echelpanov

Category:

Умение читать

Одна из самых серьезных идеологических ловушек, в которых находится современная школа, заключается в уверенности, что главная миссия и задача школы - «давать знания», а задача ученика – «получать знания». Но если это правда, то чтение – это анахронизм. Поскольку чем больше развиваются всякого рода аудио, видео и интернет  технологии, тем меньше нужна книга как «источник знаний» и чтение как инструмент  «добывания знаний».

Однако великая тайна чтения заключается как раз в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями. Чтение – это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста. Чтение – это  процесс авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний. 

В сущности говоря, умение читать (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) – это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре, и главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного. Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации, гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать – т.е. умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат. Искусство чтения – это искусство встречи с иным миром именно через собственную дешифровку текста. Автор не общается с читателем напрямую. Автор общается с читателем посредством текста. А наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный, постпервобытный период.

Уже из одного этого следует, что умение читать – это вовсе не очевидное и банальное умение. Умение, неизмеримо более сложное, нежели  способность складывать буквы в слова и произносить эти слова вслух. Однако не разобравшись в том, что есть умение читать, можем ли мы научить читать ребенка? И не является ли одной из причин происходящего на наших глазах глобального кризиса культуры читательства то, что сама школа сегодня не слишком хорошо понимает, что есть чтение, зачем оно нужно, и что нужно делать, чтобы умение читать не превратилось в бесполезный и архаический навык, не превратилось в абсолютный анахронизм в эпоху интенсивного развития различного рода аудиальных и визуальных носителей информации.

Потому что если чтение - это всего лишь инструмент получения информации, инструмент извлечения знаний из тех или иных  источников, навык чтения обречен. Интенсивное развитие новых информационных технологий неизбежно приведет к тому, что умение читать станет рудиментарным, атавистическим навыком  уходящей образовательной эпохи. И с этой точки зрения заточенность школы на «знание» - это ровно то, что создает наиблагоприятнейшую среду для полного обесценивания и отмирания навыка чтения в недалекой перспективе. Зачем читать, если новейшие технологии позволят получать любые знания, любую информацию, не прикладывая специальных читательских усилий? И это еще один  принципиальный вызов, который эпоха новых информационных технологий  бросает школе. Вызов, который заставляет заново всмотреться в смысл и суть читательства. И исходя из этого поставить стратегические вопросы относительно того что и зачем должна делать школа, если она ставит-таки задачу научить читать.  

Позволю себе достаточно скучно и занудно перечислить шесть основных пунктов, по которым лично для меня очерчивается умение читать как базовый культурный навык, составляющий фундамент образованного человека. Нет этого фундамента  - бессмысленно говорить об образовании. Без умения читать образование превращается в набор фейков и симулякров, в огромное имитационное пространство, на которое каждый  взрослеющий человек тратит немыслимое количество часов своего драгоценного времени, и  есть серьезные основания полагать, что в итоге для огромного количества  людей прожитое ими «время образования» оказывается реально потерянным  временем. Временем, вычеркнутым из жизни. Ровно потому, что они так и не  научились читать. 

Лобок Александр Михайлович — практический психолог, кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (г. Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Москва). Автор книг по психологии детства, создатель уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Полный текст: https://pedsovet.org/beta/article/umenie-citat

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded