echelpanov

Category:

Венок на могилу поэта

Геннадий Филиппович Ковалёв, русский лингвист, д. ф. н., заведующий кафедрой славянской филологии филологического факультета ВГУ:

«О важности пушкинской лиры и изучения творчества А. С. Пушкина, а также его биографии пророчески и прекрасно, как будто в наше время, сказал В. В. Розанов: 

"Если бы Пушкин не только изучался учеными, а вот вошел другом в наши домы, — любовно прочитывался бы, нет, — трепетно переживался бы каждым русским от 15 до 23 лет, — он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете, который продолжается вот лет десять уже. Ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство предохраняет от всего пошлого, разносторонность его души и занимавших его интересов предохраняет от того, что можно было бы назвать"раннею специализациею души": так, марксизм, которому отданы были души всего учащегося юношества, совершенно немыслим в юношестве, знакомом с Пушкиным... [https://russkayarech.ru/files/issues/2009/3/19-kovalev.pdf] Пушкин - это покой, ясность... Пушкин - это какая-то СТРАННАЯ ВЕЧНОСТЬ... Во всех его томах ни одной страницы презрения к человеку. Если мы будем считать, что у него отсутствует, то получится почти такое же богатство, как если мы будем пересчитывать, что у него есть, Мусора, сора, зависти, — никаких «смертных грехов»… Вот почему он так воспитателен и здоров для души. Какая-то удивительно чистая кровь [точнее сказать, все творчество поэта - от чистого источника вдохновения — Е. Ч.], - почти суть Пушкина... И он не входит в «Курс русской словесности», а он есть вся русская словесность, но не в начальном осуществлении, где было столько «ложных шагов», а в благородной первоначальной задаче... Купите-ка, господа, сегодня своим детишкам "удобного Пушкина" и отберите у них разные "новейшие произведения" ... Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше - ключ потеряйте..."

Цит. по: Василий РОЗАНОВ "Возврат к Пушкину", 1912 (сегодня увидел публикацию с этими замечательными строками на странице ВК Светланы Михайловны Телегиной, библиографа, исследователя творчества М. Ю. Лермонтова, автора книг о поэте. Полный текст: https://7lafa.com/book.php?id=183298&page=1)

Писатель Вячеслав Манягин, 10 февраля, 10:10 :

10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом Александр Сергеевич Пушкин. "Солнце нашей поэзии закатилось", – писали в одной из газет того времени. 

Пушкин не только величайший поэт России, но и творец современного русского литературного языка. Кто знает, каким бы наш язык был, если бы не он? Возможно, такими:

Отнелиже человек скотом приложися,
в различных нравы зверей весь род развратися:
неции ядовиты яко змии быша,
ближния своя ядом аспидим губиша.
(Симеон Полоцкий)

Или таким:

Я видел, что ясны очи
Ее на меня глядели,
Хотя и в темноту ночи,
И нимало не смертвели.
(Василий Тредиаковский)

А может, таким:

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
(Михаил Ломоносов).

Но русский язык, благодаря Александру Пушкину стал таким:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. 

Певучий, могучий, великий русский язык Пушкина создал современную русскую нацию [можно сказать с большой натяжкой, что лишь косвенно, условно. Пушкин так или иначе повлиял на всю русскую интеллигенцию, западников и славянофилов, Розанова, Каткова, Достоевского и многих др., на всю русскую классическую литературу XIX века. Смотря что имеется в виду Вячеславом Геннадьевичем: формирование гражданской нации в Российской империи, современного российского самосознания или что-то другое? Можно сказать, что он оказал значительное / существенное влияние на цивилизационное развитие образованного российского общества. Действительно сложно представить себе, что было бы, не будь в России Александра Сергеевича. Он дал сильный толчок интеллектуальному общественному развитию — Е. Ч.]

Но Пушкин был универсальный гений. К зрелому возрасту, отходя от юношеской поэзии, он обратился к прозе, такой же гениально простой и кристально ясной, как и его стихи. Ах какое наслаждение читать его повести! Кстати, когда я спрашивал немцев, почему они так плохо знакомы с творчеством Пушкина (по сравнению с Достоевским, Шолоховым или Пастернаком), то они дали мне совершенно неожиданный, но, как я теперь понимаю, закономерный ответ: Пушкина трудно переводить именно из-за его простоты и ясности. Если перевести на немецкий или любой другой иностранный язык его стихи, то в переводе исчезает их первоначальная гениальность и остается только простота, обычные, можно сказать будничные тривиальные фразы. Ну например, по-русски "Тучи мглою небо кроют", а на немецком: "Мрачные тучи закрыли небо" - и чего эти русские восхищаются своим Пушкиным?!

Но, оставив в стороне несчастных иностранцев, лишенных возможности познакомиться с Пушкиным в оригинале, хочу сказать еще и о том, что за пушкинскими стихами и прозой маячит еще и Пушкин-историк, который не менее велик, чем Пушкин-литератор. А может и более. Чего стоит только его "История Пугачевского бунта". А Пушкин-публицист? Читали ли вы его "Путешествие из Москвы в Петербург"? Нет, я не ошибся, и речь не о радищевском путешествии из Петербурга в Москву. Пушкин дал либерально-масонскому сочинению Радищева отпор такой силы, что его предпочли замалчивать и в царское, и в советское, и в современное время - патриотизм.

Пушкин пришелся всем не ко двору [поздний Пушкин, частично — Е. Ч.].

Почитайте, не пожалеете. 

В общем, остается повторить за Аполлоном Григорьевым его ставшую крылатой фразу "Пушкин - наше всё!" и склонить голову перед памятью Пушкина - отца современной русской нации.

https://vk.com/manjagin?w=wall-179436521_4917

Дунаев М.М. Духовный подвиг Пушкина

М. М. Дунаев рассуждает о последних часах жизни А.С. Пушкина

https://www.youtube.com/watch?v=dzOIEzvDQIU

Михаил Михайлович Дунаев (1945-2008), док. филол. наук, доктор богословия, православный литературовед, профессор МДА:

В сознании народном смерть Пушкина навсегда запечатлена как национальная трагедия. Однако, пытаясь проникнуть умом в те скорбные дни, мы часто низводим наше внимание до уровня праздного любопытства, самому же поэту отводим роль жалкой марионетки в руках закулисных интриганов (о чем не раз уже писалось): они как будто за ниточки дергали, а он подчинялся. <…>

Остановим мысленно то мгновение, когда выстрел в Дантеса уже сделан, но пуля еще вершит свой путь. Пушкин уже безусловно обречен. Его ожидают дни тяжких страданий души. Его ждет тот миг, коего не избегнет никто, но к которому поэт находился уже ближе многих. Кем предстояло ему встретить тот миг — убийцей, злобно торжествовавшим свой мстительный триумф, или смиренным христианином, совершившим подвиг прощения убийце собственному? Да, скажут тут, по дуэльным правилам Пушкин не был убийцей, ибо свершил всё в честном поединке. Но ведь жалкие эти человеком выдуманные условности не для Божиего Суда, лишь для людского. Итак, именно в тот миг, когда пуля готова была настичь уже беззащитного противника, решалась судьба Пушкина — судьба в высшем понимании, а не в житейски-обыденном. Житейски-то рассуждая, он уже был обречен, по Истине же — всё еще было впереди.

Бог спас Пушкина от тяжкого греха убийства, хотя жажда смерти противника, повторим еще раз, смертельно отравила раненого поэта. Пушкину было даровано свыше право духовно примириться с врагом — принять или отвергнуть дар было уже исключительно в его воле. Так действует Промыслительная воля: человеку всегда дается возможность выбора. Если бы враг был мертв, нравственного права прощать свою жертву у стрелявшего не было бы. Сколь тягостны стали бы муки, сколь безысходны, сколь мрачна смерть…

«Дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья… и дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи», — молился поэт Создателю и был услышан. «Требую, — так сказал он перед смертью Вяземскому, — чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Он завещал то же как бы и всем нам.

Он умер христианином, тягостные дни умирания завершились духовным просветлением. Священник, принявший исповедь умирающего и приобщивший его Святых Тайн, свидетельствовал о высоте духовного состояния поэта.

Вчитаемся еще раз и в свидетельство, оставленное духовно чутким Жуковским:

«… Я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда в его лице я не видел ничего подобного тому, что было в нём в эту первую минуту смерти… <…> Какая-то глубокая, удивительная мысль на нём развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне всё хотелось спросить: “Что видишь, друг?”»

Та высшая Истина, по которой духовно томилась душа Пушкина, теперь была им обретена? Свидетельство непреложно: «… какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание».

Что же открылось ему, обретенное столь трудной ценой?

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (Ф. М. Достоевский).

Журнал «Фома»: № 2 (106) февраль 2012

https://foma.ru/duel-poeta.html

Можно еще посмотреть хороший документальный фильм об Александре Сергеевиче:

Православный Пушкин (Медиапроект «Толк и польза», 2013)

https://www.youtube.com/watch?v=3G4jZEpXXjI

Режиссер: Сергей Андрюшкин

А.С. Пушкин является основоположником православной традиции в русской литературе. Однако о поэте бытует и другое - неверное мнение как о безбожнике. Этот фильм расскажет о том, что в действительности представляла собой жизнь поэта: непрерывный нравственный подвиг борьбы со своими страстями и с веяниями, которые навязывал век просвещения. Тот факт, что прославленный в лике святых, митрополит Московский Филарет адресовал Пушкину строки утешения подтверждает, что гениальный талант русского поэта был не только замечен, но и особым образом признан крупнейшим церковным авторитетом того времени.

+ + +

Читайте также:

С. Л. Франк. Этюды о Пушкине. — Мюнхен, 1957 

Семён Людвигович Франк (16 [28] января 1877, Москва, Российская империя — 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) — русский философ и православный религиозный мыслитель. 

ПУШКИН – ДУХОВНОЕ ПРОТИВОЯДИЕ

В чем актуальность его творчества для современной России?

Джулиан Генри Лоуэнфельд (род. 7 июня 1963, Вашингтон) — американский и российский поэт, драматург, судебный юрист, композитор и переводчик, считающийся одним из лучших переводчиков произведений А. С. Пушкина на английский язык. 

https://pravoslavie.ru/54058.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded