода, 4 июня 1913 года военный корабль «Донец» доставил архиепископа Вологодского Никона Рождественского и профессора Троицкого на Афон с целью «усмирения монашеского бунта. Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов 661 записали себя имяборцами, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными. Это официальная статистика. Впрочем,  покалечено и вывезено с Афона было гораздо больше монахов.

В течение июня архиепископ Никон "вёл  переговоры" с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу. Не будем вдаваться в подробности, лишь заметим, что архиепископ Никон не имел богословского образования, поэтому его тактика сводилась к запугиванию монахов, доходившему до хулы. В результате произошло событие, названное историками – усмирение «монашеского бунта», а позднее названное разгром русского монашества на Балканах.

Мало кто знает, что и Синод, и Император были против подавления силой того недоразумения, которое впоследствии назовут «монашеским бунтом». И совсем осталось незамеченной роль архиеп. Антония (Храповицкого). Ведь именно он убедил Синод в необходимости  немедленной расправы и таким образом повлиял на Императора. Именно ему  принадлежит идея «убедить монахов порохом», именно он доказывал, что  никакой диалог с монахами невозможен и не нужен. Зачем диалог, если есть солдаты?! Раз монахи выдвинули лозунг «Православие или смерть» - пусть попробуют пороха…. Таким образом, именно архиеп. Антония (Храповицкого)  правильно считать главным действующим лицом расправы. Причем, если вспомнить о положении архиеп. Антония (Храповицкого) в Цекви, то можно без преувеличения сказать, что он в то время занимал место русского Патриарха.

Второе событие – конфликт в монастыре Есфигмен. Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Вселенский престол официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции. В декабре 2006 года произошло столкновение. А в июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. Между тем, официальные сведения, поступившие в русскую печать – половинчаты. Впрочем, мы к этому уже привыкли.

В греческой печати сообщались многие  интересные подробности. Оказывается, последний раз, в 2008 году, полиция была стянута к Есфигмену… по требованию Вселенского патриарха. Вселенский патриарх обратился к правительству Греции с требованием изгнать мятежное братство с Афона. В качестве вежливого ответа была стянута к монастырю полиция, которая не предпринимала никаких действий. И все же официально патриарх получил совершенно определенный ответ:  гражданская власть не считает себя вправе вмешиваться в церковные дела и  нарушать суверенитет законов Афона.

Обратите внимание. Здесь мы встречаем уже нечто знакомое: при появлении лозунга ««Православие или смерть» церковная власть обращается к гражданской с просьбой решить церковный  конфликт «с помощью пороха». Но как отличается ответ гражданской власти в обоих случаях! В Русской традиции – уничтожить людей, «нет человека – нет проблемы», в греческой – вежливое напоминание о том, что Церковь и государство имеют разные цели, задачи и методы. Церковь и государство это не единая  система управления и не единый механизм подавления.

Тем не менее, интереснее всего оказывается сам результат. В Русской традиции – хотели как лучше, а получилось как всегда, разгром русского монашества на Балканах, в греческой традиции – монастырь Есфигмен постепенно исправляется и возвращается из зилотизма к Православию. Так, в Русской традиции – позиция «Православие или смерть» привела в конечном итоге к убийству, «смерти Православия», в греческой – позиция «Православие или смерть» раскрыла взаимное уважение и благородство человеческих отношений.

Таким образом, позиция «Православие или смерть» в греческой традиции отнюдь не означает неминуемой смерти. Под смертью подразумевается крайняя решимость идти до конца. Наконец, позиция «Православие или смерть» воспринимается не как политический лозунг, а рассматривается в качестве частного богословского мнения.

В Русской традиции лозунг «Православие или смерть» приводит к автоматическому срабатыванию Системы: «нет человека – нет проблемы», потому что Система опознает этот лозунг, как нечто опасное для своего существования. Возможно, тем, кто пытается серьезно следовать этому лозунгу, не лишним будет делать поправку на российские реалии, а именно, на менталитет и исторические особенности симфонии государства и Церкви.

Источник: http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=130

+ + +

Газета «Коммерсант» (№149 15. 08. 2011) об юридическом казусе, возникшем вокруг этого лозунга всвязи с его использованием в своей символике и повседневном обиходе Союзом Православных Хоругвеносцев:

Фото - http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/05/02/pravoslavie_ili_smert
Фото - http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/05/02/pravoslavie_ili_smert

«Напомним, скандал, связанный с лозунгом "Православие или смерть", разгорелся год назад, когда Люблинская межрайонная прокуратура обратилась в суд с требованием признать его экстремистским. Поводом для иска послужило размещение в социальной сети "В контакте" фотографии девушки в футболке с надписью "Православие или смерть". Интересно, что прокуратура не предъявила претензий к изготовителю футболок — художественной мастерской Союза православных хоругвеносцев "Русский символ". 

Прокуратура, основываясь на заключении экспертов из Института культурологи, настаивала на признании лозунга экстремистским. Православные, в свою очередь, представили заключение директора Института религии и права Романа Лункина, из которого следовало, что в слогане нет призывов к разжиганию религиозной розни. "Данный лозунг присущ православной традиции, — пояснил господин Лункин. — Смысл этой фразы в том, что без православия человек не может обрести царствия Божия". 

Впрочем, Люблинский суд не удовлетворился экспертными заключениями сторон и назначил независимую психолого-лингвистическую и религиоведческую экспертизу в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте РФ. Однако прокуратура, не дождавшись ее результатов, обратилась в суд с аналогичным требованием против ЗАО "Центрохост", на площадке которого размещен сайт www.russiansymbol.ru, где представлена продукция с надписью "Православие или смерть", в Черемушкинский суд. 21 декабря 2010 года суд признал лозунг экстремистским. Впоследствии, 12 мая 2011 года, Минюст внес его в список экстремистских материалов под номером 865. 

Тем временем в марте 2011 года эксперты, которые проводили исследование по заданию Люблинского суда, выдали заключение, что призыв "Православие или смерть" не является экстремистским, что он придуман греческими монахами на Афоне и не может разжигать ненависть и вражду. Исходя из этого, Люблинский суд в апреле 2011 года отказал прокуратуре в удовлетворении иска. Однако надзорный орган обжаловал это решение, и на прошлой неделе Мосгорсуд отправил дело на пересмотр. 

"Имеет место юридический казус, когда два суда одного субъекта РФ вынесли противоположные решения,— рассказал господин Пчелинцев. — В принципе за использование надписи теперь могут привлечь к уголовной ответственности по 282-й статье "Разжигание межрелигиозной розни", а это грозит до пяти лет лишения свободы". 

"Это попытка дискредитировать православие, — убежден руководитель правового сектора синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Добродеев, который выступал в Люблинском суде в качестве эксперта. — Лозунг имеет не экстремистский, а охранительный смысл, то есть он не угрожает, а предупреждает верующего человека. Мы ведь народ Божий, который должен быть жив в вере, а без нее мертв". По его словам, церковь будет защищать эту позицию, в том числе и в суде. "Мы не дадим смешать православие с экстремизмом", — заявил отец Александр. (...)

Глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич заявил "Ъ", что, несмотря на признание Минюстом надписи "Православие или смерть" экстремистской, хоругвеносцы все равно используют ее, в  частности носят майки с этим лозунгом. "Мы не боимся ответственности, так как наше дело правое, мы все равно победим",— заявил он. В прокуратуре вчера "Ъ" комментарии получить не удалось.

https://www.kommersant.ru/doc/1752202

+ + +

Евгений Родионов погиб от рук исламских фундаменталистов (наемников-ваххабитов из Саудовской Аравии типа ИГИЛ), которые сказали ему: принимай мусульманскую веру или мы тебя убъем. Тот выбрал вечную жизнь со Христом вместо позорного существования в качестве предателя своей веры на побегушках у бандитов.
Евгений Родионов погиб от рук исламских фундаменталистов (наемников-ваххабитов из Саудовской Аравии типа ИГИЛ), которые сказали ему: принимай мусульманскую веру или мы тебя убъем. Тот выбрал вечную жизнь со Христом вместо позорного существования в качестве предателя своей веры на побегушках у бандитов.

Сейчас футболку с соответствующей символикой также носит на себе ведущий канала «День ТВ» Андрей Фефелов, частенько появляющийся с ней в кадре во время записей своих провокационно-аналитических программ. Отсюда и симпатия ЛДСН к Проханову, интервью которого в газете «Завтра» с журналистом Владимиром Соловьевым он назвал «Диалогом Фауста с Мефистофелем» в своем альманахе «Сергий Сторожевский», отсюда, видимо, поддержка революционной риторики Фефелова по смене власти в России. А вот современные нацисты на Украине:

Фото - https://www.dw.com/cda/tr/a%C5%9F%C4%B1r%C4%B1-sa%C4%9Fc%C4%B1l%C4%B1k-stadyumlarda/a-16062769
Фото - https://www.dw.com/cda/tr/a%C5%9F%C4%B1r%C4%B1-sa%C4%9Fc%C4%B1l%C4%B1k-stadyumlarda/a-16062769

Смотрю на хоругвеносцев — мне почему-то вспоминаются металисты (от англ. metal) из 90-х в таких же цветных футболках с черепами, ножами (только у тех пентаграммы, а у этих кресты), тоже во всем черном. Не знаю, я лично в их внешнем виде не вижу какого-то принципиального различия. 

"Православная инквизиция" (была такая книга в СССР). Не хватает только топора и огнемета со связкой дров
"Православная инквизиция" (была такая книга в СССР). Не хватает только топора и огнемета со связкой дров

Именно так и должны выглядеть подлинные войны Христовы? (или не всем уготована такая честь, а только особым избранникам Божиим?). Или это передовой отряд РПЦ, ведь СПХ и СПБ, возлавляемые Симоновичем-Никшичем, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла присутствует в списке Совета православных общественных объединений. Кроме того, в 2010 году в состав группы экспертов Совета православных общественных объединений при Отделе по взаимоотношениям Церкви и  общества в качестве эксперта вошел координатор Союза Православных Братств Юрий Николаевич Агещев (1957-2014).

У иерархов Патриархии непонятная двойственная позиция, боятся отдалить от себя, выразив претензии в отношении главы хоругвеносцев, консервативную часть верующих? Или тут замешан кто-то из так называемых «серых кардиналов» неких специальных служб, курирующих церковно-патриотическое направление? Не знаю, как правильно называются эти граждане на профессиональном жаргоне. Может, есть и другие причины, о которых мы не знаем?.

Москва, 20 июля 2006 г., Благовест-инфо. «Мы объявляем о создании современной настоящей священной инквизиции», такое заявление сделал председатель Союза православных хоругвеносцев (СПХ) Леонид Симонович-Никшич 19 июля на вечере, посвященном переизданию  труда преп.Иосифа Волоцкого «Просветитель». Мероприятие прошло в Союзе писателей России по инициативе издателей – Опричного братства во имя св. Иосифа Волоцкого.

По мысли главы хоругвеносцев, для начала деятельность «инквизиции» должна сосредоточиться на аутодафе: он с гордостью напомнил сподвижникам о проведенной несколько лет назад акции по сожжению книг Э.Радзинского, газеты «Московский комсомолец» и других. Эстетическая сторона акции доставила ему особое удовлетворение: «Как там было красиво! Высокий столб огня! Пейзаж, как у Брейгеля!» Следующим проектом стало публичное сожжение книги Д. Брауна «Код да Винчи» и постера с рекламой одноименного фильма.

«Мы пока не можем, к  сожалению, сжигать в открытую еретиков, но будем сжигать книги и кассеты с современной альбигойской ересью», заявил Л. Симонович. Он призвал единомышленников «присоединяться»: «Где увидите – брать и предавать огню эти книги. Огонь очистит наше отечество от новой ереси жидовствующих».

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=7751

В этой борьбе, считает выступавший, должны объединиться все русские люди, «независимо от идеологических нюансов» и принадлежности к различным церковным течениям.

+ + +

Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. М.: издательство «Наука», 1964 http://opium.at.ua/Literatura/Grekulov_E_F_Pravoslavnaja_inkvizicija_v_Rossii.pdf 

Некоторые российские историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе (IV в. н. э.). Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале XVIII в., при Петре I. «Петр I, — писал один историк в  журнале «Русский вестник» в 1891 г., — создал у нас инквизицию и  инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто  инквизиционным настроением». Церковные власти возражали против попыток  разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток.

Советский историк религии, канд. ист. наук, пропагандист атеизма Ефим Федорович Грекулов (1893-1979) делает в своей книге попытку изобличить инквизиционный религиозный характер Российской Православной Церкви.

Похоже, что Леонид Донатович хочет подвердить правоту всего там написанного, хотя перегибы всегда имели в место в российской церковной истории. Особенно ярко это проявилось во времена раскола 17 века и после реформ Петра I. При этом императоре будущие архиереи ездили учиться в Западную Европу в иезуитские училища, а, когда приезжали и получали в управление епархии, то на первом этаже своих архиерейских домов они устраивали гостиные, где проходили обильные трапезы и встречи гостей, а подвалах — пыточные, где провинившихся работников или подозреваемых в чем-либо лиц подвергали различным телесным наказаниям (из лекции канд. ист. наук А. И. Тучкова, руководителя Свято-Феодоритовских епархиальных катехизаторских курсов Мурманской митрополии).

Небольшая выдержка из Википедии с критикой взглядов товарища Грекулова современными российскими учеными (для более полной картины):

Скриншот - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Скриншот - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

+ + +

"Радонеж" от 14 января 2013 г.:

Союз православных хоругвеносцев, заявил глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов, "я бы назвал фольклорной группой". "Какие цели ставят перед собой эти  организации, сказать трудно. Церковные задачи они выражают неадекватно, и их действия не всегда можно назвать конструктивными и полезными для Церкви", – полагает о. Димитрий.

"Представляется логичным, что образ Православия должен зависеть от  самой Церкви, а не от тех организаций, в названии которых присутствует прилагательное "православный", – заведующий сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии протоиерей Александр Кузин. – И горе было бы Церкви, если бы о ней судили по делам подобных общественных организаций. Слава Богу, что это не так!" "Естественно, что  Церковь не может отвечать за действия этих организаций. Я бы не сказал, что книги о Гарри Поттере – это явление культуры мирового масштаба, наносящее столь великий духовный ущерб, что для борьбы с ним нужно привлекать еще и Православную Церковь. Церкви это просто не к лицу. Сама же эта акция по сожжению книг не имеет никакого отношения ни к культуре, ни к Православию", – уверен отец Александр.

https://radonezh.ru/news/nuzhno-li-szhigat-garri-pottera-pravoslavnye-svyaschenniki-prokommentirovali-aktsiyu-khorugvenostsev-14974.html

Лидер "Коррозии металла" Сергей Троицкий "Паук". Фото - https://www.vladtime.ru/polit/671935
Лидер "Коррозии металла" Сергей Троицкий "Паук". Фото - https://www.vladtime.ru/polit/671935

К примеру, Леонид Донатович Симонович-Никшич и Сергей Евгеньевич Троицкий («Паук»), отметившийся в роли кандидата на пост мэров различных российских городов. Оба — профессиональные пиарщики, умеющие работать с журналистами и позиционировать себя на публику, только господин Троицкий (наверное, в роду был священник, служивший при храме Святой Троицы) наверняка церковь обходит стороной за три километра. Фото участников «Коррозии метала» с членами РНЕ: https://korroziametalla.clan.su/photo/8-0-26. Если ранее упоминавшаяся В. Боброва влилась в националистическое движение (где всегда было полным-полно поклонников идеологии немецкого национал-социализма) в 2014-м, то РНЕ стал популярен среди молодежи на фоне затянувшегося российско-чеченского конфликта. «В конце 90-х (видимо вдохновленные успехами РНЕ и правого движения) Паук подсел на скиновскую, НС тему. В этом еще поспособствовала вторая чеченская кампания. Помню его бредовые призывы начать национальную революцию: "Повесть у себя на балконе флаг КТР и таким образом призвать народ на борьбу с антинациональной властьюhttps://jesfor.livejournal.com/672802.html. Восток Украины, как писал в своем ЖЖ футуролог Максим Калашников, всегда отличала концетрация там различных отмороженных элементов (из-за интереса московских спецслужб), от уголовников до расистов — почва там достаточно благоприятная. Сергей Паук со своей бандой бывал там частенько еще с начала 2000-х, рассказывал на концертах страшилки о «злом ползущем чечене с кинжалом в зубах», пел песенки про «Компьютер-Гитлер» и разную чертовщину.

Текст песни “Heil Fuehrer”, альбом «Языческие Боги» (2002)

... Слава России, слава!
Танки мчатся вперед!
Дивизии в черных рубашках
Приветствует русский народ!

Замочи, замочи
Цунара-дегенерата!
Замочи, замочи
Демократа-депутата!

Подожги проклятый мир,
Римский Папа как вампир
Будет корчиться в аду
И болтаться на суку!

Есть приказ сравнять с землей аул,
Залпы “Града” зажигают горы.
Дивизии штурмуют запад и восток,
Автомат Калашникова с нами!

Кто знает, на каких рок-концертах обеспечивают безопасность члены "Ночных волков" (ветераны спецподразделений ФСБ и ВДВ) в Крыму?
Кто знает, на каких рок-концертах обеспечивают безопасность члены "Ночных волков" (ветераны спецподразделений ФСБ и ВДВ) в Крыму?

Текст песни «Черный террор» (альбом «Орден сатаны», 1988):

Сатанинский орден, сатанинский рок
Ореол бессмертия, знак бегущих ног
Заклеймен проклятием, заклеймен твой лик
Из могил грохочет твой возмездия крик
Над тобой проклятие: мириады глаз
Призывают к мести - пробил страшный час
Легион бессмертия, легион-вулкан
Ангел-истребитель, адский ураган.

Беспощадный призрак, беспощадный гнёт
Призывает к мести и во мрак зовет.

Черный террор
В битве за Армагеддон
На колокольне врагов
Крест переверни.

Голодом гонимы в яростный экстаз
Крестный ход на плаху пожирает нас
На кресте Голгофы покарай змею
Пусть отравит Бога у себя в раю

Просто мегалирика, вот еще песня «Бей чертей — спасай Россию» (против кавказцев и чеченцев): http://www.lyricshare.net/ru/korroziya-metalla/bey-chertey-spasay-rossiyu.html

С. Е. Троицкий никогда не выражал какого-либо раскаяния за свою творческую деятельность перед кем-либо и не позиционировал себя как человека православного даже формально, что не мешает ему регулярно появляться в эфирах «первого русского» Царьград-ТВ.

Удовольствие от общения с лидером "Коррозии металла" получала журналист Олеся Лосева. Скриншот - https://web.facebook.com/watch/?v=1743761552381486
Удовольствие от общения с лидером "Коррозии металла" получала журналист Олеся Лосева. Скриншот - https://web.facebook.com/watch/?v=1743761552381486

Похоже, что СПХ — это прямые антагонисты любителей тяжелого рока, что-то в этом есть от западной американской культуры, у известных «православных байкеров» точно такая же имиджевая стилизация, ничего подлинно русского и церковного в этом нет, как мне кажется, но это субъективная оценка. С другой стороны, хоругвеносцы внешне также напоминают монахов-схимников. Только светских, мiрских (они почему-то убеждены, что пугают чертей своим видом в обычной жизни, ладно, если бы действительно участвовали только в крестных ходах и богослужениях). Есть еще «Сорок сороков» — общественное движение, позиционирующее себя как объединительная  платформа для лиц православного вероисповедания с активной гражданской  позицией. Создано 1 июня 2013 года композитором Андреем Кормухиным и  спортсменом Владимиром Носовым (читаем в Википедии).

Известный голливудский актер Кэри Тагава вступил в движение "Сорок Сороков". Фото - https://twitter.com/rupol555/status/678300167527886848
Известный голливудский актер Кэри Тагава вступил в движение "Сорок Сороков". Фото - https://twitter.com/rupol555/status/678300167527886848

Ну у них все более-менее цивильно и позитивно в сравнении с СПХ, фактически это официальная структура Московской Патриархии, там нет излишнего нагнетания страстей вокруг какой-либо проблемы. Они вроде бы ни в каких скандалах пока замечены не были.

+ + +

О связи епархиальных церковных структур с сектами фундаменталистов смотрите здесь: http://www.vforum.org/forum/archive/index.php/t-14.html Оказывается, на Донбассе против украинской армии воюют русские неонацисты с садистическими наклонностями, связанные со структурами РПЦ, что для меня не новость (причем подобные организации, скорее всего, создают сами московские чекисты, так как здесь упоминается РНЕ).

Продолжение следует

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded