echelpanov

Categories:

Что есть истина? Чему не учат в школах, колледжах и вузах

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II

Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство: сборник произведений А. С. Пушкина  с параллельными текстами из Священного Писания и комментарием. М.: ИД “Муравей”. 1998. 280 с.

Сборник подготовлен по Пушкинской программе Российского Фонда Культуры

В книге рассказывается о религиозных исканиях А.С.Пушкина от лицейского стихотворения “Безверие”, насмешек над Священным Писанием до произведений, источником которых послужили священные тексты христианства. Приводятся отрывки из более чем ста стихотворений, писем и других текстов Пушкина, содержащие прямые и скрытые цитаты из Библии, литургии, молитв, житий святых, а также воспоминания современников о кончине поэта и сведения о не осуществленных им замыслах духовных произведений, среди которых - драма об Иисусе, переложение Книги Иова.

В книге приводится указатель обращений Пушкина к Священному Писанию, значительно дополняющий справочный аппарат академического Полного собрания сочинений Пушкина в 16-ти томах.

От научных редакторов

В море изданий о Пушкине, появляющихся в преддверии 200-летнего юбилея великого поэта, сборник “Пушкин и христианство”, составленный И.Ю.Юрьевой,выделяется выверенностью состава, строгостью и научностью комментария.Подобную книгу уже давно ждет российская общественность. Дело в том, что творчество Пушкина насыщено характерными для русского менталитета начала XIX века цитатами, намеками на религиозные тексты от Ветхого и Нового Заветов до молитв и богослужений годового церковного круга. Весь этот фон, постепенно утраченный еще в атеистический период начала XX в., был подвергнут насильственному искажению в последующие годы. В результате значительный пласт пушкинского творчества остается непонятным современному читателю, исчезает глубина мыслей Пушкина, теряются его иронические, подчас очень тонкие намеки и замечания, в целом многие произведения теряют ту полноту поэтического звучания, которая была заложена в них поэтом.Конечно, восстановить полностью в сознании современного читателя весь этот пласт знаний едва ли возможно. Во всяком случае, это задача не одного дня и не одной книги. Сборник “Пушкин и христианство” закладывает фундамент такого понимания и является пусть первым, но очень весомым шагом на пути к адекватному восприятию творчества величайшего национального гения.

М. Аринштейн, В. Г. Моро

От составителя

Что есть истина?

Эти евангельские слова Пушкин взял эпиграфом к стихотворению “Герой”. Они могут быть эпиграфом и к нашей книге:

"Иисус отвечал: ... Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?”(Ин. 18: 37-38).

На вопрос Пилата в Евангелии от Иоанна отвечает Сам Спаситель, обращаясь к Небесному Отцу: “слово Твое есть истина” (Ин. 17: 17). 

Сегодня уже нет необходимости доказывать, что без обращения к Библии невозможно постичь глубинный смысл пушкинских произведений, что священные тексты христианства послужили одним из важнейших источников поэтики Пушкина. Об этом уже написаны книги о. Бориса Васильева, Г.А. Лесскиса, В.Г. Морова, М.Ф. Мурьянова, В.С. Непомнящего; несколько лет подряд выходят сборники “Пушкинская эпоха и христианская культура”.

Однако в “полных” и “избранных” сочинениях Пушкина духовный смысл его произведений до сих пор вольно или невольно скрывается от нас издателями. Лаже прямые обращения Пушкина к Священному Писанию толкуются странно или не толкуются вообще.

Разумеется, в 1930-е годы, когда готовилось Большое академическое издание, писать на эту тему было невозможно. И все-таки Н.В. Измайлову удалось под видом именного указателя дать ссылки на многие обращения Пушкина к Священному Писанию в лирике и в письмах. Малое академическое комментированное издание несколько раз выходило совсем в другие, либеральные времена. Но здесь почему-то не назван источник эпиграфа к “Герою”, стихотворение “Чудный сон" спрятано среди черновиков другого произведения, а “Молитва русских” - среди “коллективного”. Пушкинское заглавие стихотворения 1836 г. “Молитва” изъято из всех советских изданий. Как в Малом, так и в Большом академическом собрании сочинений отсутствуют обширные выписки Пушкина из Четьих Миней и перевод жития св. Саввы Сторожевского...

Но страшны не такие умолчания: сейчас готовится новое академическое издание Пушкина, и можно надеяться, что оно действительно будет полным.

Самое печальное впечатление оставляют комментарии к религиозным произведениям Пушкина, которыми наполнены книги прошлых лет. Например, в сборнике “переписки, воспоминаний, дневников” 1836-1837 гг. (В. Кунин “Последний год жизни Пушкина”. Москва: издательство "Правда”, 1988) о стихотворениях Каменноостровского цикла написано буквально следующее (курсив наш - И. Ю.):

«На основании этих стихов сколько говорено было, будто Пушкин к концу жизни пришел к религии, заменил верой свой прежний скепсис, а иногда и прямую пародию и насмешку (“Гавриилиада”) над Священным писанием! И как-то оттесняется в сторону общеизвестная мысль о том, что евангельский сюжет обычное дело для писателяпушкинского времени - ведь в легенде об Иисусе Христе бездна поучительного... “Отцы пустынники...” по форме представляют собой молитву... (только не переводите ее в чисто религиозныйплан!)... Далее следует “Мирская власть”,., смысл стихотворения откровенен: власть имущие готовы и самого Иисуса Христа присвоить себе, как “казенную поклажу”, не допустив к нему простой народ. Здесь, рискнем сказать, видится и некоторая аналогия с судьбой поэта, к творениям и к сердцу которого стараются не допустить читателя из народа».

Конечно, так было только в пушкинское время, а мы с вами, дорогие читатели из народа, допущены издательствами “Наука” и “Правда” к творениям поэта. Но чтение их с подобными комментариями навевает тот же вопрос: что есть истина?

Чтобы ответить на него, нужно вернуться к самим текстам Пушкина, перечесть их внимательно и в тех случаях, когда они связаны с христианством, обратиться к Священному Писанию, к которому обращался и Пушкин на протяжении всего своего пути - сначала с духом отрицанья и сомненья, затем с духом смирения и любви, с надеждой и верой.

Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга, где собраны высказывания Пушкина о религии и наиболее яркие случаи обращения его к Священному Писанию, поможет приблизиться к истине.

+ + +

Однажды д-ра филологических наук А. Н. Ужанкова пригласили на программу А. Г. Гордона «Закрытый показ» Первого канала (несколько лет назад), там разбирали какой-то фильм, связанный с биографией или произведением Александра Сергеевича. Настало время комментария профессора Ужанкова: «Вообще-то Пушкин был верующим православным христианином» (во второй половине жизни, ближе к роковой дуэли). На него все гости зашикали: «Да вы что такое говорите, он же был атеистом!». Тому пришлось повторить, но его никто не хотел слушать. Такова сила стереотипов, привитых в школе и на студенческой скамье.

Скачать книгу бесплатно: https://azbyka.ru/fiction/wp-content/uploads/2019/06/pushkin-i-hristianstvo-jureva.pdf

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded