echelpanov (echelpanov) wrote,
echelpanov
echelpanov

Categories:

"Не судите, да не судимы будете"

27 ноября память правоверного святого царя Юстиниана I Великого, создателя Симфонии православного царства и церкви, автора читаемой на богослужении молитвы "Единородный Сыне и Слове Божий...", входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. Император Юстиниан и святой равноапостольный император Константин Великий могут, как кажется, служить полной противоположностью первому русскому царю Ивану IV Васильевичу Грозному, которого многие историки и церковнослужители называют "тираном", "сыноубийцей" и "темной исторической личностью". Но что если сравнить жизнь и дела святых византийских императоров и русского царя? Давайте попробуем - не ради осуждения, а ради назидания тем, кто любит видеть родную историю только в черном цвете.

- Вячеслав Геннадьевич Манягин, 27. 11. 2019, 10: 01

https://about-history.com/wp-content/uploads/2018/03/Justinian-the-Great-and-the-Almost-Restored-Roman-Empire-1280x720.jpg
Император Юстиниан I Великий мозаика. Фото - https://about-history.com/wp-content/uploads/2018/03/Justinian-the-Great-and-the-Almost-Restored-Roman-Empire-1280x720.jpg


Фрагмент из книги В. Манягина «Апология Грозного царя». Заказать книгу с автографом автора можно написав в груп
пу https://vk.com/manjagin


«И все же, — скажет читатель, — что, если прав не Манягин, с его апологией Грозного царя, а многочисленные и весьма авторитетные историки, хотя бы тот же Карамзин? И Иоанн Грозный, пусть и не самый страшный тиран в истории человечества, но все же виновен хотя бы в некоторой части инкриминируемых ему преступлений. Например, ненамеренно убил сына. Да вот и с двоюродным братом, князем Владимиром Старицким, как бы это помягче сказать… не все ясно. И может ли быть назван святым человек, отправлявший на смерть, пусть и в соответствии с законом, тысячи людей?»


Не буду спорить, приведу лишь (не ради осуждения, а ради назидания)  несколько малоизвестных либо хорошо забытых исторических фактов из жизни  православных византийских императоров, в святости которых никому не  приходит в голову усомниться.


Святой равноапостольный царь Константин Великий вел войну со своим соперником, Лицинием. Потерпевший поражение Лициний был осажден в городе Никомидии. Константин пообещал сохранить ему жизнь при условии, что он отречется от власти, и Лициний был вынужден принять условия победителя. 18 сентября 324 года в торжественной обстановке он снял с себя пурпурную императорскую мантию и  пал к ногам Константина. Как Константин и обещал, он милостиво обошелся  с побежденным, и Лициния просто выслали в Фессалоники (совр. Салоники),  а сын Лициния Лициниан даже получил титул цезаря.


Но вскоре Лициний вновь начал интриги против Константина, и император,  чтобы предотвратить возможность новых заговоров и смут, повелел его  казнить.


По какой-то причине император Константин вдруг резко изменил отношение к своему старшему сыну Криспу. Заподозрив его в подготовке заговора, император отобрал у него управление провинциями и стал держать его при себе почти на положении пленника. Слухи обвиняли в наветах на Криспа его мачеху, супругу Константина  Фаусту, желавшую устранить соперника своих сыновей на пути к власти в  империи. Она якобы обвинила Криспа в замыслах лишить своего отца не только власти, но и жизни, и утверждала, что Крисп сделал своей мачехе предложение стать его женой и императрицей после переворота. Но подлинная причина императорского гнева осталась в истории скрытой.


В  325 году Константин, взяв с собой Криспа, отправился в Рим, чтобы  отпраздновать двадцатилетнюю годовщину управления империей. Но торжество  было испорчено общественными беспорядками. Когда Константин отказался  принести жертву в храме Юпитера на Капитолийском холме, как того  требовала древняя традиция, раздражение римлян-язычников против  императора проявилось в бурной вспышке. Подстрекаемая сенатской  аристократией, враждебной новым христианским порядкам, разъяренная толпа  повергла на землю огромный памятник императору.


Эта безобразная  выходка, знаменующая недолговечность земной славы, потрясла Константина и  вывела его из равновесия. Он, вероятно, решил, что заговор против него и  в пользу его сына Криспа начал осуществляться. Там же в Риме он  приказал арестовать Криспа и сослать в Полу, что в Истрии. Вскоре Константин подписал сыну смертный приговор, и Крисп был тайно казнен в Поле. Привычка Константина действовать быстро и решительно на сей раз обернулась ужасной трагедией.


Потом император глубоко раскаялся в своей ярости, приведшей его к  преступлению и оставшейся нравственным пятном в его жизни. Но исправить  ничего уже было нельзя. Константин поставил убитому сыну статую с  надписью: «Жертве несправедливости». Вскоре после этого, Фауста при неясных обстоятельствах утонула в горячей ванне.


Св.  правоверный император Юстиниан, прославленный во святых Православной  церковью, больше всего известен как составитель Кодекса Юстиниана и  автор симфонии светской и духовной властей. Он составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий...», которая поется на литургии перед малым входом. Он первый ввел закон об обязательном государственном праздновании важнейших православных праздников: Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородице и др. Был весьма набожен, и в частной жизни проявлял высокое благочестие.


И в то же время «мягким» этого императора никак не назовешь. При нем  царили весьма жесткие порядки, за многие преступления было одно  наказание — смерть. Смертью каралось, например, оскорбление императора,  даже повреждение его скульптурных изображений. Причем для простолюдинов  предусматривались весьма разнообразные виды казни: распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали.


Император начал  реформы, которые вызвали знаменитое восстание «Ника» в Константинополе  (532 г.). В числе мятежников оказались как городские низы, недовольные финансовой политикой правительства, так и знать, презрительно относившаяся к императору-«выскочке», родившемуся в семье бедного македонского крестьянина.


Лидеры восставших предъявили свои  требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их  отверг, назвали его убийцей и прекратили переговоры. Тем самым  императору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась  тем, что в тот же день арестовали подстрекателей к мятежу и приговорили  их к смерти. Двое осуждённых сорвались с виселицы («были помилованы  Богом»), но власти отказались их освободить.


Тогда была создана  единая партия всех недовольных властью с лозунгом «Ника!» («Побеждай!»).  В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император  согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу  министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что  знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к  мятежу.


Ничего не дали ни  попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное  покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. «Город представлял груду чернеющих развалин», — писал современник. Верные правительству войска, в конце концов, подавили восстание: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и  устроил там жестокую резню. При этом единомоментно погибло 35 тыс. человек.


Под конец жизни император Юстиниан задумал примирить православных с  еретиками-монофизитами, для чего он решил созвать V Вселенский собор.  Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов  — Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так  называемые «три главы»). Сложность состояла в том, что все они умерли в  мире с Церковью.


Можно ли осуждать умерших? После долгих  колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились  Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов (тогда  еще православных). Император вывез Папу в Константинополь, держал его под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе посмертно  (!) осудил «три главы». Папа, хотя и не участвовал в работе собора,  ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, всё  же подписал их.


Император Юстиниан даже написал близкий по духу еретикам-монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы.


Итак, история показывает, что Православная Церковь признает святыми царей, которые в тот или иной момент своей жизни вели себя, мягко говоря, не по-православному.


Святой равноапостольный император Константин нарушил клятву, данную им Лицинию, приказал убить своего сына Криспа, да  и супруга императора погибла при невыясненных обстоятельствах.


Не в подобных ли преступлениях обвиняют и царя Иоанна Грозного? Ему ставят  в вину убийство двоюродного брата Владимира Старицкого, родного сына  Иоанна Иоанновича и даже утопление в монастырском пруду некоей  безымянной «жены». С тем лишь отличием, что все его «преступления»  абсолютно не доказаны.

Император Константин причислен к лику  святых за деяния во благо Церкви, а также потому, что перед смертью он  принес покаяние. Но разве меньше деяний совершил во благо Церкви царь  Иоанн, принесший свет Христов в царства Казанское, Астраханское,  Сибирское, земли Нагаев и в Пятигорье? Эта территория никак не меньше,  чем территория Византийской империи. Разве не построил Иоанн 100 храмов и  монастырей? Разве при нем не была проведена реформа церковной жизни, отраженная в Стоглаве?


Войска святого правоверного императора Юстиниана при подавлении мятежа, только за один день убили людей в девять раз больше, чем приказал казнить Иоанн Грозный за полвека своего правления. Император Юстиниан составил кодекс законов? А Иоанн Грозный —  свой знаменитый Судебник!


Грозного царя обвиняют в насилии над  епископатом. Но Юстиниан, как мы помним, принуждал папу Вигелия не  просто покинуть престол. Он понуждал его покривить против Православного  учения, подписать осуждение уже умершим (!) борцам с ересью монофизитов!  Более того, сам написал «близкий к ереси» труд, и отправил в ссылку  осудивших его епископов.


Вот уж чего не делал Иоанн Грозный! Он  всегда и везде выступал в защиту чистоты Православия. Умер он в мире с  Церковью, пострижен в иночество под именем Ионы и похоронен в иноческом  одеянии. Сегодня нам говорят о том, что государь был, якобы, пострижен  уже после смерти. И потому никак не может считаться иноком. Как  утверждает митрополит Ювеналий в своем докладе: «…чин пострижения в  схиму совершался, вероятно, уже над бездыханным трупом, что также не соответствует облику праведника»


Однако  это не так! Царь Иоанн перед смертью причастился, как и положено  православному христианину и принял постриг с именем Иона, как  свидетельствуют о том многочисленные документы.


В «Грамоте  избранной и утвержденной на царство царю Борису Феодоровичу» записано:  «егда же восхотевшу Богу во онь век безконечный преставити от жития сего  государя, царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Руси, тогда  повеле приити к себе духовнику своему архимандриту Феодосию, хотя ему  исповедати последнее исповедание, и пречистых Христовых Таин от него  причаститься. Егда же Великий государь последняго напутия сподобися, пречистаго тела и крови Господа,  тогда во свидетельство представляя духовника своего архимандрита  Феодосия, слез очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе  приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину»


Святой  Патриарх Иов, составивший «Повесть о честном житии Царя и Великаго  князя Федора Ивановича всея Руси» сообщает: «Благоверный Царь и Великий  князь Иван Васильевич всея Руси прииде в пятьдесят третье лето возраста  своего, случися ему велия болезнь в ней же проувидев свое к Богу отшествие, восприят Великий ангельский образ и наречен бысть во иноцех Иона, и по сем вскоре остави земное царьство, ко Господу отъиде». Сказано абсолютно конкретно: вскоре после пострижения отошел ко Господу.


Архиепископ  Арсений Елассонский, грек, живший в России, также сообщает о том, что  «царь Иоанн Васильевич, оставив царствие сыну своему Федору еще при жизни, и постригся в монахи»


Так зачем и кому нужны лживые выдумки и двойные стандарты?


Царь Иоанн, грозный страж земли Русской, свят у Господа. И никому этой святости у него уже не отнять.


Источник: https://vk.com/@manjagin-ne-sudite-da-ne-sudimy-budete


Tags: Апология Грозного Царя, Вячеслав Манягин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments