echelpanov

Category:

О судьбе Натальи Гончаровой

27 января (8 февраля) 1837 года на бывшей окраине Санкт-Петербурга, у Чёрной речки, состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен.

Обстоятельства, приведшие к гибели нашего великого национального поэта, по сей день остаются загадкой. Исследователи бьются над вопросом, была ли дуэль Пушкина с Дантесом следствием хорошо продуманного заговора против поэта, и не находят однозначного ответа. Андрей Воронцов - Гибель Пушкина http://www.russdom.ru/node/4679 

- «Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта». «Женщина, осиротившая Россию». Справедливо ли, что после гибели Александра Сергеевича вдова была объявлена чуть ли не единственной виновницей произошедшего? 

Татьяна Михайловна Рожнова — одна из авторов книги "Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки" https://biography.wikireading.ru/119383 , материал для которой собирался более 20-ти лет.

Будучи студенткой института культуры, она пришла на работу во Всероссийский музей А. С. Пушкина на Мойке, 12 — последнее жилище Александра Сергеевича. А летом уезжала работать на Псковщину, в любимое Поэтом Тригорское, сначала — в качестве экскурсовода, потом — научного сотрудника. Позднее была приглашена на должность заведующей научно-методическим отделом в музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», где проработала несколько лет. Но домом по-прежнему оставался Петербург.

Затем были публикации в научных журналах России и за рубежом, лекции и публичные выступления перед читателями, ученой аудиторией, студентами университетов России и Белоруссии, научные конференции.

Ее доклад в августе 1996 г. на научной конференции Пушкинского заповедника «Атрибуция неизвестного портрета Авроры Шернваль» (светской знакомой А. С. Пушкина) получил высокую экспертную оценку крупнейших специалистов Русского музея и Эрмитажа.

В 1997 году в № 9 журнала «Нева» была опубликована ее повесть в документах «Северная Аврора». Номер этого журнала разошелся мгновенно, став библиографической редкостью.

Так вызревала готовность начать свою книгу. Нужен был лишь Его Величество Случай. И он представился. В конце 1990-х годов состоялось знакомство Татьяны Рожновой с праправнуком Натальи Николаевны Ланской — Александром Павловичем Араповым. И, как следствие, — желание рассказать о Пушкинской «мадонне» и ее потомках.

В канун 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина журнал «Нева» (№№ 6–7 за 1999 г.) опубликовал начало книги о Наталье Николаевне. Книги, которая, по существу, стала главным делом жизни исследователя-пушкиниста Татьяны Рожновой.

Желание вернуть вдове Поэта ее доброе имя и донести до читателя «правды чистый свет» — вот основная забота сердца, души и таланта авторов.

Лекция Татьяны Рожновой. Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки (Манеж, 2016)

Из аннотации к книге (издание 2001 г.):

Цель данной книги — рассказать о малоизвестном периоде жизни Натальи Николаевны после гибели Пушкина. Увидеть ее уже не женой, а вдовой поэта, противостоящей злословию света, матерью малолетних детей, по существу, одинокой среди родственников и друзей. Судьба потомков Натальи Николаевны, которым посвящена вторая часть книги, также до сих пор оставалась белым пятном.

Авторы определяют свой жанр как документально-художественное повествование. Они не навязывают своего мнения — просто выстраивают в хронологическую цепочку факты, документы, письма, фотографии, которые в таком сочетании говорят сами за себя.

Реальная жизнь реальных людей захватывает, ведет за собою и не отпускает от начала и до самого конца книги. С ее страниц встает сама эпоха. Пушкинская эпоха. И эпоха ПОСЛЕ Пушкина.

См. также:

Натали. Три жизни Натальи Гончаровой (телеканал «Россия-Культура», 2017) https://www.youtube.com/watch?v=sn7hyirfA9w

Долгое время образ жены Александра Сергеевича Пушкина преподносился в холодных и темных тонах - кокетливая светская дама, не отличавшаяся особыми достоинствами, кроме, разве что, своей красоты. 

Фильм, основанный на воспоминаниях современников и друзей Пушкина, опровергает все домыслы и слухи: жена поэта была не только первой красавицей, но и умной, образованной женщиной, любящей женой и прекрасной матерью.

Пушкина после Пушкина (ТВЦ, 2015) https://www.youtube.com/watch?v=6ru0OYvERzY&t=5s

Каждый думает, что многое знает о Пушкине. Как правило, это расхожий стереотип: какой-то флирт Натальи Николаевны с французом, дуэль и смерть поэта… Она же осталась 24-летней вдовой с четырьмя маленькими детьми, без средств к существованию, зато с многотысячными долгами и несмываемым пятном на репутации...

Алексей Юрьевич Пищулин, режиссер фильма:

Суд человеческий редко бывает справедлив. На наши суждения налипает, как мусор, шелуха нашего собственного несовершенства. Своим промахам и ошибкам мы находим массу объяснений, а вот других судим «по всей строгости»… Но расхожие, подкрепленные цитатами представления о Наталье Гончаровой-Пушкиной не просто искажены — они, что называется, справедливы «с точностью до наоборот». Погружаясь в материал, с недоумением читая ядовитые рассуждения о ней и прислушиваясь к немногим ее собственным тихим словам, дошедшим до нас, я всё больше изумлялся. На языке крутилось неуместное, казалось бы, слово: святость.

Журнал «Фома»: Октябрь 2015 (150) №10

https://foma.ru/pushkina-posle-pushkina.html

+ + +

Каждый автор по-своему приходит к писательскому ремеслу. Вот и путь Натальи Горбачевой оказался непростым. В родном городе – Нижнем Новгороде она получила профессию инженера-механика и даже несколько лет работала по специальности.

Но однажды Наталья Горбачева собрала два чемодана и отправилась покорять Москву. Поступила на сценарный факультет ВГИКа и закончив его, начала писать книги. Слава авторов дамского романа и детективов ее не увлекла – она избрала свой путь и написала несколько книг из серии «Великие пророки» на православную тематику. Многих читателей интересовала история создания книги «Прекрасная Натали» о жене великого Пушкина. Сама писательница считает толчком для работы над книгой вещий сон, который она увидела в год празднования 200-летия со дня рождения поэта. Наталья Борисовна не считает, что она сказала новое слово в  пушкиноведении – просто собрала и изучила факты последних лет жизни поэта, а затем изложила все это на бумаге.

Писательская стезя представляется Н.Горбачевой одной из самых сложных в мире. Она уверена, что автор отвечает за каждое написанное слово.

Горбачева Н. Б. Наталья Гончарова против Пушкина? Война любви и ревности. — М.: АСТ, 2016, — 324 с. ISBN:978-5-17-093599-4

https://nemaloknig.com/picimg/394/3941/39411/394112/cover.jpg
https://nemaloknig.com/picimg/394/3941/39411/394112/cover.jpg

Аннотация:

У Натальи Гончаровой очень интересная судьба. Первая красавица Москвы вышла за великого поэта, когда ей было 17 лет. Вышла бесприданницей. А потом? «Пушкин был, прежде всего, жертвой бестактности своей жены и ее неумения вести себя», — писал Вяземский, сам, кстати, влюбленный в Гончарову. У Жуковского было прямо противоположное мнение.

Итак, Россия раскололась: одни обвиняли Гончарову в гибели «солнца русской поэзии», другие — боготворили ее ум, красоту и изящество. Так почему же случилась та роковая дуэль? И действительно ли существовал заговор Дантеса и барона Геккерена, которых не раз обвиняли в мужеложстве?

Эта книга знаменитой писательницы Наталии Горбачевой — нашумевшее расследование жизни и любви Пушкина и Гончаровой — читается как прекрасный роман, а благодаря огромному количеству исторического материала действительно проливает свет на события той эпохи.

https://nemaloknig.com/book-394112.html

Читать и скачать бесплатно (издание 2011 г.): https://www.litmir.me/bd/?b=183517

(нелепое название «Война любви и ревности» скорее всего, навязано автору издательством. Так всегда делается, чтобы привлечь внимание потенциальных читателей). А вот небольшой отрывок из другой книги Натальи Борисовны «Прекрасная Натали». — М.: «Русич», «Олимп», 1999 — 480 с.

Прекрасная Натали

Вступление. Тайна Натальи Николаевны

Миф о жене Пушкина, как о бездушной красавице, погубившей величайшего русского поэта в расцвете его творческих сил, оказался дорог многим поколениям исследователей, а вслед за ними — миллионам читающей публики. Здравый смысл в оценке ее личности был утрачен давно, еще на заре научного пушкиноведения, и многие ценители произведений Пушкина невольно перекладывали вину за безвременную его гибель на плечи Натали.

«Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив», — признавался Александр Сергеевич жене в одном из писем. И таких признаний множество. Отчего же народная молва все-таки не верит поэту? Почему оказалось живучим мнение, подобное тому, что выразил некий стихотворец в виршах «На Η. Н. Пушкину»:

Не смыть ей горькими слезами

С себя пятна,

Не отмолиться ей мольбами

Жалка она.

Сама Наталья Николаевна не оставила ни дневников, ни воспоминаний. «Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца», — утверждала она. Дочь Натальи Николаевны, Александра Арапова, писала: «Она была христианка в полном смысле этого слова. Грубые нападки, язвительные уколы уязвляли неповинное сердце, но горький протест или ропот возмущения никогда не срывался с ее уст». От природы Наталья Николаевна была молчалива и весьма сдержанна в проявлении своих чувств, что особенно нравилось Пушкину. Итак, правильные выводы о ее уме и характере сделать было непросто. Действительно, кто из современников, встречаясь с модной, признанной красавицей обеих столиц Натали, попытался по-настоящему заглянуть в глубину ее души? Кто, вспоминая о ней, по достоинству оценил то величайшее терпение и смирение, с которыми она принимала все удары судьбы?… Лишь немногие избранные, к которым, несомненно, принадлежал Пушкин. Он писал жене: «…а душу твою люблю больше твоего лица». Однако исследователей привлекала первая часть этой фразы: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя?…» Им казалось, что «душа» Натальи Николаевны является плодом воображения поэта.

Красота Натальи Николаевны была необыкновенна. Эта женщина вызывала к себе чрезвычайный интерес, где бы она ни появлялась. При дворе царя Натали могла бы иметь огромное влияние, стать вершительницей судеб. Но благородная и возвышенная душа ее была чужда честолюбию и праздной суете. Мнение легкомысленной толпы восторжествовало над истиной, загнав произошедшую трагедию в банальную схему: красавица Наталья Николаевна обожала светскую жизнь, желала блистать на балах, имела огромный успех в свете, без удержу кокетничала, играла чужими чувствами и доигралась до того, что «погиб поэт, невольник чести».

Так еще при жизни своей «мадонна» Пушкина превратилась в бездушную кокетку. А поскольку Наталья Николаевна не сделала попытки громогласно защитить себя от нападок толпы, то досужие вымыслы в конце концов породили стойкий миф.

https://www.litmir.me/br/?b=191998&p=1

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded