echelpanov

Categories:

Апостол славян

Тропарь, глас 4:

Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Икона святого апостола Андрея Первозванного передана в дар Ставропигиальному Морскому собору г. Кронштадта 20 июня 2016 20:19. Фото - https://kronshtadtsobor.ru/ikona-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo-peredana-v-dar-soboru-2/
Икона святого апостола Андрея Первозванного передана в дар Ставропигиальному Морскому собору г. Кронштадта 20 июня 2016 20:19. Фото - https://kronshtadtsobor.ru/ikona-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo-peredana-v-dar-soboru-2/

Писатель Вячеслав Манягин 10 дек. в 1:06

Один из интереснейших моментов славяно-русской истории (на ее скифском этапе) связан с упомянутым в «Сказании о Словене и Русе» «хождении» апостола Андрея Первозванного. Действительно, примерно с начал XI в. на Руси известна письменная версия легенды о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным еще в I веке по Р. Х., то есть, непосредственно сразу после завершения земной жизни Иисуса Христа.

Первозванным его назвали по той причине, что он стал первым из призванных учеников Христа. Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу. Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли Эвксинским Понтом (Гостеприимным морем).

Апостол Андрей проповедовал в Малой Азии, прародине хеттов-скифов, где его жестоко пытали и чуть не убили в Синопе язычники, основал епископию в городе Византии (будущем Константинополе), прошел все северное побережье Черного моря от Босфора до Абхазии, посетил города Феодосию и Херсонес. 

Древнерусские источники, считают, что путь апостола Андрея пролегал значительно дальше на север. Повесть временных лет, начиная с общего с другими источниками утверждения о служении апостола в Причерноморье: «А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров» (Стлб. 7), — далее рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по Днепру. Остановившись на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам:

«Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. В XIII в. на месте, где это, по преданию, произошло, была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, заменённая в середине XVIII столетия храмом архитектора Растрелли в честь самого Первозванного апостола. 

Различные средневековые источники сообщают о дальнейшем пути святого Андрея в Новгород, где он воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и далее до острова Валаам, где он установил каменный крест. Оттуда апостол, как считается, направился в Рим через Польшу (польское средневековое предание о принятии крещения от Андрея Первозванного также существует).

«В древнейшей рукописи «Оповедь», хранившейся в монастырской библиотеке Валаама, об этих событиях сообщалось: «Св. Андреи от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду н поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисеи, Лукослав (Как отмечает Ю. Воробьевский, Сила (не путать с апостолом Силуаном, чье имя переведено в русской Библии как Сила ) и Лукослав имена чисто славянские), Иосиф и Косма повсюду сделали ограды и все посадники доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна н Велеса разрушили и уничтожили». О пребывании св. Андрея на Валааме говорит и другой па мятник древности: «Вселетник» киевского митрополита Илариона 1051 года, оригинал которого утерян. Во «Вселетнике» говорилось: «Ноября 30-го св. aп. Всехвального Андрея Первовозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древ[не] тому прийти в Киев, Смоленск, Новгород, Друзино (Грузино) и Валаамо» (Цит. по: Воробьевский Ю. По стопам первозванного апостола // Интернет-публикация).

Из той же «Оповеди» известно, что каменный крест, установленный святым Андреем Первозванным, сохранялся на Валааме до времени преподобного Сергия Валаамского.

Митрополит Макарий (Булгаков) замечает по этому поводу: «Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».

Историки, наоборот, считают, что летописные рассказы о крещении славяно-русов апостолом Андреем носят мифический характер. Скепсис и ирония по отношению к этому преданию проникла даже в ученые клерикальные круги. Профессор Московской духовной академии Е.Е. Голубинский (н. ХХ века) посвятил целый раздел своей фундаментальной «Истории русской церкви» (т. I. М., 1901) разбору летописного рассказа о «хождении» апостола Андрея в Россию, назвал его «легендой» и «крайне несообразным вымыслом», так как этот рассказ «заставляет апостола идти путем, который не только в 50 раз длиннее обыкновенного, но который в его время был совершенно неизвестен», направляет его в «неведомую пустыню», где апостол «не мог иметь никакой надежды утвердить сколько-нибудь прочным образом христианство … Для чего же, предпринимал бы он в нее путешествие? Не для того же в самом деле, чтобы ставить кресты на необитаемых горах или наблюдать такие обычаи, как паренье в банях…» — ехидно вопрошает этот ученый богослов. 

И действительно, с точки зрения официальной истории, в I в. по Р.Х. не было еще ни славян, ни Киева, ни Новгорода, и была вместо России одна лишь дикая пустыня. А ведь крестят людей! Что ж получается, пришел апостол, постоял на безлюдных Киевских горах, сказал неведомо кому свое пророчество о том, что здесь «град великий быти», проплыл по Волхову и вернулся в Рим почему-то через Польшу (точнее будет сказать: через территорию, где появится много веков спустя Польша) и Балтийское море? С точки зрения современного исторического официоза, полная бессмыслица.

Но, с другой стороны, многие историки анитичности, средневековья и новго времени указывают на то, что земли эти в древности не только были густо населены, но на них располагались многочисленные города.

Выше уже говорилось, что греческий географ II в. до Р.Х. Клавдий Птоломей приводит список из шести городов, расположенных на Днепре: Азаргий, Амадока, Сар, Серим, Метрополь, Ольвия, причем координаты Амадоки соответствуют Киеву. Кстати, в XIX веке в Киеве были обнаружены тысячи римских монет, датированных II в. до Р.Х. — IV в. по Р.Х. (См.: Янович В. Наследие тысячелетий. Киев: Задруга, 2006, с. 27—29), так что существовал этот город задолго до рубежа V—VI вв. — официально признанной даты его основания Кием.

П.Й. Шафарик считал, что «задолго до привзания варягов, в странах между Понтом [Черное море] и Бельтом [Балтика] была несравненно большая населенность, образованность и общественность, нежели думали прежние ученые» (Цит. по: Янович В. Наследие тысячелетий. Киев: Задруга, 2006, с. 27). Более того, выдающийся чешский археолог и славяновед начала ХХ века Любор Нидерле писал, что восточные славяне продивгались вверх по Днепру и Десне еще до нашей эры и что тогда же они достигли и более северных территорий около озера Селигер и на Валдае и совершенно неправы те историки, которые считают, что славяне пришли к озеру Ильмень и на Вятку лишь в VIII—IX веках (Нидерле Л. Славянские древности. М.: Алетейа, 2001, с. 165).

Так что задолго до Рождества Христова на Днепре, Десне, Ильмене жили многочисленные племена славяно-русов, стояли их города, в том числе и Амадока (Киев) и Славенск (Новгород). Античные ученые называли их скифами, да и они сами, как видно это из «Велесовой книги» и «Сказания о Словене и Русе…», приняли этот этноним как общее название для всех своих племен. Скифы были хорошо известны не только античным историкам, но и апостолам. Как уже говорилось выше, апостол Павел, в послании к Колосянам, упоминает наряду с эллинами и иудеями (упоминание двух этих народов вполне понятно и оправдано) еще и скифов (Кол. 3, 11). Вполне возможно, это связано с тем, что апостолы обратили внимание на сильные элементы единобожия, сохранившиеся у скифов от зороастризма. Мог ли в таком случае апостол Андрей Первозванный пройти Скифию лишь по ее южной черноморской окраине, не приложив все усилия к тому, чтобы обратить ко Христу весь скифский народ? Конечно, нет.

И нам стоит внимательней взглянуть на рассказ о миссионерской деятельности св. Андрея. Хотя в новозаветной книге апостольских Деяний практически ничего не сказано о деятельности большинства апостолов (кроме апостола Павла), но все же существует обширная древнехристианская литература об апостолах, которую называют апокрифической и со временем это слов стало как бы клеймом, уничижающим ее ценность. Но апокриф – это всего лишь не вошедший в библейский свод христианский литературный памятник. Многие из числа апокрифов в первые века христианства почитались Церковью и даже использовались как богослужебная литература. С другой стороны, такие библейские книги как Откровение св. апостола Иоанна Богослова вызывали ожесточенные споры и в течение длительных периодов времени считались апокрифичными, прежде чем были включены в библейский канон.

Письменные рассказы-апокрифы о «хождениях» апостола Андрея известны в Церкви по крайней мере, со II века (Петровский С. Сказания об апостольской проповеди по северовосточному черноморскому побережью // XX и XXI тт. Записк. Импер. Одес. Общ. Истории и Древн. Одесса, 1898). В это время как раз стали умирать живые свидетели его миссионерской деятельности, и потребовалось зафиксировать их рассказы письменно. В них рассказывается о проповеди апостола в странах «варваров и антропофагов». 

Некоторые толкователи священных текстов утверждали, что антропофаги, которых просвещал апостол Андрей – это негры-людоеды, а его апостольская миссия проходила вовсе не в Скифии, а в Африке. Впрочем, большинство отцов Церкви так не думали. Св. Ипполит Римский (III в.) и Дорофей Тирскоий (IV в.) придерживаясь текстов первоначальных апокрифов, считали, что миссия апостола Андрея проходила именно в Скифии. Так же, со ссылкой на Оригена, писал церковный историк Евсевий Кесарийский и другие церковные писатели вплоть до Никиты Пафлагонского (н. Х века) и Михаила Пселла (ХI в.).

Да и те самые антропофаги-людоеды, о котороых как об объекте проповеди апостола писали апокрифы II века, на самом деле ассоциируются с племенем андрофагов, о которых пишет Геродот, рассказывая о Скифии:

«За Борисфеном же, со стороны моря, сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы [славяне. — В.М.]… Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу — на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги — особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.» (Геродот. История. IV, 106. М.: Ладомир, АСТ, 1999). 

Это племя, которое носит одежду «подобную скифской, но язык у них особый» (Геродот. История. IV, 106. М.: Ладомир, АСТ, 1999). Оставим на совести Геродота то, что он приписывает им людоедство. Скорее всего, андрофаги были такими же людоедами, как ямальские ненцы — самоедами. Да и то, что они названы не антропофагми (поедателями людей), а андрофагами (поедателями мужей) может свидетельствовать вовсе не об их каннибализме, а о свирепости в бою. Во всяком случае, жили они как раз там (далеко на север от верховий Днепра-Борисфена), где впоследствие располагался Словенск Великий (он же будущий Новгород). 

Что касается маршрута св. Андрея Первозванного, то надо сказать, что в традиционном описании он вызывает очень много вопросов. Все жития указывают, что «первым поприщем его апостольского служения стало побережье Черного моря». Но потом, по разным житиям, он оказывается весьма непоследовательно, то в Синопе (южный берег Черного моря), то в Византии (ныне Стамбул), то во Фракии (Балканы), то в Самосате (на реке Евфрат), то на Кавказе, то опять на Босфоре. Такие зигзаги без ковра-самолета никак не возможны. Представляется весьма вероятным, что они появились как результат попытки византийских церковных политиков Средневековья утвердить происхождение своей епископской кафедры от первозванного апостола Андрея в противовес римской кафедре, основанной первоверховным апостолом Петром. Для этого Босфор Киммерийский в житие апостола Андрея был подменен (по крайней мере, в некоторых случаях) турецким Босфором, а Фракия «случайно» поставлена на место Фригии, тем более, что и там, и там, по существу, жил один и тот же народ.

Теперь посмотрим, что получится, если учесть эти поправки. Началась миссия апостола Андрея, как и указывают все источники, действительно на южном берегу Понта, в Вифинии (самая северо-западная оконечность полуострова Малая Азия). Оттуда он отправился не через Босфор во Фракию, а на юго-восток, во Фригию. Из Фриги — на северо-восток, в провинцию Понт, где он проповедовал в городах Синопе и Неокесарии, из Понта прошел через азиатскую Скифию (а вовсе не через северочерноморскую), находящуююся в юго-восточном углу Черного моря, вел проповедь в сирийском городе Самосаты в верховьях Евфрата, откуда пошел в Колхиду, в город Фасис на одноименной реке, через земли абасков (Абхазию) вышел на Северный Кавказ, где обращал ко Христу аланов (племя, родственное современным украинцам-славянам и осетинам), откуда отправился в Боспорское царство (Таманский полуостров и Крым), посетил Феодосию и Херсонес, где и узнал дальнейший путь в глубь Скифии по Днепру.

Далее его путь пролегал через Амадоку-Киев к Словенску-Новгороду, через Ладожское озеро и Валаам, по Балтике в Скандинавию, Исландию (Большой и отдельный вопрос: какой именно ледяной остров понимать под данной «Исландией»?) и Шотландию (См.: Карташев А.В. Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси? // Интернет-публикация). В последней стране апостола Андрея до сих пор считают своим покровителем. Затем через Европу он, якобы, добрался до Рима, откуда отправился в Эпир (греческая территория на берегу Адриатического моря), Фракию, Малую Скифию (нынешняя Добруджа, западный берег Черного моря) и в Пелопонес, где в городе Патры и был подвергнут мучительной казни — распят на косом «андреевском» кресте. Случилось это в 60-е годы по Р.Х.

Но у современных исследователей есть версия, что святой Андрей в Риме не был, тем более, что об этом не упоминается ни в одном его житие (Никитин А. Путь «из варяг в греки» и легенда об апостоле Андрее // Интернет-публикация). Правда, утверждают и то, что апостол не проходил по Днепру, который в Повести временных лет, якобы, заменил Дунай — на том основании, что у Днепра «одно жерло», а у Дуная три: «В случае с апостолом Андреем противоречие между Днепром и Дунаем разрешается достаточно просто, поскольку в большинстве древних и исправных текстов ПВЛ рисуется фантастическая (с точки зрения исторической географии) картина, согласно которой Днепр втекает в Черное море тремя устьями. Факт этот в высшей степени примечателен, поскольку исключает возможность отнести его за счет ошибочной правки редакторов и переписчиков, ибо реальный Днепр в исторически обозримое (голоценовое) время неизменно впадал в Черное море одним устьем с Южным Бугом, образуя общий Буго-Днепровский лиман. Последнее обстоятельство было хорошо известно на Руси и даже заставило монаха Лаврентия в процессе переписки текста ПВЛ соответственно изменить «тремя жерелы» … на «жерелом» при сохранении «семидесяти жерел» у Волги ... Наоборот, у Дуная, при столь же неизменном наличии семи рукавов дельты, по традиции указываются только три важнейшие — Килийское, Сулинское и св. Георгия. Именно эти «три жерела» и обозначены автором рассказа у реки, избранной апостолом для своего путешествия» (Никитин А. Путь «из варяг в греки» и легенда об апостоле Андрее // Интернет-публикация).

Но, как признает сам автор этой гипотезы, у Дуная вовсе не «три жерла», а семь. Мы же знаем, и об этом уже говорилось выше, что еще во времена Геродота Днепр впадал в Черное море двумя потоками. Если учесть, что один из днепровских потоков соединялся с устьем Южного Буга, то можно считать, что это и есть три искомых днепровских «жерла».

Соглашаясь с тем, что апостол Андрей не посещал Рим, можно предположить, что он из Шотландии направился через Данию в Польшу, где крестил венедов, затем по Висле достиг ее верховий и, перебравшись в Дунай, спустился на Балканы (этот путь из Балтики в Черное море был одним из самых оживленных торговых путей древности). Тогда более логичным выглядит и его посещение Фракии и Малой Скифии до мучительной казни в Греции, которая, плыви он из Рима через Адриатику, оказалась бы на его пути раньше Балкан.

Маршрут святого апостола Андрея Первозванного прошел таким образом, что он выполнил свою миссю полностью — проповедал Христа всем скифам (славяно-русам) на всех территориях, где они только могли проживать в то время: в Малой Азии (азиатская Скифия), от Черноморского побережья вплоть до Ладоги (Великая Скифия), в Южной Прибалтике, в бассейне Вислы и на западном побережье Черного моря (Малая Скифия).

В Киеве, там, где по преданию, проповедовал апостол Андрей, в 1212 году была поставлена деревянная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В XIX в. ее заменили на Андреевскую церковь, построенную по проекту Растрелли. 

Наверняка, среди скифов появилось много христиан, вполне возможно, что и епископия, которую апостол создал якобы, на турецком Боспоре, на само деле была им основана на Боспоре Киммерийском и стала первой христанской церковью на территории России. Блаженный Иероним в IV веке писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых гетов и даков носят за собой походные храмы». Древние месяцесловы донесли до нас сказание о мучениках Енене, Нирине и Пине: «Эти святые были из Скифии, северной страны, ученики святого апостола Андрея. Они учили о имени Христовом и многих из варваров обратили к правой вере, и крестили их». Впоследствии, как апостол Андрей и сотни других последователей христианства, мученики были казнены (Овчинников Л. Апостол Андрей крестил древних курян // Друг для друга On Line, №44, от 04.11.2008.)

В Приазовье, на северном берегу Черного моря и в верховьях Дона обнаружены археологические следы христианских общин, относящихся к I в. по Р. Х.: «Находки четырехугольных каменных евхаристических жертвенников-престолов, штампов для просфор с символическим изображением креста, комплексов из 5 (в Херсонесе) и 6 (в Танаисе) светильников (которых первоначально было по семь, и они составляли семисвечник) в подземных помещениях ясно свидетельствуют о существовании в этих античных городах христианских общин, совершавших тайные евхаристические собрания. Одна из этих «Сионских горниц» (в Танаисе) была разрушена при работах по реконструкции городской стены, точно датируемой последними годами I века» (Архимандрит Никон (Лысенко). Святой апостол Андрей Первозванный и его апостольские труды // Интернет-публикация). А в Курске найдены подвески с христианской символикой, датируемые V—VII вв. 

Источник: https://vk.com/@manjagin-apostol-slavyan

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded