echelpanov

Categories:

Андрей Кураев в Праге

Андрей Кураев, будучи в Праге, дал новое интервью. Он говорил не только о делах в РПЦ, но и о доении коров, карикатурах, рок-концертах, птицах и многом другом

«Настоящее время», 22 ноября 2019 г.

"А вот чего бы поменьше в современных  проповедях иных батюшек — это национально-политических оценок и призывов. Когда я слышу от проповедника, что мы — русские/украинцы и у нас особая миссия; что европейские народы растлились и загнили, и только мы — пример настоящей нравственности; что враги со всех сторон обложили нас; что не пройдет оскорбление наших религиозных чувств и что мы вобьем в глотку любому кощуннику его слова (я специально утрирую!) — вот этого хотелось бы поменьше. В устах какого-нибудь общественного деятеля или чиновника эти вещи могут звучать, но амвон все-таки должен быть местом, не откуда клеймятся «враги», а где дается заряд любви и добра."

Священник Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга

То же самое касается и противоположного поведения тех священнослужителей, которые почем зря клеймят позором священноначалие и действующую власть на своих аккаунтах (как уважаемый Андрей Вячеславович на св. странице в ЖЖ в период с 2014 по 2018 гг., сейчас ничего такого особенного в интервью он не говорил). Есть такой в Москве еще священник о. Максим Колесник, тоже постоянно лезет в политику, занимается по сути не своим делом. Понятно, что о. Андрей именно с 2014 года очень недоволен тем, что одновременно с увольнением из Духовной Академии он был лишен через кое-какие бюрократические рычаги права преподавания в МГУ им. Ломоносова (из-за чего очень расстроился), но он сам нарушил неписаные правила корпоративной этики, которые были установлены новым Патриархом в те годы и его просто «поставили на место». Не может быть рядовой клирик (пусть и такой известный) настолько свободным в условиях жесткой авторитарной вертикали. Пока по-другому Церковь просто не способна существовать (или не умеет, а владыки не рискуют эксперементировать по своим каким-то каноническом / догматическим мотивам). При этом говоря о проблемах внутри церковной ограды, отец Андрей слишком сосредоточил свое внимание на негативе, связанный с жизнью архиереев, кто из нас без греха? (хотя смотря какие это грехи). Проблем действительно очень много, особенно в монастырях (доходят слухи, что там творится). Зря Егор Холмогоров называет его «предателем Церкви», здесь не все так однозначно, как можно подумать.

Мы бы хотели посмотреть на это с другой стороны: кое-кому из условного либерального лагеря могло не понравиться (чисто гипотетически), что о. Андрей столько молодежи стал привлекать к Церкви и его решили просто поссорить с Патриархией (при Алексии сделать это было нереально). Подконтрольные им СМИ стали «накручивать обстановку» вокруг высказываний диакона Андрея в его ЖЖ, создав «бурю в стакане воды», искусственно нагнетая ажиотаж вокруг его персоны. В конце концов к осени 2014-го у кого-то в Патриархии не выдержали нервы: «Ну все, хватит! Надоело уже, пора с этим кончать». Сейчас почему-то у столичной прессы пропал интерес к нестандартным фразам о. Андрея, хотя он написал и сказал очень много всякого разного (и очень неполиткорректного, мягко выражаясь, для публичного человека, который являлся одно время светочем для очень многих воцерковленных людей, не осознавая всей ответственности) за последние лет пять. Помню, как лично знавший господина Кураева канд. ист. наук А. И. Тучков (в Мурманской епархии) в это время, когда тот был уволен, говорил: «Сейчас Кураев говорит какую-то ерунду», но он очень его хвалил за миссионерскую деятельность в 1990-е гг.

Теперь про интервью. «Израильские пророки всегда обличали царей» — говорит он журналисту. Ну, во-первых, вокруг царей Древнего Израиля не было в обществе такого информационного негатива как сейчас, во-вторых не было гибридной войны со стороны геополитических «партнеров». Система власти у нас действительно страшная (группировки условных государственников-патриотов и сторонников авторитарного либерализма борются между собой, полным-полно коррупционеров и т. д.) и что вы хотите от главы государства? Как утверждают некоторые аналитики, президент на 30-40 процентов сдерживает эту свору во власти, не дает им проводить антисоциальную политику по указке МВФ и пр., иначе закон о пенсионном возрасте был бы принят еще лет десять назад, а сейчас он отступил под их нажимом. Отец Андрей как-то все очень упрощает, как сказал «раскаявшийся КГБ-эшник» Л. П. Решетников, чтобы судить о Путине, надо находиться рядом с ним и попробовать посмотреть на ситуацию в политике его глазами, так как мы не можем знать обо всех обстоятельствах. Не факт, что на его месте вы приняли бы другое решение (не исключая возможных совершенных ошибок). Может, он во все последние годы героически пытается предотвратить большой военный международный конфликт? (кто знает, чем он на самом деле все это время занят?). «Только бы не было войны» — песня Людмилы Гурченко.

Так, возможно, прав и Илий Ноздрин, который может духовным зрением (кто-то верит в его прозорливость, кто-то нет) видеть то, что что недоступно для понимания сверхрациональному рассудку, но несколько приземленному уму о. Андрея Кураева. Возможно, что у каждого из них своя правда (как известно, существует человеческая и Божественная логика, которые не обязательно всегда совпадают), свое правильное понимание, но здесь кому-то хорошо бы удержаться от навешивания ярлыков, оскорбительных эпитетов в адрес условного «оппонента» хотя бы из уважения к почтенному возрасту и монашескому чину (как в ЖЖ), откровенной чуши старец Илий (критикующий в основном коммунистов согласно своему жизненному опыту), еще никогда не говорил, что позволило бы его считать блаженным или безумным, тут надо быть справедливым. Но зря, конечно, он призывал голосовать за Путина — тот бы все равно победил на выборах-2018. Возможно, он как-то чувствует весь негатив вокруг главы государства и понимает, что тому живется непросто и поэтому его жалеет чисто по-христиански. То же самое касается Патриарха — он постоянно разбирается с какими-то проблемами в разных сферах и у него тоже полным-полно недоброжелателей. А господин Кураев еще сверху подбрасывает им с Путиным своей ехидной критики после тяжелого рабочего дня (которую им нашептывают придворные доброжелатели на ухо: «а Кураев про вас сказал то-то и то-то»), оформленной в виде праведного возмущения, изящно выверенной с богословской точки зрения. Или они сами просто найдут что-то случайно про себя нелицеприятное в и-нете. Какая может последовать адекватная реакция? Что можно изменить таким образом в лучшую сторону?

На открытой лекции в СПбГЭУ «Уровень восприятия информации: #культура #чтение #язык #икона» в 2018-м https://www.youtube.com/watch?v=pvJksIMPMjo&t=29s, отвечая в конце на вопросы, о. Андрей также сказал, что вообще не бывает чудотворных икон, так как все чудеса творит Сам Господь (через иконы, масло, св. воду, мощи и т. д., в том числе по молитвам святых). Но ведь можно и так сказать: вначале верующие говорили об этих святых изображениях так: «это особые иконы, через которые Господь творит чудеса». Через двести лет (допустим) для краткости они стали говорить проще: чудотворные иконы. Мы не видим здесь какой-то особенной проблемы. Потом еще: «мы недостаточно христоцентричны, на иконостасах у многих нет иконы Спасителя, стоит посередине Богородица или Николай Чудотворец, а Св. Троица где-то сбоку», что, мол, это непорядок. Можно было бы возразить, что Богородицу любят, так как Она из святых ближе всех к Богу, не было бы Ее — не было бы и Христа, как бы мы тогда спаслись? Где Богородица — там Христос, посмотрите внимательнее на Ее иконы. Ну это так, маленькое отступление. Артемий Веркольский — единственный святой, убитый молнией, имевший нетленное тело, как у нераскаянного грешника, которого не принимает земля (тоже смотря как посмотреть, исходя из какой богословской позиции), это правда. У писателя Сергея Нилуса был один похожий рассказ на эту тему, я в точности уже не помню (давно читал его книги). На Афоне вообще плохо относятся к нетленным мощам, как заметил отец диакон.

Я все думаю: неужели отец Андрей интересен только либеральным журналистам? Разве у нас нет какого-нибудь (пусть даже и оппозиционного), православного консервативного интернет-контента? (кроме «Царьграда»?) Не обязательно ведь только о политике можно что-то говорить, есть же много разных тем, которые игнорируют своим вниманием федеральное ТВ и «Спас». 

+ + +

Посмотрел эту программу, вспомнил прошлогоднее интервью док. ист. наук, одного из авторов Социальной Концепции РПЦ, бывшего профессора МГИМО Андрея Борисовича Зубова в программе Алеси Леонидовны Бацман (супруги известного киевского журналиста Дмитрия Гордона) на телеканале «112 Украина», задававшая тому неполиткорректные каверзные вопросы о Патриархе и президенте России:

— Процитирую еще одного человека. Андрей Илларионов (советник Президента РФ по экономике в начале 2000-х — Е. Ч.), в нашем крайнем интервью рассказывал, что по его мнению у Путина сейчас активно прогрессирует, как он это назвал, «православие головного мозга» (ранее в другом интервью программе «Гордон» он назвал его «очень умным человеком» — Е. Ч.). То есть он имел в виду, что сегодня президент России все активнее подпадает под влияние своих духовников и старцев и многие его поступки продиктованы именно этим влиянием. Вы согласны с этим?

— Я не знаю, имеет ли Андрей Илларионов какой-то вход во внутреннюю келью Путина, но я не имею. Поэтому я вообще не знаю, слушает ли он каких-то старцев , даже есть ли такие старцы. Есть люди, тот же епископ Тихон, которые любят об этом говорить, но я ни разу от Путина об этом не слышал, что у него есть какой-то духовник. Он ни разу об этом не говорил публично, по-моему. Я никогда этого не слышал и не знаю этого. Поэтому вообще выражение «православие головного мозга» — это тоже одно из отвратительных выражений интеллигентских. Люди не знают, что такое православие и плохо знают, что такое головной мозг. Вот, поэтому такие суждения сами по себе некрасивы. Но в поступках Путина я меньше всего вижу православия. Понимаете, православие прежде всего предполагает заботу не о себе, а о другом. Скажем, об Украине, о Сирии, о собственных гражданах. Вот ничего этого я не вижу в Путине. Православие — это жертва для христианства вообще. Это жертва, Херувим стоит на жертве, Христос принес себя в жертву за грехи мира, вот это есть Православие. А вот этого я во Владимире Владимировиче не вижу. Мне кажется, что он — обычный советский политик с традициями КГБ и православие для него не больше, чем идеология, которую он иногда использует.

+ + +

Мы бы пропустили это высказывание профессора Зубова мимо ушей, только мы неоднократно, в том числе от близких людей слышали: «президент слишком много увлекается внешней политикой, а о гражданах внутри страны он практически не думает». Прерывает свои заграничные командировки, только когда случится какое-нибудь ЧП, крупное наводнение в провинции и т. д. Приезжает и начинает во всем «разбираться» пред видеокамерами: как такое могло в принципе произойти, кто виноват и т. д.

Кроме того, летом 2009 года на выставке Ильи Глазунова состоялся примечательный  диалог. На многонаселённой  картине «Вечная Россия» высокий гость –  Владимир Владимирович Путин – обратил внимание на святых Бориса и  Глеба. «Борис и Глеб — святые, это понятно. Но они всё отдали без борьбы. Это не может  являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют». Илья Сергеевич  Глазунов согласился с государственным мужем: «Мне это чуждо».

(Президенту на тот момент были намного ближе князья Александр Невский и Димитрий Донской — Е. Ч.)

Корреспондент pravmir.ru тогда написал: «Думаю, собеседники не лицемерили, не лукавили. Глазунов всю жизнь  воспевал героику ратного подвига, Путин – как спортсмен, офицер и  политический деятель – воспитал в себе дух победителя, чемпионский характер. А ведь святость Бориса и Глеба проявилась именно в том, что они «всё отдали без борьбы» (подражая Христу — Е. Ч.). Правда, не совсем «всё», а всё мирское, материальное.

В это, наверное, трудно поверить, но я вовсе не собираюсь глумиться  над Путиным в посудной лавке и на художественной выставке. Это  становится всевластным веянием моды – бранить Путина. Мода порабощает,  опасно открывать душу такому соблазну. Я не про выборы, не про митинги.  Просто вспомнилось, что много раз изучал со студентами и школьниками – и  всегда этот памятник древнерусской литературы вызывал споры.

«Это  же бессмысленное смирение! Они потворствовали злу, фактически помогли   Святополку утвердиться на престоле. Если Святополк действовал по  наущению лукавого – в чём же подвиг святых?», — такие восклицания и  вопросы звучат в любой аудитории, когда речь заходит о Борисе и Глебе.  Нередко припоминают и о толстовстве, об Иване Ильине, говорят о недопустимости непротивления злу насилием. 

Словом, почти все согласны с В. В. Путиным и И. С. Глазуновым, почти  каждый готов сказать о князьях-страстотерпцах: «Мне это чуждо». А ведь  они были, по известному выражению М. В. Толстого, «первыми прекрасными  весенними цветами новопросвещённой Руси», потому что их подвиг для  многих людей открыл суть христианства, стал примером (к сожалению,  недостижимым) для всех поколений Рюриковичей.

Есть такой анекдот – по-моему, не блещущий остроумием, но, как  выяснилось, точный по оценке психологии. «Если попал Дантес, то почему  памятник Пушкину?» В таком духе всё чаще рассуждают и об убиенных  князьях…» 

Владимир Крупин сказал:

«Все мы, грешные, еще  должны дорасти до понимания величайшего подвига первых русских святых  Бориса и Глеба. Почему эти смиренные, безвинно погибшие люди после своей  мученической кончины являлись святому благоверному Великому князю  Александру Невскому перед Невской битвой и битвой на Чудском озере?  Почему они приходили помогать Димитрию Донскому на поле Куликовом? Как  понять эти факты? Ведь они не исчезли и не растворились как бесплотные  духи, они же остались жить в Святой Руси, они же остались помогать нам,  строить, созидать и молиться. Если бы это было не так, мы бы не молились  им…»

Трудно совместить наши представления о героизме, о победе с образами  князей, которые могли бы оказать сопротивление преступнику, могли бы  бросить в бой дружину, но избрали долю жертвы и вечную жизнь.

Цит. по: https://www.pravmir.ru/boris-i-gleb-legli-i-zhdali/

На лекции 17 марта 2012 года в ПСТГУ епископ Тихон Шевкунов также рассказывал, что президент РФ несколько раз в год исповедуется и причащается, является настоящим христианином.

+ + +

«Чужая душа потемки», говорится о человеке, который замкнут в своем внутреннем мире и никогда не показывает ни свои думы, ни свои мысли, такой человек очень закрыт. 

И про этого человека никто не может знать его настоящих качеств, ни положительных, ни отрицательных,потому что на лице у него может быть написаны одни эмоции (и это маска), а в душе совершенно другие — настоящие. 

Мы и себя-то толком не знаем, как же нам разобраться в другом человеке? Даже зная себя полностью, мы никогда не можем быть уверены в  том, что понимаем другого. Мы не всегда понимаем, что другой человек говорит. Человек не всегда может точно выразить словами смысл того, что он думает или чувствует. Он думал одно, а сказал другое. Мы услышали третье (ведь каждый из нас понимает смысл слов по-своему), а поняли четвертое. И хорошо если при этом мы все же нашли общий язык. 

Но если нам трудно понять, что говорит человек, то как мы можем понять то, что он думает? 

Цит. по: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/192027-kak-vy-ponimaete-poslovicu-chuzhaja-dusha-potemki.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded