echelpanov

Category:

Познавательная информация

Почему у русских рабское сознание?

«На Бога надейся, а сам не плошай. Нужно перестать на кого-то жаловаться, искать виноватых и начинать самому что-то делать»

Рабская психология в русском человеке – национальная черта или выдумка недругов, покорность или лень? Такие серьезные вопросы подняты в новом выпуске программы «Эдисоны». Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории МГТУ им. Носова (г. Магнитогорск) Елена Михайловна Буряк расскажет, почему русские считались идеальными рабами, кто и когда покорял наше государство и что может вызвать бессмысленный и беспощадный бунт. 26 июня 2014 г.

Одна из причин этого явления — в существенном перегибе многовековых установок Русской Православной Церкви и богословия в сторону чрезмерного смирения и самоуничижения, на Западе наоборот, богатые и успешные люди считаются облагодетельствованными свыше, чуть ли не особыми божественными «избранниками» (протестанская традиция). По сути это две духовно опасные крайности, а вот лишь один пример из святоотеческой традиции.

Леонов А. М. Преподаватель догматического богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств:

«Нередко в качестве одного из эффективнейших средств к достижению смиренномудрия обозначается требование «почитать себя “ничем”».

Вообще-то говоря, это требование связано с известным памятником аскетической литературы «Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсонофием Великим и Иоанном Пророком». И оно, понятно, — справедливо (вот эти слова: «Не будь дерзок, почитай себя за ничто, храни любовь ко всем и имей всегда Бога в уме своем» [3, с.  246]).

Однако, к сожалению, нередко смысл этих слов понимается вовсе не так, как об этом мыслил святой, а совершенно иначе: как отказ от правильной, здравой оценки своего положения в жизни, личных качеств и творческих сил.

А между тем, подобное отношение к собственной личности способно подорвать в человеке «веру» в себя, породить сомнения в возможности и целесообразности преодолевания жизненных трудностей, привести к ощущению полной ненужности и отчужденности, ввергнуть в отчаяние, лишить чувства ответственности перед Богом и ближним.»

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/xristianskoe-i-psevdo-xristianskoe-smirenie.1660/

То же самое с неверным Синодальным переводом слов апостола Павла, что якобы «всякая власть от Бога» (многие верующие в СССР были в этом всерьез убеждены). Кто мог объяснить эти богословские тонкости обычным крепостным в Царской России, которых называли «скотами» дворяне во времена Екатерины II? Вздохнули они полной грудью лишь при последнем императоре, когда были отменены выкупные платежи и началась «Столыпинская реформа», так как статистика тех лет говорила о малой эффективности крестьянских общин. В этом смысле Церковь несколько столетий выступала своеобразным тормозом для формирования в России полноценного гражданского общества (отчасти из-за нежелания что-то менять и авторитаризма власть придержащих, которым она была всецело подчинена), искусственно сдерживая активность, пассионарность народа. В этом — причина успешности антицерковной большевицкой пропаганды.

А вот характерный отрывок из статьи «Категория «вины» и «смирения» в системе ценностей приходской субкультуры» Бориса Кирилловича Кнорре (российского религиоведа, канд. филос. наук, доцента НИУ-ВШЭ, доцента Высшей школы европейских культур РГГУ, участника проекта Кестонского института по подготовке информационно-аналитического издания «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания»), вошедшей в книгу «Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности» / под ред. А. Агаджаняна и К. Русселе. — М.: Весь мир, 2011 — 368 с.

Полный текст доступен по ссылке: https://yadi.sk/i/535Y-bIhRnf_eA

Действительно, мало кто сейчас вспоминает слова апостола Павла:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1 Фес. 5: 16-18)

Иерей Михаил Ромадов, настоятель храма св. блгв. князей Петра и Февронии в г. Тосно: «Прекрасное короткое наставление. Действительно, тема радости имеет чрезвычайно важную роль в Новом Завете. Христос очень часто обращается к своим ученикам: «Радуйтесь!». Во-первых, это было формой приветствия. Греческое слово χαίρε и латинское salve в начале любого письма или во время встречи обозначали «Радуйся!». Практически во всех акафистах, которые мы читаем в храме или дома, тоже часто встречается «Радуйся» или «Радуйтесь», что идет с тех времен, когда этим словом приветствовали друг друга. Радость – один из плодов Духа Святого, поэтому призыв всегда радоваться имеет самую прочную христианскую почву.» https://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-apostol-9-yanvarya-2016g (что называется, посмотрите на старцев. Следовательно, безрадостные люди с грустными лицами, загруженные своими проблемами — оторванные от Бога и подлинной духовной жизни). Проблема в том, что обычных мирян священники начинают пичкать правилами монашеского устава.

«Благодарное сердце ни в чем не нуждается» — любил повторять протоиерей Николай Гурьянов.

Можно также сказать, что причина многих бед русского человека состоит в заниженной самооценке.

(Там же)

+ + +

о. Всеволод Чаплин: «Я не уверен, что сейчас Патриарх играет какую-то плохую роль [в Церкви и обществе], скорее он становится более осознанным консерватором» (телеканал «Дождь», февраль 2020) https://www.youtube.com/watch?v=tOfiNeRSwqA

Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13:33). Что-то среди православных сегодня не заметно особой теплоты, все друг к другу придираются по каким-то пустякам (даже в Церкви можно с этим столкнуться на бытовом уровне). Последний пример: отношение к личности протоиерея Всеволода Чаплина. Казалось бы, смерть человека должна примирить между собой его критиков и почитателей, а кое-где наблюдается прямо противоположное. Даже док. ист. наук В. М. Лавров написал про отца Всеволода (в дни после его смерти) на своей странице ВК что-то отрицательное.

ПРАВОСЛАВНЫЕ БЕЗБОЖНИКИ / о.Георгий Митрофанов (доктор богословия, профессор СПбДА)

https://likorg.ru/post/otkrovenno-pravoslavnye-bezbozhniki-o-georgiy-mitrofanov

О современном состоянии церкви. Фрагменты беседы с протоиереем Георгием Митрофановым: Митрофанов: пастыри-костоправы, литургические заклинания, палачи церкви / Беседа за лавками - https://www.youtube.com/watch?v=gEINSRV47oU (ХРАМ-КАЛУГА ЗА ЛАВКАМИ. Опубликовано: 20 авг. 2019 г.)

В целом неплохая познавательная беседа, но отец Георгий здесь явно заблуждается из-за того, что считает подлинными «екатеринбургские останки», традиционно приписываемые светскими масс-медиа царской семье (что как минимум спорно именно с научной точки зрения, взять хотя бы последнюю «комплексную историко-стоматологическую экспертизу»). Также он обвиняет блаженную Матрону Московскую в занятиях «святотатственной магией», но ведь блаженные на то и блаженные, что их логика не понятна другим людям. Кроме того, она имела духовные очи и духовное зрение, зачастую недоступное для обычного преподавателя духовной академии, пусть и очень умного. Если ему что-то «кажется» через собственное субъективное восприятие — это не значит, что все так и есть на самом деле.

У отца Георгия очень хороший хороший курс лекций по истории РПЦ в XX веке, я с большим интересом прослушал его в записи несколько лет назад (скачивал, по-моему, с rutracker.org).

Как не стать фарисеем? (о. Владимир Головин), 13 фев. 2020

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=ol0f0RB8Wh8&feature=emb_logo

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded