echelpanov

Category:

Последний бал Романовых

24 декабря 2019 г. телеканал «Союз» при посредничестве режиссера Николая Бурляева и его программы «Культура» показал довольно редкий и познавательный документальный фильм «Последний бал», снятый Сергеем Лизневым в 2011 году при помощи консультантов из Государственного Эрмитажа и показанный им на разных православных кинофестивалях. 

«Культура» с Николаем Бурляевым. От 24 декабря. Фильм "Последний бал"

Что современные россияне знают о балах Царской России? Откуда балы появились в нашей стране? (сейчас на постсоветском пространстве пользуется большой популярностью бал православной молодежи, ежегодно проводимый в столице Белоруссии. Очень красиво смотрится со стороны)

В Древней Руси балы не проводились. Да, пировать умели: кто на пиру был, естественно, мед, пиво пил, по усам текло… А вот чтобы культурно провести время, потанцевать с дамой, поддержать светскую беседу – для  этого время еще не пришло.

Первые русские балы, которые официально назывались ассамблеями, появились при Петре I. И как все началось в 1718 году, так и продолжается до настоящего времени. В XVIII–XIX веках балы получили широкое распространение и, по сути, стали «фирменным» развлечением высших слоев общества. Крестьянство, ремесленники и мещане в своем большинстве, как всегда, остались в стороне.

Со временем балы стали неотъемлемой частью жизни светского общества. В Москве и Петербурге проходило до тысячи балов в год. От столиц не отставали и уездные города. Только в небольшом Ростове Великом как-то за год дали около сотни балов!

Бал, при всей своей развлекательности, имел жесткие правила проведения, и нарушать их считалось моветоном.

Все начиналось с торжественного марша-полонеза. Этот марш мог продолжаться до одного часа, и возглавлял его хозяин бала с самой важной гостьей, а хозяйке доставался самый важный гость. На великосветских балах эту миссию выполняли император с императрицей. После полонеза исполнялся вальс, и только после этого считалось, что бал начался.

Интересно, что Павел I в свое время запретил танцевать вальс, так как при исполнении этого танца государь поскользнулся и упал. Но опала продолжалась недолго – как известно, при Александре I вальс был очень популярным.

После вальса танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр… и еще много того, что современный человек даже выговаривает с трудом. А гости балов танцевали их легко и с определенным успехом. Мы все помним фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», в котором первый бал Наташи Ростовой стал наглядным примером того, как это мероприятие может повлиять на всю жизнь человека.

В феврале 1903 года императорская Россия отмечала очередную годовщину правления династии Романовых. Это помпезное мероприятие проходило в два этапа: 11 февраля состоялся торжественный вечер, а через день – грандиозный костюмированный бал в Зимнем дворце.

Основным событием торжественного вечера стал концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (главные арии исполнили Федор Шаляпин и Николай Фигнер) и балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» с участием Анны Павловой. После концерта в Павильонном зале танцевали «Русскую», потом был ужин, и завершилось все опять танцами.

Костюмированный бал продолжался два дня и вошел в историю как «Бал 1903 года». До сих пор он считается самым известным праздником периода правления последнего императора из династии Романовых. Четыреста человек приняли участие в торжествах.

Особенно эффектно выглядел русский танец в исполнении двадцати пар.

Все приглашенные были одеты в великолепные национальные костюмы в стиле XVII века. На балу щеголяли бояре и боярыни, воеводы, стольники, пушкари, сокольничьи, посадские люди. Требования к костюмам предъявлялись очень строгие. Им полагалось быть уникальными и  соответствовать эпохе царя Алексея Михайловича.

Директор императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений». Они носились по городу за советами, обращались к архивным изысканиям, превращая предстоящий бал в исторически достоверное мероприятие. Большинство костюмов шилось в мастерских петербургских театров, и в работах участвовали десятки портных.

Естественно, все взоры были обращены на императора. Николай II на  балу был в выходном платье царя Алексея Михайловича. Многие вещи на нем были подлинными, доставлены из Оружейной палаты Московского Кремля. Над царским костюмом поработал театральный костюмер императорских театров Иван Каффи. Императрица Александра Федоровна предстала перед гостями в образе царицы Марии Ильиничны Милославской.

В своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович писал: «Весь Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».

Бал стал необычным, неординарным зрелищем, «целым произведением искусства». Александра Федоровна возжелала, чтобы на балу работали лучшие фотографы Петербурга. Они должны были сделать снимки всех участников костюмированного торжества. По итогам работы небольшим тиражом вышел альбом этих фотографий. Он распространялся (за высокую плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди тех, кто принял участие в мероприятии. К счастью, несколько альбомов сохранилось до настоящего времени. И сегодня мы можем наблюдать на фотографиях мельчайшие детали великолепных костюмов. Сопоставляя эти фотографии с имеющимися в музеях вещами, можно атрибутировать одежду, головные уборы, рукавицы и обувь.

Замечательно, что несколько костюмов, в которых на балу присутствовали некоторые участники, сохранились и находятся в фондах Государственного Эрмитажа.

Через несколько дней этот бал повторился и прошел во дворце Шереметева.

В 1911 году на немецкой карточной фабрике создали эскизы игральных карт «Русский стиль», за основу которых были взяты фигуры в костюмах  участников бала. Карты были отпечатаны к 300-летию дома Романовых.

Я с бабушкой в конце 1980-х и в начале 1990-х играл этими картами в "Подкидного дурака". Они мне очень нравились, я не хотел играть другими картами. В детском саду эта игра была строго запрещена. Сейчас многие священники тоже это не приветствуют. Известно, что в карты любил играть А. С. Пушкин. Николай II любил играть в безик. Это интеллектуальная карточная игра, предназначенная для четверых или троих игроков, целью которой является быстрее других набрать тысячу очков.
Я с бабушкой в конце 1980-х и в начале 1990-х играл этими картами в "Подкидного дурака". Они мне очень нравились, я не хотел играть другими картами. В детском саду эта игра была строго запрещена. Сейчас многие священники тоже это не приветствуют. Известно, что в карты любил играть А. С. Пушкин. Николай II любил играть в безик. Это интеллектуальная карточная игра, предназначенная для четверых или троих игроков, целью которой является быстрее других набрать тысячу очков.

В 2011 году на экраны страны вышел фильм режиссера Бориса Лизнёва «Последний бал», ставший, по сути, метафорой всего исторического пути династии Романовых. Фильм создан на основе старых фотографий, которые в том числе были сделаны на историческом балу в Зимнем дворце.

https://histrf.ru/biblioteka/b/posliednii-bal-romanovykh

Заметил один маленький недочет при всех достоинствах этой кинозарисовки: обращаться к человеку «князь» или «граф» считалось в высшем обществе нарушением приличий (если только в сюжете не подразумевается обращение между двумя равными по положению лицами в частной беседе, тогда это уместно), это все равно что выйти на улицу и обратиться к кому-либо по роду профессии или занимаемой должности: «Эй, дворник!», «продавец», «студент», «учитель», «полицейский», «профессор», «депутат», «генерал», «губернатор», «президент» (здесь только «доктор» может быть исключением, хотя это и неправильно). Принято обращаться по имени-отчеству или «господин полицейский», раньше «товарищ милиционер», по отношению у главе государства «ваше превосходительство» или «господин президент», а в Российской империи это «Ваше благородие», «Ваша светлость», «Ваше сиятельство», «Ваше преподобие». Обращаясь к императору, никто бы в то время не сказал: «Царь, как Вам кажется...». Как историк моды Александр Васильев даже не понял, что несколько лет назад проявил бестактность, обратившись в Париже к графу Шереметеву: «Граф! Граф!».

+ + +

Что сейчас популярно у молодежи, чьи родители относятся к так называемому «высшему образованному обществу», отделяющего себя от среднего класса? (некоторые священники и «православные писатели» осуждают светскую культуру Царского времени с религиозных позиций, но так ли она была плоха?). Тусовки по в супердорогих элитных ночных клубах под драйвовый бит ди-джея и полуголыми извивающимися девицами, как на испанском острове Ибица в Средиземном море. Что мне напоминает языческие камлания туземцев с шаманом, задающим ритм под мигающие огни костров и факелов в пещерах Австралии, Африки или Южной Америки, под бой там-тамов, связанных с употреблением соответствующего наркотического допинга, раскрывающего человеческое сознание для связи с «богами». Как называются популярные танцевальные стили?

Disco House, Drum'n'Bass (D'n'B), Trance, Progressive Trance, Psychedelic Trance

Необходимо отметить, что современная музыка, особенно электронная, в целом с трудом поддаётся классификации, и разные группы людей часто имеют разные представления о её подвидах. Транса это особенно касается, так как он, вероятно, является самым многообразным из жанров.

Наиболее популярен псай-транс в Западной Европе, Скандинавии, Израиле и  России, в последние годы растёт его популярность в Японии, Восточной  Европе и СНГ, странах Латинской Америки, Австралии, ЮАР. Концерты, среди которых достаточно большие мероприятия в клубах («индоры») или на  природе («опенэйры»), собирают сотни и тысячи человек. Обычно мероприятия проходят ночью, хотя бывают и фестивали, длящиеся по нескольку дней.

Прошли тысячи лет и все возвращается на круги своя (консервативные культурологи называют это массовой культурной деградацией)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded