echelpanov

Category:

История династии Романовых в лубочных картинках

Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики,  изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. 

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения. 

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой Французской революции).

Петродворец. Фото - https://i.ytimg.com/vi/4N40N7Jc0YQ/hqdefault.jpg
Петродворец. Фото - https://i.ytimg.com/vi/4N40N7Jc0YQ/hqdefault.jpg

20 сентября 2019 года Государственный-музей заповедник "Петергоф" представил на Большом каскаде новый мультимедийный спектакль #ИМПЕРАТРИЦА2019

Десятки тысяч туристов из разных городов и стран приезжают в сентябре в Петергоф, чтобы увидеть Осенний праздник фонтанов, который для каждого  зрителя становится одним из самых запоминающихся моментов жизни. Из года в год мультимедийные шоу на Большом каскаде посвящают важным  событиям, памятным датам, историческим героям. 

В 2019 году исполняется 290 лет со дня рождения императрицы Екатерины  Великой, жизнь которой связана с Петергофом, где она жила, любила,  страдала, где начался ее путь к власти. Зрители Осеннего праздника фонтанов увидели спектакль об одной из самых ярких личностей в истории России. Это рассказ о жизненном пути, о превращении провинциальной девочки-принцессы в Великую Императрицу. Именно она на столетия вперед задала вектор развития государства, кардинальным образом изменила судьбы многих народов, при этом превратив саму историю России в увлекательный и захватывающий роман (из официального описания Церемонии закрытии фонтанов — 2019).

Вот именно это и называется профанацией истории. Начиная c мифологизирования историками XX века самого любимого царя большевиков Петра Алексеевича, решившего с помощью Запада обеспечить далеко не отсталой в техническом отношении России ускоренную модернизацию и потерявшего из-за собственного неуемного рвения и трудоголизма около четверти, если не трети населения (множество крестьян бежало из страны через границу, вступая в столкновение с воинскими частями и захватывая артиллерию — из курса лекций канд. ист. наук А. И. Тучкова), о чем не сказано в учебниках истории. Вследствие подобной политики разорванной оказалась связь между крестьянской Россией и образованным аристократическим слоем, который стал просто тупо копировать западную культурную модель, заимствуя из Европы, особо не задумываясь, все подряд. Откуда стало столько роскоши и дворцов у столичной знати? Дело в том, что во всей Европе в то время богатство правителя и его сановников было отражением статуса, который тот занимает в мировой политике. Поэтому дочь «Великого» императора, справедливо прозванного в народе антихристом, Елизавета Петровна и тратила такие огромные средства из русской казны на дворцы (Царское село, Петергоф), часто отделанные сусальным золотом, чтобы пустить иностранцам пыль в глаза — никто из простого русского народа («сучьи дети», как называли его некоторые представители имперской власти 18 века) эти дворцы никогда не видел.

Елизавета Петровна проводила время в балах и великосветских трапезах с обильными возлияниями, «развлекаясь до полусмерти» (до половины ночи) «после долгих лет затворничества, ограничений и всевозможной экономии» — определения Ларисы Бардовской, гл. хранителя музея-заповедника «Царское село» из док. фильма канала «Россия 24». 

Насколько вообще эти люди из окружения Государыни, пользующиеся ее покровительством князья, бароны, графы и пр., были близки к Церкви? Посмотрев на многие парковые скульптуры (к некоторым из них с детьми лучше не подходить) и картины в Эрмитаже, изображающими человеческие фигуры с обнаженной женской грудью и мужскими гениталиями (в основном — греческих богов и героев, что само по себе довольно дико для церковного сознания нормального русского верующего человека), можно заключить: все это производное человеческих страстей и пороков, царивших в российском высшем обществе (только эти люди, не имеющие в себе ни стыда, ни совести, могли позволить пойти себе на страшный смертный грех: убийство Помазанника Божиего, покушение на власть самодержца).

Иерархи Церкви тогда при виде подобных бесстыжих вещей долгое время лицемерно молчали, копя внутри себя обиду за пресловутый «цезарепапизм», а сегодня они прославляют всех подряд Романовых как идеальных Государей, посланных на русскую землю самим Господом (то же можно слышать и в отношении действующего президента). Например, протоиерей Геннадий Беловолов из Санкт-Петербурга призывает не делать лубочную картинку из жития св. прав. Иоанна Кронштадского (всвязи с опубликованными дневниками) на лекции в Сретенской духовной семинарии, однако сам создает такие лубочные идеализированные картинки на Таисинском вечере-2014, посвященном 400-летию династии Романовых, диск с записью которого можно приобрести в Мемориальной квартире-музее митрофорного протоиерея Иоанна (Сергиева) в Кронштадте. Вот небольшая цитата:

Династия Романовых
Династия Романовых

«Говорят, что в России у нас были плохие цари. Не все, ну вот некоторые. Хочу вас заверить, что таких царей в России не было ни одного. Почему? Потому что Господь не мог обидеть Россию-матушку, и он посылал в нашу землю лучших из лучших. Я в этом абсолютно уверен и вот вам пример — Анна Иоанновна, племянница Петра I Алексеевича. Уж о ней-то можно прочитать всякое. Не такая, немцев любила, бироновщину учредила. А с другой стороны, посмотрите, ведь когда Россия распространилась от края и до края, когда она достигла самых восточных рубежей, той самой Камчатки? При императрице Анне Иоанновне. Бироновщина... А кто послал туда европейского исследователя Беринга? Кто основал Петропавловск-Камчатский? Все при ней, Анне Иоанновне. Думала она о духовном состоянии Петербурга и мы, петербуржцы, ей особо обязаны, ведь после Петра I столица уже вернулась в Москву (может быть, мы об этом сумели подзабыть). А назад ее вернула Анна Иоанновна и она, желая духовно возвеличить Россию, призвала из Сергиевой Лавры архимандрита Варлаама и сказала: «Оснуй мне возле Петербурга монастырь, такой же, как при Москве, Лавра». Она — основательница Троице-Сергиевой пустыни... При ней, по сути, возникла русская классическая музыка и ей посвящено много од — Ломоносов, Тредиаковский, Феофан Прокопович... Ломоносов именно при ней начал свое восхождение».

Таисинский вечер-концерт 14 января 2014 г. в Санкт-Петербурге. О. Геннадий Беловолов с медалью от Государыни Марии Владимировны Гогенцоллерн (2-я часть)
Таисинский вечер-концерт 14 января 2014 г. в Санкт-Петербурге. О. Геннадий Беловолов с медалью от Государыни Марии Владимировны Гогенцоллерн (2-я часть)

Замечательно, конечно, что отец Геннадий вспомнил о выдающихся свершениях изрядно подзабытой государственной политики Анны Иоанновны, однако батюшка тактично умолчал про то, как Ломоносов вел войну с норманистами — в Академии наук он был одним из немногих русских ученых, все остальные являлись приезжими европейцами. При этом западные коллеги Михаила Васильевича нещадно переписывали российскую историю, уничтожали многие неугодные им рукописи, берестяные грамоты. Очень хороший и правильные документальные фильмы были у Михаила Николаевича Задорнова на эту тему (он поднял в них злободневные вопросы, которые игнорирует официальная наука), никто лучше него пока ничего не снял. Идем далее.

Елизавета Петровна — вообще образец верующей христианки на троне (действительно, самая православная из Государей в 18 веке, наряду с Павлом Петровичем), учредительница Смольного монастыря и основательница женского петербургского монашества (три смайлика), у которой существовала некая «особая духовная связь с блаженной Ксенией», предсказавшей день смерти дочери Петра I: "пеките блины, пеките блины". Согласно подобной логике, у Иисуса Христа была сильная духовная связь с императором Тиберием, который (не исключено) интересовался праведником из Назарета Галилейского, читая донесения своего проконсула, Публия Лентула, ставленника Рима в Иудее до Понтия Пилата (одно из них обнаружил во французских архивах, переведенное с латыни, поэт-эмигрант Сергей Бехтеев, который переложил его в стихотворную форму на русский язык). Кроме того, Христос принял участие вместе со своей Матерью и названным отцом праведным Иосифом (как неким подобием Отца Небесного?) в римской переписи населения, записавшись в ее подданные. Возможно также, что опала Пилата, последовавшая после казни Спасителя — это следствие неудовольствия действиями иудейского наместника со стороны императора именно по этой причине. Пилат (у которого на тот момент уже было одно предупреждение), в свою очередь, опасался доноса в Рим от книжников и фарисеев, поэтому он и пошел против своей совести, умыв руки перед народом на лифостротоне в Иерусалиме, верша суд над праведником из Галилеи. Возможно, он не знал, что кесарь уже достаточно наслышан об Иисусе Христе и знает о лояльности того по отношению к римской власти, но это только наше предположение.

Почему-то Петра III отец Геннадий не упомянул вовсе, как и болезненного Государя Федора Алексеевича (неужели нечего сказать?). В этом спектакле в Петродворце в 2019 году, император Петр показан как какой-то придурок наподобие Щелкунчика, марширующий с солдатиками в совершенно уничижительной манере. Док. ист. наук А. С. Мыльников в своей монографии и книге «Легенда о русском принце» (Ленинград, издательство «Наука», 1987) наглядно показал, как подло и низко было совершено его убийство. Как бы не относиться к личности этого Государя, он был законным правителем и внуком Петра I, не участвовавший ни в каких интригах, видимо, по женской части очень обидевший Екатерину, чего та ему не простила. Многие солдаты после этого перестали уважать своих командиров, гвардейских офицеров. Фактически это была измена присяге, в своем манифесте Екатерина II лицемерно оправдывала смену власти в стране богословскими формулировками типа «Божией волей мы, ...». 

О выдающихся реформах Петра Федоровича есть замечательная лекция канд. ист. наук, доцента МГИМО Копылова Николая Александровича «Забытый император. Жизнь и деятельность Петра III 1761-1762», можно посмотреть на ю-туб.

Фото - https://www.spb.kp.ru/share/i/4/1777388/wx1080.jpg
Фото - https://www.spb.kp.ru/share/i/4/1777388/wx1080.jpg

Что касается совершенно незнатной Фридерики-Августы Анхальт-Цербстской (Елизавета Петровна, приглашая ее, имела ввиду то, что у принцессы не было связей в России, как и в Европе, и дворянство, как и влиятельные зарубежные родственники, не смогут ею манипулировать в своих интересах. Ха-ха). Воспитатели с детства воспитывали девочку специально так, чтобы нравиться родителям, затем окружающим и обществу, учили говорить то, что от нее хотели услышать, даже если у нее были другие мысли и желания, некоторые историки называют ее великолепной пиарщицей. Делом техники было вступить в связь с главными аристократами (благодаря любовным связям с Салтыковым, Орловым и др.), втереться в доверие к российскому образованному сословию, затем скинуть с трона самонадеянного недальновидного инфальтильного супруга, хотя и весьма интеллектуально развитого, творчески одаренного и нестандартно мыслящего, но не циничного политика по призванию. Док. филол. наук А. Н. Ужанков говорит, что нельзя понять Россию и русскую культуру, национальную ментальность вне православия. Так вот, Екатерина II никогда не понимала, что из себя представляло православие, по типу — она типичный светский западный политик либеральных взглядов (аналог — демократическая партия США), которая хотела доказать «крутость» (значимость собственной власти) королевским дворам остальной Европы, чего очень хотела и местная российская знать, презирающая народные быт и обычаи. Монастырей она, по наблюдению Андрея Кураева, закрыла больше, чем Хрущев в советский период, ее правление стало самым черным временем для русского православия в 18 веке. Об этом же рассказывала одна старенькая монахиня в программе «Святыни России» с супругами Макарскими на телеканале «Спас», посвященной Богоявленско-Анастасиному монастырю в Костроме, где находится Феодоровская икона Божией Матери (если не ошибаюсь, или в какой-то др. программе).

Протоиерей Геннадий восторженно цитирует Екатерину: «Я немка по рождению, но русская душой». Пожалуй, никто так не восторгался нашим народом как Екатерина II и русский народ ее полюбил». Это-то в условиях крепостного права и после подавления Пугачевского восстания (в Петербурге дворяне тряслись от страха, опасаясь народной расправы за свои поборы и многочисленные притеснения), когда подлинно народным царем считался Петр Федорович. У нас до сих пор в исторической науке существуют существенные пробелы объективного знания. Понятно, что в Российской империи такое просвещение было никому не нужно, а в Советском Союзе понимали православие еще хуже, чем во времена Екатерины. То же самое касается недавнего известного телесериала на канале «Россия» «Екатерина. Самозванцы», не имеющего ничего общего с исторической действительностью и эпохой того времени, там даже актеры не похожи на своих прототипов.

+ + +

Таким образом, из всей династии можно выделить особо Алексея Михайловича, Елизавету Петровну (действительно православную Государыню с широкой душой русской барыни), Павла I, Александра I (эксперты доказали совпадение его почерка с почерком св. прав. Феодора Томского), его брата Николая Павловича (усмирителя декабрьского мятежа и доброго знакомого Александра Сергеевича Пушкина), последних двух царей, самых верующих и русских в культурно-цивилизационном смысле во второй половине XIX — начала XX веков. Итого получается шесть или семь достойнейших представителей династии, либеральнейший Александр Николаевич (освободивший крестьян) был неверен своей супруге и имел любовницу (любовниц), что с православной точки зрения не очень хорошо. Хотя и у Елизаветы Петровны тоже был роман с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским, предполагаемым тайным супругом (хорошо еще, если он у нее был один), но в этот момент она не состояла в венчаном церковном браке. По-моему, я никого не забыл. 

Но это не означает, что все остальные были плохими госуправленцами. Тот же Петр Федорович, хотя и был неплохим человеком со своим личностным несовершенством (к примеру, имел любовную связь со своей фавориткой Елизаветой Воронцовой, что было в порядке вещей для любого европейского двора того времени), правил меньше одного года, явно был прогрессивным правителем и реформатором в положительном смысле, идеи и замыслы которого впоследствии реализовала его суженая, приписав все заслуги своему «блистательному государственному уму» (если бы его не свергли, может, он смог бы по-настоящему полюбить нашу страну и стать выдающимся российским Государем, кто знает? Во всяком случае уж точно не хуже Ельцина. И его памятники красовались бы сегодня во многих российских городах. Но говорят, что история не знает сослагательного наклонения). Профессиональные историки и политологи не в состоянии пока полностью объективно оценить его правление, находясь в зависимости от мифологического образа Екатерины, сформированного предыдущими поколениями ученых, а на Западе историки точно так же изучали российские архивы и «Записки Екатерины», мемуары современников и убийц Петра Федоровича (пытавшихся в них всячески оправдать свое преступление, дискредитировав личность своей жертвы), восприятие нашей действительности там тоже получилось из-за этого несколько искаженное. Вот, например, что пишет современный военный интернет-журнал о мире, заключенного Петром III с Пруссией: https://warhead.su/2018/02/03/zagadka-peterburgskogo-mira-pochemu-pyotr-iii-byl-prav Это явно не было аналогом большевицкого Брестского мира в 1918-м.

Протоиерею Геннадию Беловолову (которого я лично очень уважаю и не мне его учить) надо было сказать так:

«Наши правители были людьми со своими недостатками и ни в коем случае не стоит их всех идеализировать, как и вообще политиков. Среди них не было однозначно плохих правителей, как забытая Анна Иоанновна или оклеветанный Петр Федорович, которые все-таки со всеми оговорками заботились о благе нашего Отечества. Но не все эти блага были нашей стране однозначно нужны и пошли на пользу ей и русскому народу, как, к примеру, «окно в Европу» (достаточно было условной форточки для проветривания), открытое настежь Государем Петром Алексеевичем, очень сложным человеком в психологическом и духовном плане. Сегодня мы хотим рассказать вам о великих свершениях наших царственных правителей и открыть их личности вам с лучшей стороны. Только помните, что даже среди святых не было полностью людей совершенных, все мы грешны перед Богом. Мы не вправе судить наших правителей как людей за конкретные поступки (Судия царям один Господь), но можем дать нравственную оценку их правлению и духовному состоянию общества в их эпоху». И далее в том же духе.

Возвращаясь к шоу 20 сентября в Петергофе. Никто почему-то не сказал, что императрица Екатерина терпеть не могла Петродворец из-за фонтанов, которые, как она считала, искажают естественность положения воды в природе, заставляя ее двигаться в неправильном для себя направлении по воле человека (замечание Ларисы Бардовской, гл. хранителя музея-заповедника «Царское село» в док. фильме «Чудеса России» канала «Россия 24» от 24. 03. 2013)

Все представление представляло из себя набор двигающихся картинок под непонятную совершенно попсовую танцевальную музыку и текстом из не самого качественного учебника истории, рассчитанный на развлечение неграмотной толпы. Вообще эти дворцы сегодня — аттракционы по выкачиванию денег с целью коммерческой прибыли, глупо там сегодня искать высокие смыслы и искусство (в музыке, литературе и пр.). Это называется просто эксплуатацией государством с рыночной экономикой архитектурных объектов мирового значения, которыми пока распоряжаются чиновники РФ. Я помню, как был в Петергофе в последний раз на закрытии фонтанов в сентябре 1998 года (я перелез со знакомыми через высоченный забор, который уходил в Финский залив — там не было милиционеров и охранников), видел живых артистов, играла нормальная классическая музыка (там я впервые познакомился с творчеством композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, открыв для себя эти шедевры), сияющий всеми красками Сампсон — телевизионная картинка не может передать всего этого великолепия.

Сегодня туда может попасть любой человек, турист, что совершенно неправильно. Как и 50 автобусов с китайскими туристами в день прп. Сергия Радонежского возле Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Петергоф — музей и вход туда должен быть очень дорогим и по большим праздникам, не нужно устраивать из него подобие Диснейлэнда или Луна-Парка (видимо, питерские чиновники, связанные с Газпромом, не понимают этой разницы).

Как-то видел на ю-туб танцы, которые устраивают мигранты и французская молодежь в Соборе Нотр-Дам де Пари, снятые на мобильный телефон еще до пожара (само по себе это очень нехорошее знамение). Вспомнил сразу про пожар в Трифоно-Печенгском мужском монастыре (в старом здании), что располагался в начале 2000-х гг. в поселке Печенга. Как рассказывал в мурманских новостях наместник монастыря Даниил (Топоев), в главном здании, которое сгорело, раньше располагался алтарь храма, впоследствии разрушенном. Именно там и проживали трудники (где у них стояли кровати), рядовые солдаты-призывники из местной воинской части, которые получили возможность окончить срок воинской службы, трудясь на послушании в монастыре. Так вот, они вели себя там очень недостойно, постоянно матерились, рассказывали пошлые шутки, истории и т. д. Так случилось, что здание загорелось от какой-то искры в проводке или свечи прямо посреди вечернего богослужения.

Вообще что такое элитарная культура и в чем ее отличие от массовой? (вопрос по вузовской дисциплине «Культурология») Первая превратилась уже в субкультуру богатых и образованных людей, ставшая символом высшего общества, чем она и являлась изначально в предыдущие столетия. Когда пытаются внедрить какой-то ее элемент в массы, неизбежно происходит его примитизирование и потеря качественных свойств, ему присущих (или опошление высоких смыслов). Так происходит, когда профессор пытается сложные вещи в истории, живописи, архитектуре, объяснять 17-летним студентам, используя молодежный жаргон, опускаясь до их уровня. Как меня учили мои профессора в МГПУ (педагогический университет в Мурманске), вы, будущие учителя, должны наоборот, детей поднимать до своего интеллектуального уровня. Такой же должна быть и госуд. информац. политика в отношении большинства граждан. Если что-то непонятно, пусть лезут смотреть в энциклопедии, научную литературу, вузовские учебники, открывают браузеры в своих айфонах и т. д.

Из аннотации на ю-туб программы «Следы империи» А. Мамонтова:

Следующий выпуск программы «Следы Империи» посвящен истории становления и  триумфа русского искусства. Всё то множество смыслов и форм, ставшее полноценным выражением глубины русской души и её мировоззрения, оказало огромное влияние на развитие мировой культуры в целом, и европейской – в частности.   

О том, как на протяжении веков формировались каноны, мотивы и духовные константы русского искусства, как русская музыка, театр, балет и живопись покорили западного зрителя, и какие революционные идеи русская культура подарила миру – смотрите в нашем новом выпуске «Следы Империи: Культурная экспансия».

Один из комментариев там же:

«В целом - передача получилась, на мой взгляд, так себе. Русскую культуру свели к эротическим танцам, сиречь "балету"; в изобразительном искусстве смешали Божий дар с яичницей, так же, как в литературе - ни одного воистину русского гения не назвали в док. фильме и во всей передаче, но с придыханием - "Мережковского... Гиппиус". И смех и грех!»

Вот оно, народное выражение чувств и эмоций. Да, а про традиционную национальную самобытность — ни слова. Можно еще очень долго спорить на эту тему. Забавно называть скопированные с Запада главные культурные тенденции Нового времени XVI-XVIII вв. «русской культурой». Сегодня Европа во власти постмодернизма и современного искусства, а отечественные классические художники учат европейцев приемам великих живописцев — Микеланджело Буонаротти, Рембранта, Рубенса и пр., так как они сами у себя в Евросоюзе стали отходить от собственных традиций и канонов. Высокое искусство сегодня существует только благодаря частной поддержке глобальной финансовой элиты (например, в Англии национальный театр находится на самоокупаемости, там нет такой господдержки как в России. Когда британские театралы приезжают в Петербург, то очень завидуют «Мариинке»), которая намерена сохранить ее для себя, а в рыночной экономике его массовость никому коммерчески не выгодна, это значит — работать себе в убыток.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded