echelpanov

Categories:

Как историческая недостоверность стоила Михалкову "Оскара"

«Сибирский цирюльник» провалился в прокате в Штатах, потому что режиссер первым же кадром плюнул американцам в душу.

Ляпы в фильмах случаются постоянно, особенно когда дело касается истории. Но так ли это важно? О том, стоит ли придираться к «погонам и петличкам», почему детали могут оказаться крайне важными и как несоответствие эпохе стоило Михалкову «Оскара», рассказал на прошедшей в конце августа в «Читалке» лекции «Историческое кино: верю – не верю» историк и директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров.

Нужна ли историческая достоверность? Вот вам пример, когда ее отсутствие погубило амбициозный проект. В 1998 году Никита Сергеевич Михалков снял фильм «Сибирский цирюльник». У этого фильма было три задачи. Первая – создать красивый образ Российской империи, вторая – завоевать Никите Сергеевичу «Оскар». Поэтому фильм снимался на английском (русский текст идет либо в репликах русских актеров, либо переводом), введена американская линия – и это должно было обеспечить интерес американской публики. И третья задача, как нам объяснялось, – фильм должен был стать частью кампании по формированию имиджа исторической России за рубежом, в первую очередь – в Штатах.

Все это разлетелось вдребезги благодаря первым же пяти минутам фильма. Рассказываю, как это произошло. В первом же кадре мы видим флаг США, и американская публика начинает свистеть и уходить из кинотеатров: внизу дана дата – 1905 год, а флаг современный (принят 4 июля 1960 г., когда Гавайские острова стали 50-м штатом — Е. Ч.). Как вы знаете, американский флаг эволюционировал со временем, сейчас на нем 50 звездочек, тогда было 45. Американцы это знают прекрасно, в Америке флаг – один из предметов культа: водружают его везде, где могут, повсюду таскают с собой и историю своего флага знают назубок. И вот в первом же кадре им плюют в душу!

Но этим Никита Сергеевич не ограничился. Дальше идет лагерь West Point – опять-таки культовое американское высшее военное учебное заведение, о нем в США написаны сотни книг, сняты сотни фильмов. И все прекрасно знают, что West Point находится в лесу, а вовсе не на крутом берегу океана! У американцев снова возникают вопросы…

Затем среди кадетов появляется сержант-кавалерист, который начинает на них орать, как в современной армии. Не было такого в West Point! Дальше появляются сами кадеты, и их облик – смесь из формы, отмененной за два года до событий, и полевого снаряжения, которое, напротив, введут только через три года. Противогаз, изобретенный в годы Первой мировой (в 1915 г. — Е. Ч.), и фуражка с кокардой образца 1923 года. Чтобы это понять, представьте себе советского солдата в буденовке, с «калашниковым», а на экране – крупную надпись: действия происходят в 1950 году.

В общем, Михалков отомстил Голливуду за все фильмы с генералом Гоголем и советскими солдатами в буденовках. Американская публика толпами уходила из кинотеатров, фильм с треском провалился в США и на «Оскар», понятное дело, даже не номинировался. 

Небольшое пренебрежение к деталям привело к срыву таких амбициозных планов режиссера.

Почему так произошло? Проблема в том, что наши кинематографисты крайне редко пользуются услугами консультантов-историков, историки всегда идут на последнем месте. Да, конечно, фильм – это в первую очередь мастерство режиссера и сценариста, игра актеров. И есть примеры, тот же фильм «1612», когда была проделана колоссальная работа большой группы консультантов, подобрали блестящий реквизит, одежду, стиль разговоров проработали, а кино вышло провальным, потому что к нему придумали совершенно фантастический сюжет с единорогами и похищенными царевнами.

Но даже хорошее кино можно загубить грубыми ляпами.

Мария Рамзаева — сценарист, писатель и журналист. С отличием окончила журфак МГУ и сценарный факультет Московской школы кино. Сотрудничала с рядом изданий в качестве внештатного автора. 

Источник: https://republic.ru/posts/l/1165489

Читайте также:

+ + +

Киноляпы «Сибирского цирюльника»: красный Кремль в Царской России начала XX века?

"Фирменным" шрифтом для всей рекламной продукции выбран шрифт "Герольд", который (сюрприз!) был разработан товарищем Хайнцом Хоффманом в 1901 году. Действие же фильма происходит в 1885 году, т.е. на 16 лет раньше. В том, что немецкий модерновый шрифт использован для рекламы фильма про эпоху Александра III (который, кстати, вовсю пропагандировал русскую "национальную самобытность" во время своего царствования), надо винить дизайн-бюро фирмы "КОМСТАР". На официальном сайте фильма написано: "...дизайн сайта, разработанный дизайн-бюро КОМСТАР, был принят за основу для выпуска полиграфической продукции к премьере фильма (афиши, плакаты и т.д.) и был выбран из многочисленных вариантов, предоставленных дизайнерскими агентствами". Но это только "фирменный стиль". Ну не было у дизайнеров под рукой ничего, кроме стандартной библиотеки Паратайпа, что тут поделаешь? Но и в самом фильме со шрифтами устроено полное безобразие.

Скажем, вывеска МакКракена (McCracken) выполнена чуть изуродованным шрифтом Таймс. Хотя этот шрифт был сделан только в 1931 году в фирме Monotype товарищами Стенли Морисоном и Виктором Лардентом по заказу английской газеты The Times. Америка, конечно, прогрессивная страна, и МакКракен тащил с собой вывеску со Старого Света. Торопился на пароходе, а потом и на паровозе и опередил-таки историю на 46 лет.

Все вывески, которые висят на домах, должны создать атмосферу старой Москвы, однако больше напоминают работу студента второго курса Полиграфа - все буквы кривые, нарисованы кисточкой в большой спешке. В фильме лишь изредка использованы графические вещи, напоминающие оригинальные. На экране они выглядят как произведения, которым минимум сто лет, хотя в прошлом веке они должны были быть новыми...

Известно, что "Никита Михалков стал первым человеком, которому удалось потушить кремлевские звезды, а также проложить рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить по ним конку". Однако, в фильме в дневных съемках видны кремлевские звезды, электрические фонари(2), крепления для флагов, таблички с названиями улиц, а памятник Минину и Пожарскому стоит рядом с собором Василия Блаженного (а стоял напротив того места, где сейчас мавзолей). Стена Кремля со стороны Красной площади была засажена липовой аллеей, которую в фильме мы тоже не видим, зато видим закрытые брезентом софиты, освещающие собор Василия Блаженного.

Около Тайницкой башни виден фонарный электрический столб советских времен. Кроме того, в прошлом веке набережная была огорожена чугунной решеткой, а не сплошным гранитом. А к самой башне была пристроена отводная стрельница (соединявшая башню почти с самой набережной), которая была снесена только в 1930-х годах. Несколькими секундами позже этого кадра зритель видит здание Государственного Кремлевского дворца в строительных лесах (!) и рубиновую звезду (!!) Водовзводной башни.

И самое главное. В прошлом веке все кремлевские стены красили извёсткой, отчего они были, как нетрудно догадаться, белыми, как Новодевичий монастырь. Понятно, отчего коммунисты не красили "стены древнего Кремля" - чтоб красными были...

При принятии юнкерами присяги используется флаг нынешней РФ, хотя в те времена использовался флаг Империи, совершенно с другими цветами — черно-белыми-золотыми.

Совершенно позорно изображен на экране храм Христа Спасителя - на большой тряпке нарисовано нечто без пропорций. Показывают мельком, чтобы и Лужкову было приятно, и зритель чтоб не успел заподозрить обмана.

В сцене, где мадам приезжает к сыну в лагерь, казус с автомобилем. Нам показывают Ford 20-30х г.г. выпуска. А модель Ford-T, выпущенная в 1909 году выглядит намного архаичнее чудесной машинки из фильма.

https://vk.com/topic-5442472_9813796


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded