echelpanov

Category:

Любимый народный святой

Тропарь, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим. 

Святитель Николай Мир-Ликийский Чудотворец
Святитель Николай Мир-Ликийский Чудотворец

Валерий Шамбаров, 18 дек. 10:47

"Один казак ехал ночью через лес. Видит - огонек. Подъехал поближе, а на поляне сидит Св. Николай Чудотворец. Перед ним две кучи хвороста, и он связывает прутики по два. Но один прутик выбирает ровненький, гладенький, а второй к нему – колючий и корявый. Казак узнал Святителя, поклонился в ножки, благословился. Но разобрало любопытство, что же он делает? Тот пояснил: «Семейные пары связываю». «А почему прутья такие разные?» «Так ведь и люди разные бывают. Одни добрые, душевные, ласковые. Другие злые, сварливые». «Но почему же ты добрых со злыми соединяешь?» - опешил казак. А Николай Чудотворец руками развел: «Если злых со злыми соединять, так они вообще вместе жить не смогут. А если добрых с добрыми – слишком хорошо станут жить. И Бога забудут»… 

Да, Святителя Николая настолько полюбили на Руси, что он стал даже героем народных сказок. А количество храмов, построенных в его честь, уступает только числу храмов, посвященных Пресвятой Богородице. Потому что и с молитвами к нему обращаются куда чаще, чем к другим святым. И конечно же, не напрасно обращаются. Еще в XI в. киевский автор писал: «Прииди на Русь и виждь, яко несть ни града, ни села, идеже не бысть чудеса многа умножена святаго Николы». Разумеется, чудеса происходят и сейчас. Только мы научились не замечать их. Включаем наше рациональное мышление и стараемся объяснить любое происшествие вполне земными причинами, случайностью. Наши далекие предки в данном отношении были мудрее. Если горячо молились о чем-то, и оно исполнилось, какая же здесь случайность? И какие нужны еще доказательства? Св. Николая не зря назвали Чудотворцем.
Впрочем, он и на Западе оказался самым популярным святым. Но там он превратился в карнавальный персонаж, Санта-Клауса. В ночь под Рождество он привозит подарки детишкам, заслужившим поощрение. Красное одеяние архиепископа преобразилось в маскарадный костюм, шубу и шапочку. Кресты исчезли (из соображений толерантности), а поскольку действие происходит зимой, его атрибутами стали сани, олени, и даже резиденция святого переместилась в Лапландию. Хотя отметим, что эта традиция основана на довольно известном сюжете из жизни Св. Николая. 

Он родился в г. Патары (в малоазиатской провинции Ликия) в богатой семье, с детских лет тянулся к Господу, проводил целые дни в церкви. По совету дяди-епископа его отдали для духовного служения, он был рукоположен в священники. А когда умерли родители, св. Николай унаследовал солидное состояние и взялся помогать нуждающимся. Один из местных купцов совсем разорился, голодал, и ему взбрела идея устроить дом терпимости, эксплуатировать троих собственных юных дочерей. Св. Николай узнал об этом и вознамерился помешать страшному греху. Евангелие учит, что нельзя творить милостыню напоказ, надо избегать похвал и персональных благодарностей. Именно так он и поступил. Дважды по ночам тайком подкрадывался к дому купца и подбрасывал в окно мешочки с золотом. Тот удивлялся, радовался, сумел выдать замуж двоих дочерей, обеспечив им приданое. Но стал караулить, чтобы увидеть неведомого благодетеля. Согласно западной легенде, Святитель Николай залез на крышу, бросил третий мешочек в дымоход, он упал в сушившийся носок младшей дочери. Отсюда и обычай вешать детские носки для подарков. Только духовная суть в данной традиции оказалась совершенно выхолощенной. Ведь Святитель не просто дарил деньги, он спасал от погибели души отца и троих девушек. И добился своего, купец раскаялся, обратился к Богу с благодарственными мольбами и просил простить его за грязные замыслы. 

На Руси почитание св. Николая стало совсем иным. В нем видели надежного и скорого заступника во всех бедах и напастях, покровителя путешествующих, несправедливо обиженных. Настолько уважали, что в народных сказаниях он предстает чуть ли не главным помощником Самого Бога, и вместе с тем Батюшку Николая считали «своим», доступным, близким простому человеку. И стоит подчеркнуть, что подобное отношение также основывается на фактах его Жития. 

Оно умалчивает, как Св. Николай проходил ступени своего духовного совершенствования. Молитвенные труды, посты, бдения, совершались наедине, за закрытыми дверями. Известен лишь результат. Он получил от Бога великий дар чудотворения. Проявился этот дар, когда Батюшка Николай отправился в паломничество на Святую Землю. По дороге он предсказал и укротил своими молитвами страшный ураган на море. Оживил разбившегося матроса, упавшего с мачты. Посетив святые места, он намеревался уйти в пустыню, стать отшельником. Но Господь указал, что у него иной подвиг, велел возвращаться на родину. Приехав в Малую Азию, Святитель ушел было в монастырь, но и здесь получил повеление Свыше покинуть обитель. В родных Патарах он уже заслужил огромный авторитет, его ждали почет и уважение. Но Св. Николай вознамерился уйти от суетной человеческой славы. Он остановился в Мирах, главном городе Ликии, где его никто не знал. Жил нищим, истово молился, каждый день первым приходил в храм. 

Однажды ему было видение – Сам Иисус Христос благословляет его Евангелием, а Богородица осеняет Своим Омофором. И вскоре в Мирах скончался архиепископ. Для выборов преемника собрались епископы, но не могли договориться о подходящей кандидатуре. А одному из них явился ангел, указал – надо положиться на Бога. Кто первым придет утром в храм, того и возвести на кафедру. Первым, как обычно, пришел Св. Николай. Святитель понял, что именно об этом было его видение, такова Божья воля. Он стал архиепископом, для себя же сделал вывод: до сих пор он трудился для личного спасения, но отныне должен служить для людей. 

Двери архиепископа были постоянно открыты для любого прихожанина. К нему шли люди со своими нуждами, жалобами. А св. Николай, невзирая на высокий сан, оставался простым в общении, он очень скромно одевался, был неприхотливым в еде, постился, трапезничал только раз в день по вечерам. Он был доступен для всех, и каждому помогал – кому материально, кому молитвой, кому советом. О нем заговорили, как о Божьем Угоднике. Он исцелял больных, которых не могли вылечить лучшие врачи. Изгонял из людей нечистых духов. Освобождал от вредных привычек. Закоренелые грешники после одного лишь разговора с ним старались исправиться. Язычники обращались к истинной вере. 

До нас дошли известия о чудесах, совершавшихся даже на далеком расстоянии. Моряки одного из кораблей, терпевшего бедствие, никогда не видели Святителя, только слышали о нем. Но в преддверии неминуемой катастрофы вспомнили, что о нем идет молва, взмолились – и он сам появился на палубе. Твердой рукой взял кормило судна, выправил курс и утихомирил шторм. А когда в Ликии случился неурожай и голод, Св. Николай привиделся во сне итальянскому купцу, нагрузившему корабль хлебом и размышлявшему, куда бы его продать. Велел везти в Миры и дал в задаток три золотых монеты. Проснувшийся итальянец обнаружил монеты в руке, был поражен и поспешил выполнить столь необычный заказ. 

Но было бы глубокой ошибкой представлять Св. Николая всего лишь добреньким и щедрым благотворителем. Он по-настоящему, всей душой любил людей. А любовь отнюдь не предполагает поощрения любых желаний. Когда требуется, архиепископ мог быть и строгим, волевым. Тем же спасенным морякам, приплывшим в Миры поблагодарить его, Николай Угодник указал – они виновны в грехе любодеянии, отдаляющем от Бога. Именно поэтому очутились на краю гибели. Если не хотят снова попасть в беду, то должны относиться к себе более требовательно. 

А служение архиепископа в те времена означало не только почет и труды по устройству своей епархии. В 303 г. император Диоклетиан и его соправитель Галерий вспомнили вдруг прежние законы о запрете христианства, было издано четыре новых эдикта. Развернулись страшные гонения. Началась кампания в Никомидии, в день Пасхи там сожгли прямо в церкви массу собравшихся людей. Затем террор покатился по другим городам. Христиан подвергали пыткам, требуя отречься, за отказ обрекали на мучительные казни. Хоть и не сразу, кровавая волна дохлынула до Ликии. Вместе со многими прихожанами попал в темницу и Св. Николай. Здесь добрый и скромный священнослужитель проявил себя железным борцом за веру. В переполненной камере терпел голод и жажду. Готовился принять мученический венец, укреплял в этом паству. 

Но отдать жизнь в камере пыток или на площадях, где терзали христиан, ему было не суждено. Диоклетиан разочаровался в попытках вернуть разложившуюся Римскую империю к древнему величию, в 305 г. отрекся от власти. Галерий еще зверствовал, но тяжело заболел, прекратил казни. В 311 г. велел выпустить всех христиан – а за это пускай помолятся о его выздоровлении. Впрочем, гонения еще не завершились. Возобновить их вздумал Максенций, сменивший Галерия. Но раздуть масштабные репрессии он не успел. Против него выступили Константин, поднявший на знаменах знак Креста, и Ликиний. Разбили своего противника, в 312 г. издали Миланский эдикт, разрешавший христианские богослужения. В следующем году Максенций погиб. 

Соправители разделили империю, восточная часть досталась Ликинию. Но через некоторое время он вздумал бороться с Константином. В пику ему снова возбудил преследования христиан. Опять лилась кровь мучеников, переполнялись тюрьмы. Но в войне Ликиний проиграл, в 323 г. был свергнут и убит. Воцарился Константин – святой равноапостольный. Христианство он провозгласил государственной религией. Бросил прогнивший Рим, на Босфоре принялся возводить новую столицу, Константинополь, чисто христианский город. А местным властям Царь разослал «Поучение об идолопоклонническом заблуждении». 

И снова Св. Николай проявил себя весьма жестким, воинствующим борцом за веру. Он лично громил языческие капища. В Мирах существовал храм богини любви Афродиты, почитаемый по всей Малой Азии очаг разврата – одним из видов служения богине считалась ритуальная проституция. Для «священного» дела приезжали издалека девушки из хороших семей, высокопоставленные дамы. Под руководством св. Николая храм снесли до основания. Но бороться пришлось не только с язычеством. Христианство долгое время развивалось «подпольно», в разных областях действовали свои проповедники, возникло много разночтений в богословских вопросах. Родились и ереси. 

В 325 г. император Константин созвал в Никее I Вселенский Собор. Вырабатывались единые догматы и принципы деятельности христианской церкви. Среди 318 иерархов, съехавшихся сюда, был и архиепископ Мир Ликийских. На заседаниях, продолжавшихся два месяца, закипела борьба с ересями, особенно с учением Ария. Он силился доказать, что у Христа не было Божественной природы, только человеческая. Самыми ревностными защитниками Православия выступили Св. Афанасий Александрийский и Св. Николай Мирликийский. Причем другие иерархи отстаивали свои взгляды логическими богословскими построениями, а Св. Николай опирался только на веру. Апостолы знали и уверовали, что Христос – Бог, значит, и для Святителя иного быть не могло. Речами он не ограничивался. Очередные доводы Ария прозвучали для архиепископа явным богохульством, и он прямо на заседании отвесил еретику увесистую оплеуху (о. Константин Пархоменко из Свято-Троицкого Измайловского собора СПб говорил на проповеди, что история о пощечине Арию лишь легенда, не подтвержденная документальными свидетельствами и историческими источниками. Он очень начитанный батюшка — Е. Ч.). Многие участники возмутились таким нарушением порядка. Со Св. Николая сняли омофор, знак его сана, заключили в башню. Но за него заступился Сам Господь. Епископы получили внушение Свыше, что Святитель действовал по Божьей воле. Его выпустили с извинениями, еще больше зауважали. 

Не менее решительно св. Николай отстаивал земную справедливость. Однажды градоначальник Мир за взятку осудил на смерть троих невиновных – Святитель, узнав об этом, немедленно примчался на место казни. Безбоязненно прошел сквозь собравшуюся толпу и вырвал из рук палача меч, уже занесенный над обреченными. В другой раз Батюшка Николай явился во сне императору Константину Великому. Велел освободить оклеветанных и осужденных на смерть воевод. Причем крепко пригрозил Царю – в случае ослушания посулил ему масштабное восстание. 

Вот вам и ответы, почему же Николая Угодника так полюбили в нашей стране. Характер-то «русский»! Понятный, родной русскому человеку. Жить и служить не для себя, а для людей. Если нужно кого-то спасти, помочь, выручить – делать это от всей души, не жалея и не оглядываясь. Отдать хоть силы, хоть деньги, хоть последнюю рубашку. За правду вставать горой, принципиально и без компромиссов. А врагу, задевшему самое святое, дать по физиономии – это ведь тоже вполне по-нашему, по-русски. 

Ну а что касается веры, то она оставалась главным стержнем всей русской жизни, ее фундаментом. Ребенок впитывал Православие с молоком матери. Рос, мужал и старился в русле православных понятий, в годичных кругах церковных служб. Оценивал окружающее с позиции православных нравственных устоев. Своими трудами и податями укреплял государство – оплот Православия. На войну люди поднимались «за Веру, Царя и Отечество». Даже саму национальность определяла вера! До революции в паспортах вообще не было графы «национальность», только вероисповедание. Если человек православный, его считали русским, невзирая на то, что его предки были татарами, бурятами, шотландцами, немцами. А Святитель Николай являлся поборником и защитником веры. Он был одним из тех, кто формировал Православие у самых его истоков, отстаивал его чистоту. По данному критерию он тоже был в полной мере «своим», русским.

Кстати, если проанализировать перечисленные особенности, то можно прийти к выводу – в глазах наших предков Святитель Николай оказывался очень похожим на обычного русского приходского батюшку. Такой же скромный, простой, хорошо знакомый каждому, кто посещает его храм. Он всегда доступен. К нему в любой час дня и ночи можно заглянуть со своими наболевшими трудностями. Он обязательно внимательно выслушает. Что-то посоветует, подскажет. Помолится вместе с тобой, сугубо помянет на ближайшей службе – кому «о здравии», кому «об упокоении». Если нужно, постарается выправить семейные проблемы. Выступит ходатаем перед местными властями, а то и вышестоящими. Напишет прошение, сам поедет заступиться за несправедливо обиженных. 

Но этот небесный Батюшка, в отличие от земных, идеальный. Таким, какими они должны быть – без малейшего порока и недостатка. И к тому же, он располагает куда более широкими возможностями, почти всемогущий. Он мог услышать тебя и спасти при набеге врагов на село, на поле битвы, в кошмаре пожара, в тонущей лодке, в морозной степи, в бескрайних лесах и горах, в смертоносной эпидемии, в голодную годину. А ведь подобные испытания людям приходилось терпеть очень часто. Отсюда и видно, почему они настолько истово и глубоко почитали Святителя Николая, архиепископа далекого и незнакомого им ликийского города Миры. Почему он стал народным русским Святым.

Источник: https://vk.com/feed?w=wall535169742_582

+ + +

Архиепископ Николай никогда не давал пощечины Арию?

Василий Васильевич Болотов (1854-1900), профессор древней церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии, член-корреспондент Императорской Академии наук:

«Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Свт. Николай заушает Ария https://bogoslov-kubansobor.ru/ohridskij-prolog-6-december.php
Свт. Николай заушает Ария https://bogoslov-kubansobor.ru/ohridskij-prolog-6-december.php

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским. 

https://www.pravmir.ru/pravda-i-zabluzhdeniya-o-svyat..

Протодиакон Андрей Кураев:

В слове, которое св. Андрей Критский посвятил св. Николаю, рассказывается о вразумлении пастырем мирликийским одного епископа, впавшего в «маркионитскую ересь» (т.е. не-признание Ветхого Завета исходящим от того же Благого Бога, что и Евангелие): «Некогда ты, встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (который был тогда маркионитским епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему: Брат мой! Помиримся!». (Христианское чтение. Спб., 1834, ч. IV, сс. 229-242).

В канонах Октоиха, написанных в 9 веке св. Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси  премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя.» (канон 5  гл., п. 8, тр. 2). 

История о пощечине отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского» (См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ  Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по  древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 28). 

«Рассказ Дамаскина наряду с древней основой сказания содержит и несомненные признаки повреждения. К их числу в первую очередь должно быть отнесено выражение «ударил по щеке». Если бы свт. Николай действительно позволил себе нанести Арию удар по щеке, то не могло бы быть и речи о его реабилитации, ибо 27 Апостольское правило, которое, несомненно, действовало еще ранее Никейского Собора, гласит: «Повелеваем, епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов...». Следует обратить внимание на категоричность выраженного здесь требования о наказании. Если, например, 55 Апостольское правило, определяющее извержение из сана в качестве наказания за словесное досаждение епископу, выражается с известной осторожностью: «да будет извержен», как бы допуская возможность снисхождения и предоставляя вынесение приговора на усмотрение церковного суда, то 27 правило требует извержения из сана безоговорочно: «повелеваем извергати», указывая в качестве причины такой строгости ясно выраженную (через личный пример Иисуса Христа) божественную волю о безусловной незлобивости пастырей и недопустимости с их стороны каких-либо насильственных действий» (Воронов Ливерий, священник (Ленинград). Святитель Николай - ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. №6. 65-75, №7.  66-74. (Републикация: Церковный вестник. Спб., 2000, № 11. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n11/13.shtml)).

Текст жития св. Николая, составленный Симеоном Метафрастом, не содержит этого сюжета, в чем русский читатель может убедиться по интернет публикации: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=419 

Иподиакон Дамаскин просто слишком буквально принял выражения  предшествующей традиции, говорящей о словесной полемике св. Николая с Арием. И «по простому» словесную «брань» понял как драку. Церковь же  зовет св. Николая «образ кротости», а не «образ лютости».

При научном отношении к истории житийных текстов, связанным с именем св. Николая, не обойтись без публикаций: Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в русской иследовательской традиции // Богословский сборник. Вып. 3, М., 1999 и Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в древнерусской письменности. М., 1997.

Цит. по: https://diak-kuraev.livejournal.com/2267751.html

+ + +

Николай Чудотворец (Первый канал, 2018)

https://www.youtube.com/watch?v=hQWLWE2cXcQ

По народным поверьям он приносит подарки на Рождество, помогает путникам и защищает обездоленных. Где-то его зовут Санта-Клаус, где-то Баббо Натале, где-то Синтерклаас. Николай Чудотворец никогда не бывал в России, однако в нашей стране он даже более почитаем, чем в католическом мире. Это история о феномене святого Николая в России, больше известного у нас как Николай-угодник или просто – Чудотворец.  

Действие фильма происходит в трех странах. Одна из них – Америка. Потому что знаменитый на весь мир Санта-Клаус тоже – святой Николай. Чтобы собрать исторический пазл духовного пути святого Николая, съемочная группа побывала в гостях у национального Санта-Клауса США и Канады в Нью-Йорке.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded