echelpanov

Categories:

Откровение старца о России

В ноябре 1911 года валаамский монах, иеродиакон Варсонофий (Толстухин) оказался в Оптиной пустыни, где у него состоялась беседа с известным старцем Варсонофием (Плиханковым). Речь зашла о покойном императоре Александре III. И вот что сказал старец:

Бог воздвиг могучего императора для России и хотел призвать через него русский народ от славы к большей славе. Но об этом уразумели другие народы и трепетали перед русским императором, а русский народ не оценил его и стал сознательно уклоняться от веры и своего призвания. Тогда Бог отнял от России великого царя и дал русскому народу царя, не могущего сопротивляться злой воле народа. А когда люди начинают жить по своему разуму, не сообразуя своей воли с волей Божественной, тогда грядут на них великие переживания. Вот так будет и в России. В 1914 г. начнётся Великая война, а в 1917 г. повезут царя в Сибирь. А далее ожидают Россию кровь и слёзы…

Увы, мы должны признать, что слова всероссийского старца исполнились с потрясающей точностью и полнотой.

У нас с незапамятных времён принято считать, что народ в своей совокупности есть носитель непогрешимой истины. А вот со слов старца оказывается, что и народ в целом, так же как отдельный человек, может заблуждаться, поддаваться ложным идеям, следовать путям омрачённого сердца и отпадать от Божественной воли. И как в жизни отдельного человека это всё случается попущением Божиим для вразумления, так и в жизни народа всё это происходит для покаяния и исправления жизни.

— священник Димитрий Шишкин - Пётр Толстухин и его семья

Источник:

журнал «Русский Дом», №2 февраль 2020

http://www.russdom.ru/node/11446

Получается, ключевым моментом для судеб России стало царствование императора Александра III. Только кого старец Варсонофий именует словом «народ»? Простых русских крестьян или интеллигенцию? В книге док. ист. наук Боханова «Последний Царь» написано, что некоторые великие князья считали Государя Александра Александровича недостойным Царского служения из-за его человеческих качеств (по нраву он был близок к крестьянам. Его кормилицей во младенчестве была простая крестьянская женщина). Тут уж воистину существуют люди, которым угодить невозможно. Очень похоже на иллюстрацию слов Евангелия:

«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11: 18-19)

Евфимий Зигабен (около 1118 г.), византийский богослов и экзегет:

«Образ жизни Иоанна был трудный и строгий, так как он не ел хлеба и не пил вина, а образ жизни Христа был не такой трудный и не столь строгий, потому что Он ел хлеб и пил вино. Оба эти рода жизни были противоположны друг другу, но ни тот, ни Другой из следовавших по ним не был угоден (иудеям): об Иоанне, по причине воздержания его от хлеба и вина, говорили, что он имеет беса; а Христа за то, что Он ел и пил, называли человеком, который любит есть и пить вино, хотя евангелист и не записал ясно этих злословий, считая достаточной настоящую речь. Подобно тому, как два охотника, желая поймать трудноуловимое животное, которое может быть поймано двумя противоположными друг другу путями, разделяют между собою эти пути, и хотя следуют по различным путям, но делают одно и то же; так и по Домостроительству Божию Иоанн проводит более строгую жизнь, а Христос – не столь строгую, чтобы принявшие того или Другого были покорны им и были уловлены тем или Другим. Конечно, пути эти противоположны, но дело – общее. А те (иудеи), как трудноуловимое животное, избегая того и Другого, поносили обоих. 

Итак, спросил их: лучше ли жизнь более строгая? Но почему же вы не послушались Иоанна, указывающего вам на Христа? Или может быть – не так строгая? Но почему вы не послушались Христа, наставляющего вас на путь спасения? Почему Иоанн вел более строгий образ жизни? Потому что должно было проповеднику покаяния быть сетующим, а Подателю отпущения грехов – быть радостным. Притом, Иоанн ничего более не показал иудеям, кроме одной только своей жизни: Иоанн, говорится, знамения не сотвори ни единаго (Ин. 10:41); а о Христе свидетельствовали и Его Божественные чудеса. 

Кроме того, зная, что люди немощны, Христос снисходит к ним, чтобы они приобрели отсюда больше пользы. Посему, согласно с Домостроительством, Он приходил к трапезам мытарей и защищался от порицателей, говоря: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). 

Однако Он не оставлял в пренебрежении и строгого образа жизни, так как обитал в пустыне со зверями (Мк. 1:13) и постился сорок дней, как выше было сказано. Равным образом, приступая к трапезам, Он ел и пил воздержанно, благоговейно и свято. 

И оправдися премудрость от чад своих 

Оправдися, т. е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости – мудрые. Или: оправдися, т.е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их.»

http://bible.optina.ru/new:mf:11:18

Если так древние иудеи относились к Сыну Божиему и пророку Иоанну Предтече, то что уж говорить о современных людях и обычных христианах, о нынешних избранниках Божиих (в том числе святых православных царях и их приближенных)?.

Можно ли самодержца всероссийского назвать земным подобием Христа, Царя Небесного? Ведь в переводе на современный греческий «Помазанник Божий» — это είναι ο κεχρισμένος του θεού, а слово το χρίσμα по-древнегречески звучит как Χριστός, откуда оно много веков назад и появилось в нашем языке. То есть «Помазанник» буквально — это Христос, что является переводом еврейского Машиах. Таким образом, каждый русский царь символически являлся в этом смысле Христом вне зависимости от своих личных качеств, что для православного мiрянина является наивысшим священным достоинством (на равных с царем мог говорить только Патриарх). К примеру, Машиахом любавические хасиды называют своего ребе Менделя Шнеерсона, которого они воспринимают как бы за своего «царя», что является ересью доля традиционного иудаизма в США, так как здесь имеется прямое сопоставление с Божественным Мессией, которого ожидает весь иудейский мiр. В православии нет прямого сопоставления монарха, руководителя государства с Христом Спасителем, только символическое (царь — это как бы напоминание о Боге для подчиненных ему людей). Логично, что каждый русский царь старался в меру своих скромных человеческих сил быть примерным христианином. Понятно, что далеко не все самодержцы были праведны, святы и во всем идеальны, не все по своим личным качествам полностью соответствовали этому высокому призванию. Некоторые жили больше по собственному человеческому разумению, чем по святым Христовым заповедям и воле Божией. Рассмотрим понятие «Помазанник» более подробно:

Помазанник – в сотериологическом смысле – обещанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом Мессия, Христос.

В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, первосвященников и главным образом царей. Над ними совершали обряд помазания елеем, который означал пребывание на помазаннике Духа Божьего. Христос объединил в Себе три эти служения, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

(Библейская энциклопедия)

https://azbyka.ru/pomazannik

Протоиерей Андрей Ефанов, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии, Ивановской митрополии:

«Царя называют помазанником Божиим, потому что царя помазывали на царство, причем помазывали миром. Каждый христианин переживает Таинство миропомазания после Крещения, а вот цари переживали это Таинство второй раз, когда вступали на престол. Именно этот момент и отражен в названии “помазанник Божий”.

У нас есть материал на эту тему, приведу из него цитату: “Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке” читать далее.

В разных странах есть разные обычаи возведения на престол. Но, безусловно, царя, которого при возведении на престол помазали святым миром, называть помазанником Божиим правильно.»

https://foma.ru/kto-takoy-pomazannik-bozhiy.html

Что говорят об этом святые отцы?

Преподобный Максим Грек (1470–1556): «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».

Преподобный Феодор Студит (758–826): «Един есть Господь и законоположник. Это единоначалие – источник всякой премудрости, благости и благочиния. Отсюда – учреждение между людьми всякой власти. Один патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре. И в мирской жизни – один царь, один полководец, один капитан на корабле. Бог даровал христианам два высших дара – священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным».

Святой Антоний, патриарх Константинопольский (ок. 829–895): «Послушай верховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17)».

Преподобный Исидор Пелусиот (ок. 360–449), ученик Иоанна Златоуста: «…власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908): «Кто посажает на престолы царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезначном – Царям земным от Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою».

Отец Иоанн Кронштадтский раскрывал мистический смысл Русского Самодержавия и Российской Имперской государственности: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам, и почтил их державою Своею и владычеством над племенами – правом управления и суда над ними. В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, ещё в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство. Этот священный обряд перешёл и к христианским царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в России быть Царям из Рода Романовых, и этот Род, по милости Божией, царствует».

Цит. по: Император Николай II. Крестный Путь / авт.-сост.: Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина, О.А. Иванова. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2016. – еISBN 978-5-9907894– 5 – 6 .

https://itexts.net/avtor-avtorov-kollektiv/256247-imperator-nikolay-ii-krestnyy-put-avtorov-kollektiv/read/page-1.html

Священномученик Андроник Никольский, архиепископ Пермский и Кунгурский (1870-1918) : “Наш русский царизм по существу есть наша теократия; — богоуправление, при котором Сам Бог является управляющим через помазанного Им Царя” (Епископ Андроник: Русский гражданский строй жизни перед судом христианина или основания и смысл царского самодержавия, 1995; 17).

https://churchdocs.wordpress.com/2007/03/02/sveti_otci_tsarska_vlast/

А вот интересное сопоставление власти императора и президента:

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (1848-1918): «Монарх посвящается на власть Богом, – президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держится у власти угождением толпе; Монарх ведет верноподданных к Богу, президент отводит избравших его от Бога”.

https://my.mail.ru/community/belief/6093956EF2E30487.html

+ + +

Монах Иосиф (несет послушание у раки св. Тихона Задонского):

Преподобный Максим Грек говорил в свое время о том, что «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного», то есть — Царь — это живая икона Бога. Православная Церковь в лице своих Святых неизменно учила, что «лицо и сан Царя Христианского на земле, есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душой своей есть образ Божий и подобие, так Помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господа».

«Бог даровал христианам два высших дара — священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». Это слова Преподобного Феодора Студита. Православные Государи и Патриархи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный — есть образ Христа в служении Царском, а Патриарх — есть образ Христа в служении Первосвященника. Каждый из них имеет первенство перед другим в пределах своей власти. Но (мистически) церковный сан Царя не может быть выше, или ниже сана Патриарха, так как и Царь и Патриарх являются живым образом единого Господа Нашего.

http://www.nashaepoha.ru/?page=obj53701&lang=1&id=6368

Митрополит Вениамин Федченков (1880-1961) писал в своих воспоминаниях:

«…смиренное воспитание, которое давала нам христианская Церковь, учило нас о власти, что она от Бога и ее нужно не только признавать, подчиняться ей, но и любить, и почитать. Царь – лицо особенно благословенное Богом, помазанник Божий. Над ним совершается при коронации миропомазание на служение государству. Он – владыка над всей страною, как ее хозяин, полномочный распорядитель. К нему и его семье мы воспитывались не только в страхе и повиновении, но и в глубокой любви и благоговейном почитании как лиц священных, неприкосновенных, действительно “высочайших”, “самодержавных”, “великих”; всё это не подлежало никакому сомнению у наших родителей и у народа. Так было в моем детстве»[1]. «Можно без преувеличения сказать, – продолжал он, – что собственно Церковь и воспитывала наш народ. Семья, о чем мы говорили выше, была больше проводником и нянькою при Матери-Церкви. Вдумываясь теперь, начинаешь понимать всё больше, сколько дала она народу!»[2] Далее владыка рассказывал, как обливался горячими детскими слезами, получив весть о смерти царя Александра III, как затем, спустя десять лет, будучи уже иеромонахом, писал письмо к царю Николаю II с подписью в конце: «Преданный до смерти». И как спустя еще десять лет что-то вдруг изменилось, «что-то порвалось…» «И для меня, – пишет он, – большая психологическая загадка: как же так быстро исчезло столь горячее и, казалось, глубокое благоговейное почитание царя?»[3]. Чувство сакральности царской власти стало угасать еще до революции, но после нее исчезло безвозвратно.

https://pravoslavie.ru/73993.html

«Се Царь ваш» (июль 2007 г.) — альбом из 2-х CD-дисков детско-юношеского хора Иоанна Дамаскина Владимирского собора Божией Матери Санкт-Петербурга под упр. регента и композитора Ирины Болдышевой, полностью посвященный Государю Николаю II с церковными песнопениями византийской традиции и знаменного распева, в т. ч. на стихи поэтов Алексея Хомякова, Сергея Бехтеева. Издание получило гриф "Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви" и благословение Патриарха Алексия II. https://compozitor.spb.ru/catalog/khor/boldysheva-i-se-tsar-vash-dukhovnye-pesni-i-gimny-posvyashchennye-svyatym-tsarstvennym-muchennikam-i/

Официальный сайт http://damaskinhor.ru/page4
Официальный сайт http://damaskinhor.ru/page4

«Се, Царь ваш» (Ин. 19, 14) ... хотите ли... Царя» (Ин. 18, 39–40), – некогда спросил Пилат. Закричали все: «Не Его, но Варавву» (Ин. 18, 40). И: «вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человекоубийцу» (Деян. 3,14) – под предлогом национально-освободительного движения. А христианам не следует забывать о том, что любой такой Варавва избирается всегда вместо Христа и что вопрос Пилата: «Кого из двух хотите?» (Мф. 27, 21) пророчески указывает на историческую подготовку всего мира к окончательному выбору между Христом Господним и антихристом.

Рассмотрим существующие формы власти:

1) Диктатура (военная, коммунистическая, фашистская) – неограниченная власть группы людей, возглавляемых лидером (силой). Может употребляться как временная мера. Противоположна демократии.

2) Республика – образуется выборный орган, который избирает президента на время. Декларируется свобода вероисповедания (сатанизм и христианство имеют равные права).

3) Демократия (демос – народ, кратос – власть, держава) – признание права народа принимать участие в государственных делах. Избираются представители, которые правят, согласуясь с волей данного народа.

4) Монархия конституционная – власть единоначалия (монарха) контролируется парламентом. Англия, Швеция, Дания.

5) Монархия языческая – неограниченная власть самодержца, правящего на основе закона. Рим – древний, Таиланд – современный.

6) Монархия теократическая – правит глава религиозной жизни. Азия, Африка.

Каждая форма власти по-своему удовлетворяет нуждам общества: создает условия для жизни, для деятельности, развивающей природные способности человека, его интеллект, определяет нравственное, моральное состояние общества. Те формы власти, где отсутствует религиозное основание, отменяют принципы целомудрия, честности, чести, самопожертвования, развивают и воспитывают эгоизм, корысть, славолюбие и властолюбие. Сие есть земное устроение. Определения подобных форм власти с легкостью находим в современных словарях и энциклопедиях. Но с трудом отыщется определение той формы правления, при которой жизнь общества и каждого отдельного человека складывается наидостойнейшим образом, т. е. на принципах самоотвержения, самоотдачи, милосердия. Православная самодержавная власть – монархия (византийско-святорусская) и есть та самая наилучшая форма власти. Самодержец, помазанием от Духа Святого, правит страной согласно богоустановленным, а не зыбким и всегда прихотливым человеческим законам.

В период, предшествовавший воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, благодаря военным заслугам Александра Великого повсеместно устанавливается власть Римской империи (языческая монархия). Рим в это время славится достижениями в области права, искусства, образования.

После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, идут на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т. е. предпочтение небесного земному, и благодаря этому они удостаиваются величайшего дара от Бога – православного царя. Обращается первый римский император – св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан, им даруются законные права. Через помазанного Духом императора – царя им открывается дорога от земного (теперь православного) царства в Небесное.

Византия достигает высочайшего уровня морали. Византийская культура до сих пор остается недосягаемым образцом. В этот период истории находим бесчисленные примеры самопожертвования и милосердия, святость наблюдается во всех слоях общества, расцветает монашество. Это время славится также изобилием святых мощей и чудотворных исцелений. Все это плоды устроения Божия.

Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, царя чтите»(1Петр. 2,17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее!

«Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), – сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость.

Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога», необходимо вспомнить и осмыслить следующее.

Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, – существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1) [здесь содержится неправильный Синодальный перевод. Прямой буквенный перевод с греческого: «Не есть власть, если не от Бога». См. https://foma.ru/vlast.html Текст — Ю. В. Пущаев, канд. филос. наук, ст. науч. сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук ИНИОН РАН.  — Е. Ч.]; «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13,4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня»(Деян. 23,3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5,29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

Св. первомученик Стефан обличал синедрион: «Жестоковыйные!.. Люди с необрезанным сердцем и ушами, вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы – вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили» (Деян. 7:51–53). А Сам Спаситель назвал их сборищем сатанинским: «Вы есть сыны отца вашего диавола» (Ин.8:44).

«Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12). Мироправители тьмы века сего – это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.

Св. ап. Павел говорит о послушании властям: «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Соборами или отцами, когда… он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным». Тем более это справедливо по отношению к мирской богоборческой власти.

Наиболее активная структура богоборческой власти – масонство, которое берет свое начало от фарисеев, не признавших в Иисусе Сына Божия, потребовавших Его смерти и давших деньги воинам, дабы те распространяли ложь, будто ученики унесли тело Спасителя и Он не воскрес. С тех пор началась мировая история политических игр и войн, направленных на уничтожение христианства вообще, а если это не удастся, то хотя бы на ослабление авторитета Спасителя как Царя Неба и земли, а если и это не удастся – на внедрение псевдохристианства, прямо противоположного истинному.

Эта борьба с христианством, от первого до второго пришествия Господня, неизбежна. Ведь после ниспадения Денницы с неба вкупе с последовавшими за ним ангелами число этих ангелов ко второму пришествию Господа Иисуса Христа на землю во всей Его славе (пр. Симеон Нов. Богослов) должно восполниться. Именно это обстоятельство вызывает бешенство ниспадшего во тьму и не могущего покаяться Денницы с его слугами. От него и берет свое начало движение богоборчества.

Спаситель, взявший на Себя грехи человечества, освободивший человечество от проклятия, даст и благодать Духа Своего всем, кто, избрав Господа, пойдет показанным Им путем. Все соблюдавшие заповеди, через них очистившиеся, принявшие благодать от Господа, восполняют число отпавших ангелов, что необходимо для пришествия Господа во славе. Потому каждая душа, возлюбившая Господа всем сердцем, приближает все человечество ко второму пришествию.

Великие чудеса Божией благодати сопутствовали тогда св. мученикам, и, несмотря на многие и лютые мучения, число христиан пополнялось. Язычники, видя чудеса, теряли веру в материальные опоры жизни, в идолов и обретали веру в Того, Кто Сам есть Истина и Жизнь, и Жизнь Истинная. Земную жизнь мученики ставили ни во что, как и политическую мирскую власть. Все силы их души, вся любовь и разум соединялись с Солнцем Правды – Христом, и мучения для них были ничто. Господь же так укреплял возлюбивших Его, что они шли на мучения в великом ликовании, зная, что, войдя в число небесное, встретятся с Христом – Источником Света и нетленной жизни.

Св. равноапостольный царь Константин Великий, первый уверовавший во Христа римский император, увидел на солнце крестное знамение с надписью «Сим победиши». Господь Сам явился ему и сказал, как должно выглядеть его боевое знамя. И св. Константин действительно победил при малочисленном войске. С этих пор испытанная и утвержденная кровию мучеников Церковь Христова обретает покровителя в лице царя. Православный царь соединяет с Церковью свои молитвы о спасении всех христиан его царства и всех православных христиан вообще. С тех пор Церковь с великим благоговением совершала таинство помазания на царство, где каждая регалия вручается с молитвой и даются заповеди, как править богоугодным образом. Ответно и царь молится и дает обещание Богу исполнить Его святую волю по отношению к Его народу. Перед этим он миропомазуется и вводится в алтарь для венчания на царство (венчание, брак, постриг, хиротония). Он становится священным лицом, причащаясь в алтаре; он становится духоносным вождем и отцом своего народа и попечителем Церкви, давая ответ Богу за каждый свой шаг по спасению своего народа. Таким образом, царь является охранителем пути восхождения от царства земного к Царству Небесному для всех верных. Потому православные цари всегда были объектами вражды и неприязни со стороны любой другой, не посвященной Богу власти, т. к. не руководимые Богом власти легко становятся руководимыми богопротивником, враждующим на Бога, и чаще всего через страсти корысти, властолюбия и самомнения, а также невежества. Известно, что десятки византийских, русских и прочих помазанников мученически кончали свои дни: были задушены, утоплены, обезглавлены и другими зверскими путями убиты. Претерпевали они эти страдания и клевету за то, что были помазанниками, подобно Господу своему Иисусу Христу – Помазаннику Всевышнего.

В VI в. Церковью была выработана форма анафемы, поражающей домогавшихся незаконно царского сана; в XI-XIV вв., в византийский период, анафеме предавались дерзнувшие на бунт против помазанников; позднее в России – изменники и самозванцы, совратители народа. Текст анафемы (II в чине торжества православия): «Помышляющим, яко православные государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, а тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема, трижды» (43, 30–31). А выше, по тексту последования в Неделю православия, говорится: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» (43, 25).

В завещании Александра III Николаю II, последнему истинному помазаннику, царственный отец писал: «Помни, у России нет друзей», – говоря о России как о православной державе. [д. и. н. В. М. Лавров говорит, что завещание Александра III — это исторический миф — Е. Ч.]

Византийская культура, ее внутренняя и внешняя красота расцвела пышным цветом благодаря тому, что православные цари, сохранявшие св. престол, всемерно с великою любовию и ревностью способствовали этому расцвету. И как Господь и Царь наш, Сын Божий, был распят в результате заговора фарисеев, так была распята и Византия, Божиим промыслом и милостию передав России благодать и правила постановления православных царей и помазанников. Россия, воспринявшая это духовное наследство, стала святой Русью.

Много было чудных, вдохновляющих примеров для простых христиан со стороны искренне благочестивых царей и князей. Подвиг повсеместного просвещения Руси явил нам св. вел. кн. Владимир по подобию св. равноап. Константина и св. царя Иустиниана. Подвиг мучеников и исповедников явили князья Борис и Глеб. Подвиг благотворительности и устроения – Иоанн III, Павел I, Николай I и Александр III, стяжавший имя Миротворца. Величайший пример кротости, веры в Божий промысл, всепрощения и милосердия явили нам св. царь-мученик Николай II, его супруга и дети.

Но были среди поставленных на царство и те, кто, приняв таинство венчания на царство, не уверовал сердцем. Что происходит в таком случае? Как не соблюдающий заповеди Господни или усомнившийся в них после принятия благодати крещения не отрицает необходимости св. крещения в целом для спасения души человека, так и царь, не уверовавший всем сердцем и не соблюдавший обещанное в таинстве венчания на царство, не может своим отступничеством опровергнуть идею о необходимости царской власти для спасения народа.

Еще в прошлом столетии святитель Феофан Затворник предупреждал: «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: православие, самодержавие, народность (то есть Церковь, царь и царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».

Черно-золото-белый стяг – единственный в истории России государственный флаг – символизирует вековую православную русскую идеологию. Бог, Царь, Россия. Золото благодати Святого Духа, почивающего на главе богопомазанника, изображается на флаге между непостижимым Творцом и русским белым царством1.

Христиане вновь получат от Бога власть на своей родной святой земле, но отнюдь не в результате борьбы за нее, так как борьба за власть греховна в самой своей сущности, но как результат борьбы за торжество правды Божией на земле, как победу евангельской морали над корыстным земным расчетом. Любя нас и отечески заботясь о нашем благе, отцы наши завещали нам не испытывать того, что сами они на горьком опыте изведали. Господь Промыслитель вдохновил наших благочестивых предков дать обет верности Его помазанникам не только от своего поколения, а и за всех своих потомков, как, очевидно, не способных совершить в будущем подобный подвиг соборного единения во Христе. По внушению Святого Духа православные русские люди собрали богосоюзный собор 1613 года и навсегда признали над собой власть русских царей, видя в самодержавии аскетический идеал и высокую нравственную силу. Наш народ, трезво осознав свое слабое и шаткое состояние, навсегда добровольно отказался от греховного своеволия, полностью ограничив свою гражданскую свободу послушанием и повиновением царю.

Церковно-государственный собор 1613 года как единственно законный инструмент восстановления богозаконной власти в период безвластия отразил глубокое всенародное убеждение, что наследственное самодержавие есть великая святыня, предмет нашей политической веры, наш русский догмат, единственно надежная защита от бедствий внешних и внутренних в будущем. Непраздны звучащие и доныне слова патриарха Гермогена, святого охранителя законной власти: «Благословляю верных русских людей, подымающихся на защиту веры, царя и Отечества, и проклинаю вас, изменники».

Наши святые отцы учили, что своеволие толпы в выборе формы и содержания российской государственности есть богоборчество.

В своей книге «Происхождение закона о престолонаследии в России» святитель Иоанн Шанхайский утверждает, что «пренебрежение тем законом, который выработан собирателями Руси и осенен благословениями ее святых заступников и святителей, было причиной многих печальных последствий, а в дальнейшем будет источником новых потрясений и волнений, ибо русский народ во все эпохи стремился к своему законному царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие» (37, 76).

Все, кто возражал раньше или будет возражать теперь против Соборной грамоты 1613 года, – суть враги Божий, восстающие не только против царской власти, но и против Бога, разорители закона Божия. Много таких врагов теперь. Они боятся Божией правды и потому скрывают от народа его Утвержденную грамоту.

Русский человек! Напиши в своем сердце и повторяй в своих ежедневных молитвах после вселенского Символа веры свой русский Символ веры , который гласит:

«Верую, Господи, в православное царское самодержавие, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и русским народом для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божий русские последних веков. Аминь».

Иеросхимонах Ефрем, Св. гора Афон, Карули, 1999 г».

Вступительное слово к книге святителя Филарета Московского (Дроздова)

Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных

Читать и скачать бесплатно: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/hristianskoe-uchenie-o-tsarskoj-vlasti-i-ob-objazannostjah-vernopoddannyh/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded