echelpanov

Categories:

Николай Лосский о характере русской нации

149 лет со дня рождения Николая Онуфриевича Лосского (6.12.1870, Кресловка Витебской губ. – 24.01.1965, Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа), доктора философских наук (1907), одного из основателей направления интуитивизма в философии, историка философии. Приват-доцент (с 1900), профессор (с 1916) Петербургского университета. Соредактор журнала «Мысль» (1920–1922). В эмиграции с 1922. Преподавал и вёл научную работу на Русском юридическом факультете в Праге (1922–1929). Часто бывал в Париже, читал лекции с 1924 в Русском народном университете, Франкорусском институте, Религиозно-философской академии, Свято-Сергиевском богословском институте и др. С 1946 в США. Профессор Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. В 1960 во Франции, поселился в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Издал ряд книг. Публиковался в журналах «Современные записки», «Путь», «Вестник РСХД», в «Новом журнале», в газетах «Последние новости», «Новое русское слово» и др. Главную задачу философии видел в построении теории о «мире как едином целом» на основе прежде всего религиозного опыта. Основной чертой русской философии считал её этический характер.

Николай Онуфриевич Лосский

«Характер русского народа»

Год выпуска: 1957.
Место издания: Франкфурт-на-Майне.
Издатель: «Посев».

Выдающийся русский мыслитель Н. О.Лосский (1870-1965) размышляет о нравственно-психологических особенностях русского народа и о том, как эти особенности влияют на историческую судьбу России. К этой книге, как нельзя лучше, применима формула "большое видится на расстоянии". Лосский написал ее на закате своей долгой и невероятно насыщенной жизни, на другом конце Земли - в Америке.

Н. О.Лосского интересует и религиозность русского народа и его способность к высшим формам опыта, он рассматривает такие трудно уловимые категории, присущие человеку и нации, как чувство и воля, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм, нигилизм, раскольничество и многие другие.

Книга Н. О. Лосского - это и вопрос и ответ одновременно. Размышляя, автор не убеждает и не утверждает. Ибо нет ничего более ошибочного по его мнению, как догматические аксиомы. Интуиция – его путеводный маяк.

Читать и скачать бесплатно:

Введение 

Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. Пытаясь дать характеристику русских людей, приходится говорить, конечно, о тех общих свойствах, которые чаще всего встречаются у русских и потому выразимы в общих понятиях. Эти общие свойства представляют собою нечто вторичное, производной из индивидуальной сущности каждого отдельного лица, но всё же они заслуживают исследования, потому что дают представление о том, с какими чертами характера чаще всего можно встретиться в среде данного народа. Не следует думать, что. общие свойства, которые удастся найти, принадлежат каждому русскому человеку. В жизни каждого народа воплощены пары противоположностей и их особенно много среди русских людей. Многие из этих противоположностей встречаются также и у других народов, но у каждого народа они имеют своеобразный характер.

Самая увлекательная, но и трудная, не всегда разрешимая задача состоит в том, чтобы найти такое основное свойство, из которого вытекают два противоположные свойства, так что отрицательное свойство есть как бы оборотная сторона той ж е медали, у которой лицевая сторона — положительная. Вторая задача при исследовании характера народа, более легко разрешимая, состоит в том, чтобы определить, какие свойства народа представляет собою первичное, основное содержание его души и какие свойства вытекают из его первоосновы. В своих заметках я буду иметь в виду душу отдельных русских людей, а не душу русской нации, как целого, или душу России, как государства. Согласно метафизике иерархического персонализма, которой я придерживаюсь, каждое общественнное целое, нация, государство и т. п., есть личность высшего порядка: в основе его есть душа, организующая общественное целое так, что люди, входящие в него, служат целому, как органы его. Философ и историк Л. П. Карсавин называет такое существо с и м ф о н и ч е с к о ю личностью . Характер такой души общественного целого может иногда или в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него. Древние римляне хорошо подметили это явление в жизни своего государства: они говорили „senatores boni v iri, senatus m ala b estia“ (сенаторы — добрые люди, а сенат — злая бестия). Но, конечно, некоторые свойства лиц, входящих в общественное целое, принадлежат также и самому этому целому. Поэтому иногда я буду говорить не только о характере русских, но и о характере России, как государства. 

Н. О. Лосский

Источник: https://vk.com/emigrantbooks

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded