echelpanov

Categories:

Духовный путь А. С. Пушкина. Драма "Борис Годунов"

КУРС «ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»  

Лектор Александр Николаевич Ужанков - советский и российский филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Сретенский монастырь, 17 февраля 2020 г.

Про «Духовный путь Пушкина», как было заявлено в расписании лектория, Александр Николаевич рассказал всего от силы минут двадцать, основное время посвятил художественному произведению «Борис Годунов» (не надо путать литературный персонаж с историческим, как и было сказано в ответах на вопросы после основного доклада). При всем уважению к лектору, он больше филолог и высококвалифицированный специалист по древнерусской литературе, а тут хотелось бы услышать комментарий профессионального православного историка.

Когда я учился на вечерне-заочных Свято-Феодоритовских катехизаторских курсах Мурманской и Мончегорской митрополии, нам читал курс лекций по истории России наш руководитель, канд. ист. наук Антон Иванович Тучков (бывший профессор кафедры теологии МГТУ г. Мурманска, друг убитого иерея Даниила Сысоева). Помимо истории он читал также лекции по сектоведению, о святых и др. (уже точно не помню). Антон Иванович был одним из лучших историков Мурманской области, человеком энциклопедического склада ума, как сказал на его отпевании летом 2018 г. митрополит Симон (Гетя). Так вот, насчет царевича Димитрия он нам на лекции в епархии говорил, что лично копался в архивах, ища подробную информацию, и вынес убеждение, что смерть мальчика — несчастный случай, что и было зафиксировано следственной комиссией, выводы которой были утверждены Патриархом Иовом. Подробные аргументы Антона Ивановича приблизительно такие, как на этом сайте: https://aif.ru/society/history/smert_carevicha_dmitriya_neraskrytoe_delo_xvi_veka Мать мальчика Мария Нагая решила использовать смерть своего ребенка для сведения политических счетов с Борисом Годуновым, за что тот и упрятал ее в монастырь. Вероятно, что Пушкин (со всей своей очевидной гениальностью) по каким-то причинам просто не смог досконально разобраться во всех хитросплетениях этого дела, ему не хватило проницательности. Как бы там ни было, обе версии гибели царевича Димитрия не могут быть отвергнуты окончательно.

Что со святостью? Может ли святой праведный ребенок погибнуть вследствии припадка эпилепсии, если это не было убийством? Почему нет? Если ошибается А. И. Тучков и другие историки и это все же было убийство, то мальчик (чтобы стать страстотерпцем) должен как минимум при жизни быть примерным христианином и вести чистую праведную жизнь, примером чему служат жития святых Бориса и Глеба, блгв. князя Михаила Тверского, императора Николая II (хотя он больше мученик) и его семьи и др. Есть ли этому достоверные свидетельства? Интересно, что св. блгв. князь Андрей Боголюбский (по словам кандидата богословия, протоиерея Константина Костромина, устроивший резню в Киеве и поругание его святынь в 1169 году https://www.youtube.com/watch?v=5KZXjWGVD-g, что несовместимо со святостью) не считается в нашей Церкви страстотерпцем или мучеником, хотя погиб от рук своих собственных бояр-изменников, среди которых практически не было иностранцев (в отличии от подробностей официальной версии гибели Царской семьи в 1918-м).

Насчет «чудес», с которыми столкнулась комиссия Шуйского, политического оппонента Годунова. В первой половине 16 века жил такой святой человек по имени Артемий Веркольский, которого убила молния и он совершенно логично был захоронен своими земляками за церковной оградой. Затем кто-то наткнулся на его нетленное тело. Если бы это произошло на Афоне, то понятна реакция (там это считается плохим признаком, усопших монахов закапывают на некоторое время в землю и потом откапывают. Признаком святости считаются кости желтоватого оттенка). Может, людям просто очень захотелось иметь своего святого? По утверждению бывшего профессора МДА Андрея Кураева, данные факты можно трактовать как в ту, так и в другую сторону, то есть в сторону признания или не признания человека святым угодником Божиим (все зависит от желания правящего архиерея), см. одну из последних лекций на ABC-Project (ю-туб). Бывает, что у людей просто богатая фантазия. Даже многие богословы сейчас признают, что древние жития святых — это отчасти «православное фэнтази», в этих текстах встречается слишком много общих шаблонов и вещей совершенно фантастических. Очень трудно разобрать, где там содержится правда, а где вымысел. Всю правду знает один лишь Господь. А в наше время все надо проверять и подвергать сомнению (слишком много было фальсификаций в XX веке). Помню, как я читал у С. А. Нилуса в какой-то книге рассказ про умершего мужчину, тело которого не подверглось тлению. Суть в том, что его мать не хотела его прощать. И как только она его простила, тело рассыпалось в прах. Православный фольклор? Сергей Александрович ведь записывал много рассказов простых деревенских жителей, а они бы не стали лукавить в то время (что-то сочинять), особенно в вопросах веры.

Про нераскаянные грехи родителей, переходящие на детей и последующие поколения (об этом пишет православный врач, канд. мед. наук К. В. Зорин в своих книжках), к мыслям о которых Александра Сергеевича Пушкина натолкнули многочасовые (многодневные) размышления о скрытых духовных причинах Смутного времени на Руси (по мнению А. Н. Ужанкова). В интернете видел слова Патриарха, что священников, говорящих об этом своим прихожанам, надо чуть ли не запрещать в служении. И это несмотря на слова Евангелия, когда апостолы говорят Христу: «Кто согрешил, что родился слепым — он или родители его?». Мне кажется это очень важным, особенно применительно к нашей стране, революционным событиям столетней давности и др. Кроме того, сейчас мало кто решится из официальных церковных лиц перечить Святейшему (можно вылететь в два счета со своей должности). Александр Николаевич большой молодец, что обратил здесь, в данном произведении, на это внимание. 

Что еще можно сказать про грехи царя Бориса? По некоторым данным (как сообщает канд. ист. наук Д. И. Стогов), он мог быть причастен к отравлению первого венчанного русского Государя Иоанна Васильевича Грозного, много лет противостоявшего своему совершенно зарвавшемуся окружению, которое его в итоге скорее всего и свело в могилу (согласно одной из версий). Возможно, это участие Годунова было лишь косвенным. Понятно, что никто из ведущих историков сейчас публично эту версию озвучивать не будет. Пока, во всяком случае.

+ + +

Время вокруг стремительно ускоряется, и книги занимают в нашей жизни все меньше места. Меняется не только мир — меняется само наше мышление. Человеку становится всё сложнее переварить «большую форму» в виде обычной книги. Вместо этого мы переключаемся на новостные ленты со смешными картинками, «цитатами великих людей» и роликами популярных блогеров. Мы заменяем мышление потреблением информации, которую уже не способны усваивать в столь огромных количествах. Как спасти свой мозг от информационного цунами?   

Лекция Андрея Курпатова на Московском Культурном Форуме-2018.

«Культура и чтение в информационную эпоху. Как среда определяет наше мышление?»

https://www.youtube.com/watch?v=9x1laxtKjLI

#ужанков #uzhankov#историярусскойлитературы #москва #православие #пушкин #борисгодунов #христианство #любовь #сретенскиймонастырь

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded